За время этой моей деятельности я сделал открытие: многие ученые часто принимают участие в том, что государственные чиновники называют de-briefing (разведывательный опрос. – С. Д.). Ученые встречаются на ланче в каком-нибудь посольстве или в Вашингтоне и обсуждают с государственными чиновниками или сотрудниками государственного департамента свои полевые изыскания, результаты сбора данных, открытия, сделанные в результате исследований, наблюдения и личные контакты.
Правительственные чиновники США страстно жаждут этих де-брифингов, ведь ученые предоставляют им доступ к полезной информации, которую в противном случае они не смогли бы получить от платных агентов разведки или от местных коллаборантов.
Знатоки гуманитарных ценностей
Не все из информаторов-ученых обладают хорошим доступом к информации, как и не все они являются компетентными исследователями. Однако многие из них предоставляют полезные сведения изнутри изучаемых групп и иную информацию, особенно о «левых» движениях, партиях и лидерах, являющихся реальными или потенциальными противниками империализма.
Строители американской империи, участвующие в политической или военной деятельности, зависят от информации, особенно о том, кого поддерживать, а в отношении кого проводить подрывные мероприятия, о том, кто должен получить дипломатическую поддержку, а кто – финансовые и военные ресурсы.
Ученые, с которыми проводят де-брифинги, идентифицируют «умеренных» и «радикальных» противников, а также уязвимые стороны их политической и личной жизни. Американские чиновники довольно часто эксплуатируют проблемы, связанные со здоровьем, или определенные семейные нужды, чтобы обратить «левых» в «ручных голубей» империи.
Чиновники американских ведомств особенно заинтересованы в таких «привратниках» у ворот в академическую среду, которые помогут отсеивать и классифицировать «антиимпериалистических» критиков, активистов, политиков и государственных чиновников «изучаемых» стран.
Временами чиновники Госдепартамента США делают вид, будто они «прогрессивные», противостоящие «неандертальцам» в их же ведомстве. Цель этого – выудить инсайдерскую информацию от «левонастроенных» ученых-информаторов.
Де-брифинг – широко распространенная практика, в нее вовлечены многочисленные ученые из ведущих университетов и исследовательских центров, а также неправительственные «активисты» и редакторы академических журналов и иных изданий.
Ученые, часто участвующие в де-брифингах, конечно, не публикуют свои «отчеты» перед государственными властями. Скорее всего они делятся об этом с коллегами-информаторами. Все они утверждают, что просто распространяют информацию в «научных» целях, а также для того, чтобы продвигать «гуманитарные ценности». Ученые оправдывают сотрудничество с госорганами тем, что они предоставляют «нашим» инстанциям, формирующим политику, четкую и более сбалансированную картину. При этом они игнорируют вполне предсказуемый разрушительный исход этой своей «деятельности».
Ученые-информаторы никогда не изучают, не собирают исследовательских данных и не публикуют сообщения об открытой, скрытой или секретной политике США в защиту транснациональных корпораций и о латиноамериканской элите, сотрудничающей со строителями империи.
У американских чиновников нет никакого интереса де-брифинговать тех ученых, которые проводят антиимпериалистические исследования.
Американские чиновники гоняются за любыми сообщениями о «движениях снизу»: кто они, насколько сильным влиянием располагают, насколько податливы на взятки, шантаж, склонны принимать приглашения в Госдепартамент, в Диснейленд или в вашингтонский Международный научный центр имени Вудро Вильсона.
Госучреждения США целенаправленно финансируют академические исследования о воинственно настроенных профсоюзах, сельскохозяйственных общественных движениях, феминистских и этнических меньшинствах, участвующих в классовой борьбе, об антиимпериалистических активистах и лидерах, поскольку все они являются мишенями репрессий.
Американские чиновники жаждут получать от ученых сообщения о так называемых умеренных коллаборантах, которых можно финансировать, консультировать, которые будут податливы на советы и которых можно завербовать для того, чтобы те отстаивали и защищали империю, вели внутри движений раскольническую, а также подрывную деятельность против тех, кто участвует в классовой борьбе.
Ученые-информаторы приносят особенную пользу, предоставляя персональную и политическую информацию о принадлежащих к «левому крылу» латиноамериканских интеллектуалах, ученых, журналистах, писателях и критиках. Это позволяет американским чиновникам изолировать, подвергать клевете и бойкоту выступающих против США, а также вычленять тех интеллектуалов, которых можно завербовать и соблазнить грантами от различных фондов, приглашениями в Школу управления им. Джона Ф. Кеннеди в Гарварде.
