Вопреки растущему в обществе запросу официальный Кишинёв исключает возможность воссоединения с Румынией. В интервью The Guardian премьер-министр Молдавии Павел Филип заявил, что его страна должна оставаться независимой.
«Слишком много было сказано о воссоединении, идентичности, языке, а я хочу увидеть определённые шаги по развитию страны. Все вопросы, связанные с эмоциями, должны быть отложены до лучших времён», — подчеркнул политик.
По словам издания, эту точку зрения разделяет большинство молдаван. Вместе с тем недавний опрос общественного мнения показал, что 32% граждан поддерживают идею воссоединения с Румынией.
В прошлом месяце на демонстрацию за объединение двух стран на улицы Кишинёва вышли 10 тыс. человек. Через два дня румынский парламент провёл символическое голосование по этому вопросу, и депутаты заявили, что они приветствовали бы подобный шаг со стороны Молдавии.
Бывший глава табачной компании Филип добивается включения Молдавии в ЕС. Однако эта бывшая советская республика заметно отстаёт от своих соседей, в том числе Румынии, которая вступила в блок в 2007 году. Тем не менее, премьер настаивает: «Мы окажемся вместе с Румынией в ЕС».
Молдавия на протяжении веков «подвергалась нападкам» со стороны могущественных соседей — оттоманских султанов или русских царей. В 1918 году эта территория, в то время известная как Бессарабия, стала частью Великой Румынии, но в 1940-м оказалась под советским контролем, утверждает издание.
После распада СССР в 1991 году Молдавия обрела независимость. С тех пор она силится разобраться с нищетой, коррупцией и замороженным конфликтом в «русскоговорящем анклаве» Приднестровье.
Филип считает, что отношения Кишинёва с Бухарестом достигли «исторического максимума», но предостерегает внешние силы от вмешательства. «Есть страны, которые нагнетают националистические настроения и подпитывают раскол, — заявил премьер, особенно выделяя Россию и Румынию. — И мы не хотим, чтобы нас втягивали в эту игру».
Между тем Молдавия продолжает разрываться между сторонниками более тесных связей с Москвой, как президент Игорь Додон, и теми, кто, как Павел Филип, верят, что вступление страны в ЕС «необратимо».
Согласно недавнему опросу, 60% молдаван согласны проголосовать за вхождение их страны в Евросоюз. Однако у Брюсселя есть определённые претензии к Кишинёву. В частности европейских чиновников беспокоит, что Молдавия не торопится привлечь к ответственности преступников, похитивших $1 млрд из местных банков. Кроме того, Брюссель выражает недовольство тем, что молдавские власти допустили принятие нового закона, который позволяет богатым бизнесменам влиять на электоральный процесс, подчёркивает The Guardian.