Наблюдать за европейской прессой, да и за тамошними политиками в последнее время - одно удовольствие.
Причем удовольствие особого рода. Они вдруг превратились из спесивых снобов, разговаривающих с Россией через губу и в основном в императивных категориях типа «Россия должна»... Так вот, Макрон, Могерини, Туск и Юнкер вдруг превратились в героев известного украинского анекдота: «А нас-то за шо?».
Раньше, до выхода США из ядерного соглашения с Ираном, ведь всё было прекрасно. Дональд Фредович Трамп с развевающейся на сквозняке шевелюрой вопрошал: «Европейцы, а не ударить ли и вам, по нашему примеру, санкциями по России?» «Отчего ж, барин, и не ударить, - отвечали европейские политики, суетливо срывая с голов шапки. Конечно, барин, коли атлантическая солидарность, понимаешь, того требует…»
Правда, потом, выполнив все пожелания патрона, европейцы начинали дружно кряхтеть, чесать затылки и пересчитывать влажными пальцами медяки и убытки. А вот теперь всё изменилось. Теперь они сами оказались в роли жертвы экономического шантажа. И им это ой как не понравилось.
Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр крайне резко высказался по поводу давления США после выхода Америки из иранской ядерной сделки. В интервью газете Le Figaro он заявил, что США не имеют права быть экономическим жандармом планеты. А санкции не только являются оружием устрашения, они являются подлинным оружием, направленным на уничтожение ценностей и доходов европейских стран, а также рабочих мест на предприятиях, которые торгуют со странами, против которых направлены санкции США.
Как вы, наверное, слышали, суть этого конфликта в том, что Вашингтон, выйдя в одностороннем порядке из соглашения с Ираном, теперь требует того же и от остальных участников. А тем европейским компаниям, которые, несмотря ни на что, продолжат сотрудничать с Тегераном, американцы обещают миллиардные штрафы и прочие санкционные прелести.
А ведь французы и немцы уже вложились в Иран. И рассчитывали на неплохую, даже очень хорошую прибыль. Теперь что, уходить из Ирана, как того требует Вашингтон? Бросать все нажитое непосильным трудом? В результате на саммите в Софии крайне раздраженный президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что европейцы не будут вести переговоры «с дамокловым мечом, висящим над их головами». А посеревший Дональд Туск, председатель Евросовета, вообще договорился до того, что с такими друзьями, как Америка, и враги не нужны.
«Я думаю, что реальная геополитическая проблема - это не когда у вас непредсказуемый противник или враг или… партнер. Проблема, когда ваш ближайший друг непредсказуем. Сейчас это не шутка. Это суть нашей проблемы сегодня с нашими друзьями на другой стороне Атлантики», - сказал Туск.
При этом в процессе произнесения таких крамольных речей на них, лидерах Евросоюза, просто лица не было. Ведь как же так? Ведь мы и шапки долой, и поклоны били, и три раза приседали - все равно попали под раздачу?
В самом деле «а нас-то за шо?».
Но вот что-то мне кажется, что эти резкие заявления про «экономических жандармов» и «непредсказуемых заокеанских друзей» - это как бы от безысходности. Как метко заметил один швейцарский экономист, Питер Кениг, на протяжении всей своей истории ЕС всегда явно демонстрировал полное отсутствие у него хребта.
Помните давнюю потрясающую шпионскую эпопею с прослушкой личного телефона фрау Меркель американцами? Скандал, который как-то очень быстро забыли, спустив на тормозах? Или кампанию в США по поводу выхлопных газов автомобилей Volkswagen, или неоднократные многомиллиардные штрафы по поводу и без парижским и берлинским банкам?
Нет, не вырос ещё позвоночник у Евросоюза. Так и остаётся он полусогнутым, в позе «ку» перед жёлтыми штанами вашингтонских чиновников.
Не хватает только колокольчика в нос. Повозмущавшись, ну так, чисто для вида, выпустив пар, Юнкер тут же предложил пойти с Америкой на компромисс: типа ЕС увеличит закупки заокеанского сжиженного газа ради отмены пошлин на металлы. Но тут вот какое дело: Европа, присев перед санкционным давлением один раз, пойдя на уступки, дальше будет приседать постоянно. Что, естественно, и произошло! Ведь «хотелки» Трампа растут вместе с аппетитом.
