Работники крупнейшего металлургического комбината Украины «Криворожсталь» (сейчас ПАО «ArcelorMittal Кривой Рог») продолжают забастовку, к которой присоединяются всё новые цеха и производственные участки.
По данным профсоюза, полностью остановлены подразделения горного департамента, агломерационные цеха, все доменные печи (кроме шестой), весь сталеплавильный и прокатный переделы.
«18 мая работники железнодорожного цеха горного департамента, принимающие участие в акции, не выпустили на линии 20 локомотивов, указав, что они технически неисправны, и работать на них опасно. К акции присоединяются и производственные участки. Ситуация очень напряжённая», – заявил Николай Моряков, руководитель первичной организации независимого профсоюза горняков Украины.
«Впервые за 12 лет предприятию грозит финансовый кризис. Причина на поверхности – резкое снижение объёмов производства. Сначала это было вызвано выходом из строя половины конвертеров, потом неудачной попыткой запустить ДП-9 после капремонта и, наконец, недавними действиями наших железнодорожников. Они поддержали акцию протеста своих коллег в «Укрзализныце», что привело практически к полной остановке комбината. Уже идут разговоры о том, что под вопросом стоит выплата зарплаты за июнь», – комментирует ситуацию Сергей Пличко, финансовый директор комбината, на официальном сайте предприятия.
Пличко отметил, что «в мае убытки комбината составят более 1,5 миллиарда гривен (около $40 млн)», а продолжение забастовки «приведёт к полной остановке предприятия».
«Для того, чтобы пережить эту тяжёлую финансовую ситуацию, нам уже сегодня необходимо принимать решения о приостановлении ряда социальных программ. Если говорить о социальных расходах, то это коснётся большинства статей. Сейчас, самое неудачное время для протестов, какое только можно придумать. Дело уже не в размере оплаты труда, а вообще в наличии денег. Если протесты затянутся, то мы придём к тому, что денег не будет на зарплату – ни на нынешнюю, ни на повышенную, никакую. Не будет просто денег, понимаете», – пытается вразумить рабочих финансовый директор, забывая рассказать, куда же «ушла» прибыль за прошлый год в размере $193 млн. Расчёт на то, что люди испугаются остаться вообще без денег и прекратят забастовку.
Пугают протестующих и полной остановкой металлургического производства, и угрозой «тотальной загазованности прилегающей территории, а при изменении розы ветров возможно попадание этой газовой смеси объёмом в миллионы кубометров в близлежащие районы города» из-за остановки газопровода, – об этом говорит директор энергетического департамента «ArcelorMittal Кривой Рог» Александр Иванов. Он же оглашает апокалиптические сценарии – дескать, чтобы остановить газопровод, нужны специалисты, а их нет. А если за дело возьмутся дилетанты, газ может взорваться.
Президент объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков уверен, что забастовки имеют политическую подоплёку (кроме «Криворожстали» бастуют работники Кременчугского и Криворожского депо).
«Ситуация, которая сложилась в отрасли, для нас чрезвычайная. Чтобы понять масштабы убытков, которые несёт экономика и промышленность Украины, я приведу пример: всего за четыре дня мы не вывезли порядка 126 тысяч тонн железорудного сырья. В месяц – это миллион тонн сырья, а это порядка $85–90 млн потерянной валютной выручки для страны. И это только по Криворожскому депо, а если брать Кременчугское, то это ещё треть продукции, которую Полтавский горно-обогатительный комбинат не смог вывезти для европейских клиентов, что грозит срывом контрактов по поставкам сырья», – сказал Каленков прессе.
«Есть ряд лиц, которые поставили для себя задачу привлечь внимание и создать эту ситуацию. Ситуация началась в Кременчугском и Криворожском депо и перекинулась на «ArcelorMittal Кривой Рог», – заявил он.
Интересно, что разговоры о происходящем в отрасли начальством и высокопоставленными общественниками ведутся о чём угодно – о катастрофах, угрозах, политике, но только не о требованиях рабочего коллектива. Очень ясных и понятных – обеспечить безопасность их труда и повысить зарплаты. Но вместо обсуждения проблемы по существу железнодорожников и металлургов призывают смириться с существующим положением вещей и не бастовать.
Напомним, работники железнодорожного цеха бывшей «Криворожстали» утром 16 мая отказались приступать к работе, мотивируя свой отказ грубыми нарушениями охраны труда и аварийным состоянием подвижного состава, тем самым поддержав забастовку железнодорожников «Укрзализныци».
Нынешняя забастовка на «Криворожстали» не первая – год назад, также в мае, работники комбината выходили на митинги и требовали повышения зарплаты до 1000 евро, ссылаясь на зарплаты работников металлургических предприятий соседних стран. Год назад средняя зарплата по комбинату составляла 5000 гривен (около $200), сегодня – 14000 гривен (более $450). Работники тогда справедливо возмущались тем, что на зарплату идёт всего 5% от стоимости продукции, тогда как в странах ЕС – 40 – 45%. Так что требования зарплаты в 1000 евро взяты не с потолка.
Год назад руководство «ArcelorMittal Кривой Рог» пошло навстречу и увеличило зарплату, сегодня работники комбината надеются также добиться повышения.
Но, похоже, на этот раз выбрана иная тактика. Генеральный директор меткомбината Парамжит Калон обратился к президенту Украины Петру Порошенко, и тот… нет, не принял сторону бастующих. Он дал поручение министру инфраструктуры помочь собственникам «ArcelorMittal Кривой Рог». Решили вопрос оригинально: на комбинат из других регионов перебрасываются и тепловозы, и железнодорожные бригады. Совет профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины не поддержал «итальянскую» забастовку железнодорожников в Кривом Роге.
Помнится, майдан в 2014 году скакал за европейские зарплаты, а в массах распространялись брошюрки с рисунками на тему сладкой жизни в Европе. Да и Порошенко обещал, что украинцы заживут «по-новому». Новизны, и правда, достаточно. В остальном пример «ArcelorMittal Кривой Рог» показателен – переворот 2014 не может претендовать на революцию, поскольку на смену одним капиталистам пришли другие. С более низкой социальной ответственностью. Поэтому бастующих заменят штрейкбрехерами.
Из профилактория «Джерело» принудительно выселили всех работников предприятия, чтобы заселить приезжих. На территории завода – полиция, миссия которой – пресекать стычки между бастующими и теми, кто прислан их заменить.