Когда американским чиновникам бывает трудно понять тонкости и последствия идеологических дебатов и фракционных различий внутри «левых» партий и режимов, ученые, ставшие информаторами США, собирают документы, проводят интервью, предоставляют детальную информацию и снабжают американских чиновников политической «дорожной картой» для того, чтобы можно было использовать и усугублять различия внутри «левых» движений, организаций, партий и режимов, а также вырабатывать направления репрессивной политики, которая будет подрывать тех противников, которые участвуют в антиимпериалистической и классовой борьбе.
Ученые-информаторы никогда еще не сообщали о связях правительства США с теми правителями, которые участвуют в производстве и сбыте наркотиков.
Ученые-информаторы не исследуют широко распространенное сотрудничество Израиля с «эскадронами смерти» в Колумбии, Гватемале, Аргентине и Сальвадоре. Во многих случаях это имеет место из-за лояльности ученых Израилю, а часто потому, что Госдепартамент не заинтересован в де-брифингах, которые изобличают их союзников.
Чего они хотят и что получают?
Ученые-информаторы участвуют в де-брифингах по разным причинам. Некоторые делают это просто потому, что разделяют политику и идеологию строителей империи и чувствуют, что служить ей их «долг».
Подавляющее большинство тех, кто так поступает, – это ученые со связями в «исследовательских центрах». Они информируют чиновников потому, что в результате пухнет их резюме. А это помогает получать гранты, добиваться престижных назначений и наград.
«Прогрессивные» ученые, которые сотрудничают с государственными службами, ведут себя, как двуликий Янус: публично они выступают на «левых», особенно студенческих, а тайно докладывают обо всем Государственному департаменту.
Многие ученые считают, что они в состоянии оказывать влияние на государственную политику и изменять ее. Своим инсайдерским знанием о том, как «обратить» латиноамериканских критиков империи в умеренных коллаборантов, они стремятся оказать впечатление на тех чиновников, которые сами себя идентифицируют как «прогрессивные». Они изобретают всевозможные безобидные и безопасные категории и концепции для того, чтобы привлекать аспирантов для дальнейшего сотрудничества с их имперскими коллегами.
Последствия де-брифинга ученых
Ученых-информаторов из числа «бывших левых» часто цитируют в СМИ в качестве надежных и знающих «экспертов» с тем, чтобы они клеветали на антиимпериалистические правительства, ученых и критиков.
«Бывшие» оказывают давление на молодых исследователей с критическими взглядами с тем, чтобы те занимали «умеренно-критические», «взвешенные позиции», осуждали и избегали антиимпериалистических «экстремистов» и третировали их как «полемических идеологов».
Ученые-информаторы в Чили помогали посольству США выявлять и устанавливать местонахождение воинствующих противников пиночетовской диктатуры. Эти участники сопротивления затем были переданы в руки тайной полиции DINA.
Американские ученые-информаторы в Перу и Бразилии предоставляли посольству США информацию по исследовательским проектам, в ходе которых устанавливались патриотично настроенные военные, чиновники и «левые» студенты, которые впоследствии были подвергнуты чисткам, арестам и пыткам.
В Колумбии американские ученые-информаторы активно предоставляли информацию об участниках повстанческого движения в сельской местности, что приводило к их массовым репрессиям. Коллаборанты из академической среды снабжали посольство США в Венесуэле детальными докладами о низовых движениях и политических разногласиях внутри правительства Чавеса и его последователей, а также в офицерской среде и высших эшелонах военного командования.
Государственный департамент финансировал ученых, работавших с негосударственными организациями, и вербовал молодых людей из среднего класса в качестве уличных бойцов, привлекал наркогангстеров и неимущих к насильственной борьбе для свержения законно избранной власти через паралич экономики.
Доклады ученых о «насильственных мерах» и «авторитарности» режима служили в качестве пропагандистского оружия при введении Госдепартаментом экономических санкций, для обнищания населения и порождения условий для государственного переворота. Американские ученые-коллаборанты побуждали своих латиноамериканских коллег подписывать петиции с призывами к праворадикальным режимам региона бойкотировать Венесуэлу.
Когда ученым-информаторам предъявляют разрушительные последствия империалистической политики, они утверждают, что это не входило в их «намерения», что эту репрессивную политику проводили не те чиновники в Госдепартаменте, с которыми они поддерживали контакт. Более цинично настроенные утверждают, что власти все равно собирались провести свою грязную работу независимо от де-брифингов.
Ясно одно – практически все де-брифинги ученых-информаторов содействовали росту сил строителей империи и дополняли смертельную работу платных профессиональных «оперативников» ЦРУ, Разведуправления, Минобороны и Агентства национальной безопасности.
Справка «ВПК»
Джеймс Пятрас (Prof. James Petras) – профессор, научный сотрудник Centre for Research on Globalization (Монреаль)
Copyright © Prof. James Petras, Global Research, 2018
Публикуется с разрешения издателя (https://www.globalresearch.ca/de-briefing-academics-unpaid-intelligence-...)