Как пишет немецкий журнал Spiegel, заместитель директора департамента энергетики Госдепа США Сандра Оудкирк заявила о намерении Вашингтона предотвратить реализацию проекта «Северный поток - 2». Выступая в Берлине, американская чиновница заявила, что «мы, то есть Америка, были бы рады, если бы проект не состоялся». По информации американской газеты The Wall Street Journal, Трамп предлагал Ангеле Мекель сделку: Германия отказывается от поддержки «Северного потока - 2». В обмен на это США начали бы переговоры по новому торговому соглашению с Европейским союзом.
Вообще это прекрасно: Трамп требует от Германии отказа от реальной трубы и поставок газа в обмен на… просто «переговоры по будущему соглашению», кстати, с непредсказуемым результатом. То есть просто пытается развести Меркель на «обещание жениться». Когда-нибудь потом! И это и шантаж, и угроза всем попыткам Ангелы Меркель вести независимую от Вашингтона исключительно прагматичную политику.
Думаю, на очереди по санкциям и пошлинам не только Volkswagen, но и весь немецкий автопром, и Siemens, и Airbus, про иранские проекты немецких и французских компаний можно тоже будет забыть. Как говорится, коготок увяз - птичке пропасть. Радостно, вприпрыжку подключившись к санкциям против России, европейским политикам следовало бы понимать, что в конце концов дойдет дело и до санкций против самой Европы. А повод найдётся! У Трампа нет других возможностей снова сделать Америку великой, кроме как удушить европейских конкурентов.
Так что вы там держитесь. Хватка у Вашингтона жёсткая.
«Европейский союз крайне плохо, ужасно относился к Соединённым Штатам в сфере торговли. Он ужасно относился к нашим рабочим. В прошлом году торговый дефицит США по отношению к ЕС составил 151 миллиард долларов. Я очень хорошо знаю Жан-Клода Юнкера, я очень хорошо знаю Дональда Туска. Они оба мне нравятся, но они очень жёсткие. Честно говоря, ЕС, не считая Китая и ряда других стран, относился к нам в плане торговли настолько плохо, насколько это возможно. Слишком много торговых барьеров. Так больше не может продолжаться», - сказал Трамп.
Ну вы поняли. Европу точно будут раскулачивать. Вашингтон уже практически запустил аппарат по машинной дойке коровы Евросоюза. И вот на этом фоне у Германии появляется уникальный шанс совершить естественный поворот в сторону надёжных, предсказуемых и проверенных партнёров. Причём о том, что такой поворот возможен, начинают догадываться даже сами американцы.
Буквально в пятницу на сайте агентства Bloomberg появилась заметка под весьма характерным заголовком: «Сближение с Россией теперь является основной стратегической целью для Германии». Конечно, в статье много традиционных благоглупостей. Но то, что американское беспардонное давление может сблизить, это несомненно.
Но всё равно, вместо того чтобы проститься с почившей в бозе идеей евроатлантической солидарности, которой на самом деле уже нет, а есть прямая жесточайшая конкуренция, Европа продолжает дуть с Вашингтоном в одну и ту же дуду. Я про реакцию на Крымский мост.
Как известно, Госдеп официально осудил строительство Крымского моста. Канада осудила строительство Крымского моста. Заместитель главы британского МИД Алан Данкан назвал мост ещё одним примером безрассудного поведения России. Евросоюз официально осудил строительство Крымского моста.
Не говоря уже об Украине и американском журналисте Томе Рогане, который предложил украинской армии просто разбомбить Крымский мост. Но тут вопрос, конечно, к следователям и психиатрам.
Вообще, мосты - дело хорошее, их задача, в отличие от разного рода стен и железных занавесов, - соединять. Людей. Рынки, территории. Но вот встаёт закономерный вопрос: отчего же их так плющит и колбасит от чужого моста? У меня есть вариант ответа: это просто зависть. К большой красивой и сложной работе, проделанной быстро, качественно и с опережением срока. У них там гораздо более простые проекты не получаются. Не то что сложнейший мост над Керченским проливом.
Вот, например, совсем недавно в Америке рухнул пешеходный мост в Майями. Совершенно новый. Ещё даже официально открыть не успели. Хотя более простую конструкцию придумать сложно.
