При новой американской администрации внешняя политика США на российском направлении упростилась донельзя. По адресу России выдвигаются обвинения за обвинениями, вздорность которых нисколько не мешает расширять спектр антироссийских санкций. К обвинениям по поводу оккупации Донбасса, отравления Скрипаля, обстрелов мирного населения в Сирии и т. п. теперь добавилось обвинение в том, что Россия якобы не соблюдает Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (далее – Договор о РСМД). Утруждать себя бременем доказательств Вашингтон и в этот раз не находит нужным.
16 мая президент США Дональд Трамп в специальном меморандуме поручил подготовить план введения санкций против России за нарушение указанного договора. Госсекретарь Майк Помпео, министры финансов, обороны, торговли и директор Национальной разведки должны составить соответствующий президентский доклад для Конгресса. Наряду с изложением «отступлений» России от Договора о РСМД доклад должен включать план введения санкций в отношении «виновных» из российского военно-политического руководства.
Напомним, что Договор о РСМД был подписан Соединёнными Штатами и Советским Союзом в 1987 г. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (1–5,5 тыс. км) и меньшей (500 – 1 тыс. км) дальности. Имевшиеся в распоряжении сторон пусковые установки и носители с упомянутым радиусом действия подлежали уничтожению. Запрет касался только ракет наземного базирования, развёртывание же крылатых ракет морского и воздушного базирования того же диапазона дальности не возбранялось.
Ликвидации подверглись пять типов советских ракет общей численностью в 1752 единицы – баллистические ракеты средней дальности (БРСД) «Пионер», Р-12, Р-14 (по классификации США и НАТО соответственно SS-20, SS-4 и SS-5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55 (SSC-Х-4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности (БРМД) – ОТР-22 (SS-12M Scaleboord) и ОТР-23 «Ока» (S-23 Spider). США ликвидировали три типа ракет общей численностью 859 единиц – БРСД «Першинг-2» (Pershing-2), КРНБ BGM-109G, а также БРМД «Першинг-1А» (Pershing-1A). К 1991 году договор был выполнен.
В течение последующих полутора десятков лет РФ и США осуществляли взаимные инспекции по выполнению договора. В 2007 г. на Генеральной Ассамблее ООН они даже выступили с совместным заявлением, в котором предложили другим странам в добровольном порядке присоединиться к договору.
Однако затем США стали всё чаще высказывать в адрес российской стороны обвинения в том, что та якобы производит и испытывает запрещённые по договору крылатые ракеты наземного базирования. Потребовалось около четырёх лет, чтобы американская сторона соизволила пояснить, какое именно изделие вызывает у неё вопросы. Однако как ракета, которая не разрабатывалась в качестве ракеты средней или малой дальности и не испытывалась на запрещённую дальность, нарушает договор, для американцев остаётся загадкой. Внятных разъяснений на этот счёт у американской стороны нет.
Москва, настаивая, что разрабатываемые в РФ системы вооружения не подпадают под требования Договора о РСМД, в то же время выдвигает обоснованные встречные претензии. Совершенно очевидно, что Вашингтон даёт неверную информацию о выполнении им обязательств по договору. Российская сторона, в отличие от американцев, ведёт об этом предельно конкретный разговор. В опубликованном Министерством иностранных дел России 24 апреля обзоре приводятся исчерпывающие факты. Так, США разместили на базе ПРО в Румынии и планируют разместить на такой же базе в Польше наземные противоракетные комплексы «Иджис Эшор», в состав которых входят системы вертикального пуска, аналогичные корабельным универсальным пусковым установкам Mk-41, с которых можно применять ударные вооружения, включая крылатые ракеты средней дальности «Томагавк». Развёртывание таких систем в непосредственной близости от границ РФ не может не восприниматься Москвой как прямая угроза.
В целях создания глобальной системы ПРО Соединённые Штаты уже более двух десятилетий осуществляют масштабную программу испытаний с использованием ракет-мишеней, сходных по характеристикам с баллистическими ракетами средней и малой дальности наземного базирования, совершенствуя ключевые элементы запрещённых Договором о РСМД ракетных систем.
Кроме того, США долгие годы наращивают производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые прямо подпадают под содержащееся в договоре определение крылатых ракет наземного базирования.
В обзоре МИД РФ отмечается, что на два последних пункта нарушений договора российский МИД указывает американской стороне уже более полутора десятков лет, но безрезультатно.
Зато развёрнута шумная кампания по абсолютно голословному обвинению в нарушении договора России. Цель кампании – усилить давление на Москву и отдельных российских представителей, расширяя круг лиц, подводимых под американские санкции. План, который Дональд Трамп поручил разработать главам Пентагона, Национальной разведки, министерств финансов и торговли, предусматривает введение санкций против лиц, ответственных, как говорится в президентском меморандуме, за отдачу приказов по неисполнению Договора о РСМД или содействовавших этому, а также против высокопоставленных членов российского правительства. Список лиц должен быть представлен в докладе. Среди возможных мер против них – блокирование активов в США, запрет на въезд, а также «любые другие санкции, которые президент сочтет подходящими».
Манипуляции американцев вокруг Договора о РСМД – это, наконец, предлог для наращивания Соединёнными Штатами собственного стратегического потенциала. В опубликованном 2 февраля 2018 г. "Обзоре ядерной политики США" указывается, что потребность Пентагона в новых ядерных вооружениях пониженной мощности (в первую очередь крылатых ракет морского базирования в ядерном оснащении) продиктована… «российскими нарушениями» договора РСМД.
12 мая комитет по вооружённым силам палаты представителей США предложилнаделить президента США правом не соблюдать обязательства, взятые на себя по Договору о РСМД, в случае если подтвердится, что их не соблюдает Россия. Это практический шаг к тому, чтобы Америка отказалась от исполнения договора на уровне официальной государственной политики.