Украина завидует потому, что свой собственный мост через Днепр на Подоле всего лишь два километра длиной она строит уже почти 25 лет! Руины грандиозного долгостроя сейчас привлекают только руферов и самоубийц.
Другой мост, в Запорожье, 800 метров длиной начали строить в 2004-м, 14 лет назад, - и тоже забросили. Обидно. У России получилось, а на Украине за какой мост ни возьмись - полный провал. Уже даже юмористы 95-й квартала устали смеяться.
Видео трёхлетней давности.
Кстати у Германии тоже есть повод для зависти. Правда, там строят не мост, а большой аэропорт Берлин - Бранденбург.
Строят с 2005-го. Хотели открыть в 2012-м, потом в 2014-м. Сейчас говорят про 2020-й. В лучшем случае. При этом вскрылись чудовищные нарушения с противопожарной сигнализацией, системой дымоудаления, организацией пассажиропотоков. Ну и конечно, чудовищные коррупционные схемы. И это в законопослушной Германии.
Строительство нового ультрамодного и современного аэропорта началось в 2006 году. Аэропорт Берлин-Бранденбург должен был стать самым современным аэропортом Европы и заменить собой устаревшие и не отвечающие новым требованиям аэропорты Тегель и Шенефельд. На то, чтобы закончить Берлин-Бранденбург и перевести туда все рейсы, отвели пять лет. Торжественное открытие было назначено на октябрь 2011 года. За несколько месяцев до этого на всех купленных билетах с прилетом и пересадкой в Берлине был указан новый аэропорт. Но тут что-то пошло не так.
Оказалось, что аэропорт не отвечает требованиям безопасности, и открытие перенесли на 3 июня 2012 года. В мае 2012 все было готово: в здании нового аэропорта кипела жизнь, все рестораны и магазины готовы были открыться ровно 3 июня. В ночь со 2 на 3 июня планировалась большая логистическая операция по доставке транспорта и оборудования из Тегеля и Шенефельда в Бранденбург. Перевезти все эти машины заранее было нельзя, так как они требовались в старых аэропортах для обслуживания последних рейсов, назначенных на второе июня. Эту перевозку в прямом эфире должно было даже освещать телевидение, но в мае нашлись неполадки в системе противопожарной безопасности, и открытие снова отложили. Сложно осознать масштаб этого прокола, ведь и Тегель, и Шенефельд уже должны были быть закрыты 3 июня, как вдруг за 4 недели до этого всё отменяется. Пренебречь, вальсируем.
Новой датой стал март 2013 года.
Руководство било себя пяткой в грудь и говорило, что теперь-то уж ничего не помешает им открыть аэропорт. Время шло, один скандал сменял другой, кого-то увольняли, кого-то обвиняли, кто-то вымогал взятки, кто-то их давал. Март 2013 года превратился в сентябрь, потом в конец 2015 года, а затем и в 2016 год. 2016 год стал серединой 2017-го. Когда я писала предысторию Берлин-Бранденбурга в первый раз, новой датой называли 2018 или 2019 год. Теперь все даты сдвинулись минимум на 2020, а то и 2021 год. Сейчас речь уже идет о каком-то «мягком запуске», чтобы открыть аэропорт хотя бы без главного терминала. На сайте газеты Berliner Morgenpost провели опрос, в котором приняло участие 75 тысяч человек. По результата опроса 70 % считают, что аэропорт не откроется никогда. На проект уже было потрачено € 6,5 миллиардов, и с каждым днём эта сумма растет.
По данным Deutsche Welle, каждый день стоит налогоплательщикам € 1 миллион.
Очень много усилий и денег тратится для того, чтобы не разрушилось то, что уже построено. Например, по будням в 10:26 утра Deutsche Bahn отправляет пустой поезд на станцию метро, находящуюся в аэропорту. Это одинокое путешествие способствует циркуляции воздуха и предотвращает коррозию железнодорожных путей.
Одним словом, в удивительное время живем. Когда Россия успешно строит, а Германия, да и весь остальной так называемый «цивилизованный мир» погряз в долгостроях и коррупции. И это как раз, судя по всему, больше всего тревожит тех, кто грозит и пугает нас санкциями...
Предлагаем, тем кто ещё не ..., подписаться на наш журнал "Стёб"©,