До октябрьской революции 1917 года большевики, как и многие другие леворадикальные силы, относились к государственной военной машине крайне отрицательно, подвергая резкой критике и саркастическим нападкам такие неотъемлемые атрибуты любой армии как, к примеру, иерархия воинских званий или военные парады. Для буржуазных государств – военные парады, для революционных пролетариев – демонстрации и митинги. По крайней мере, так было до 1918 года. Однако, спустя считанные месяцы после Октябрьской революции 1917 года взгляд большевиков на армию и присущие ей атрибуты существенно изменился.
Придя к власти, большевики очень быстро осознали, что на одних лишь добровольных формированиях милиционного типа, вроде рабочей красной гвардии, оборону революционного государства не построишь. Советская Россия нуждалась в вооруженных силах, которые могли бы эффективно противостоять всем многочисленным вызовам того времени. Но создание Красной армии требовало возвращения к классическим принципам воинской организации, военного искусства. Естественно, новой Красной армии была необходима и собственная атрибутика – от формы и знаков отличия до церемоний награждения и военных парадов. Парады новой власти были нужны для того, чтобы подчеркнуть всю мощь вооруженного пролетариата, показать народу серьезность диктатуры пролетариата, а врагам – бесполезность любых посягательств на суверенитет первого в мировой истории государства рабочих и крестьян. Поэтому не прошло и года после Октябрьской революции, как в Москве состоялся первый в послереволюционной истории российского государства военный парад.
В качестве места проведения парада были выбраны Красная площадь и знаменитое Ходынское поле – то самое, где 18 (30) мая 1896 года произошла знаменитая давка – трагедия, унесшая жизни 1379 человек. Давка произошла в результате массового скопления людей, отмечавших коронацию Николая II. Символично, что спустя 22 года по Ходынскому полю маршировали войска новой России – Красная армия. Николай II и его семья еще были живы, а в Москве проходили торжества в честь 1 мая – международного Дня солидарности трудящихся. Для участия в торжественном военном параде были построены войска Московского гарнизона. Командовал парадом командир знаменитой Латышской стрелковой дивизии Иоаким Вацетис – бывший царский полковник, перешедший на сторону большевиков и возглавивший одно из наиболее боеспособных и преданных новой власти соединений Красной армии. Принимал парад народный комиссар по военным делам Лев Троцкий. За парадом наблюдали сам Владимир Ильич Ленин, его жена Надежда Крупская, сестра Мария Ульянова, командующий войсками Московского гарнизона Николай Муралов.
Промаршировав по Красной площади, красноармейцы направились в сторону Ходынского поля. Погода в этот день стояла совсем не весенняя, в Москве лежал снег. Из всех воинских частей, которые должны были принимать участие в параде, вовремя на Ходынское поле явился лишь один латышский полк. В результате всех задержек, сам парад начался довольно поздно. Около половины пятого, неожиданно для всех, на поле появилась машина с Владимиром Лениным. Из воспоминаний Н. Муралова известно, что осмотрев военных, Ленин нашел их «не слишком аккуратными». После того, как Ленин и сопровождавшие его заняли свои места на трибуне, начался сам парад.
Первыми прошли колонны курсантов, следом – пешие части и кавалеристы. Кроме того, в параде принимали участие два полевых орудия, каждое их которых везла запряжка из четырех лошадей. Закрывали торжественное шествие знаменитые велосипедные войска или так называемые «самокатчики», которые играли очень важную роль в первые революционные годы. Парад сопровождался военными маршами и революционными песнями в исполнении оркестра 11-го гренадерского Фанагорийского полка под управлением капельмейстера Людомира Петкевича.
По воспоминаниям очевидцев, парад был довольно коротким и малочисленным. Впервые в истории, после военного парада по Ходынскому полю прошла и гражданская демонстрация, пришедшая с Красной площади. Вечером состоялся авиационный праздник с участием Феликса Дзержинского.
Хотя на параде имели место определенные проблемы, связанные с несогласованностью действий, демаршем латышских стрелков, тем не менее, уже тогда очевидцы отмечали мощь проходивших по Красной площади и Ходынскому полю колонн Красной армии. В частности, об этом вспоминал Роберт Брюс Локхарт – британец, посетивший Москву и бывший очевидцем первого советского военного парада. Локхарт вспоминал, что на параде присутствовал немецкий посол Мирбах. Сначала Мирбах надменно улыбался, но по мере прохождения колонн красноармейцев его лицо становилось все более серьезным. Спустя два месяца, 6 июля 1918 года, Мирбаха убьют левые эсеры.
Парад 1 мая 1918 года стал первым официальным мероприятием такого рода для только что созданной Красной Армии. Дата парада была выбрана не случайно. В первый послереволюционный год Советская Россия еще не выработала собственную традицию государственных и военных праздников, поэтому военный парад было решено приурочить к главному для всех революционеров того времени празднику 1 мая.
История празднования 1 мая в Российской империи началась после того, как в 1889 году конгресс Второго Интернационала в Париже принял решение о проведении ежегодных демонстраций. После Октябрьской революции 1 мая получил свое официальное название «День международной солидарности трудящихся» и, начиная с 1918 года, стал выходным днем.
В Советской России 1 мая 1918 года, по сути, был праздником новой власти. 12 апреля 1918 года «Указом о памятниках Республики» был создан специальный комитет в Москве, целью которого стала реализация выдвинутой В. Лениным идеи монументальной пропаганды. К празднованию Первомая столица должна была избавиться от всех чуждых новой идеологии памятников и украситься новыми памятниками и новой символикой, отражающей идеи и чувства революционных масс.
27 апреля газета «Известия» опубликовала обращение Всероссийского центрального исполнительного комитета с текстом главных лозунгов, которые должны были быть использованы для празднования 1 мая на всей территории страны.
Однако, фактически, подготовка к празднованию 1 мая 1918 года была сорвана из-за отсутствия необходимого финансирования и четкого плана реализации намеченного. Известно, что перед началом демонстрации на Красной площади, Владимир Ленин лично принял участие в сносе памятника великому князю Сергею Александровичу на территории Московского Кремля. По воспоминаниям коменданта Кремля П. Малькова, увидев памятник, Ленин приказал принести веревку, сделал петлю и накинул ее на памятник, после чего «Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник».
Надо отметить и тот факт, что первый для нового государства Первомая проходил в очень сложной политической обстановке. Крайне невыгодный для России Брест-Литовский мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года, сопровождался началом гражданской войны. Немецкие и австрийские войска продолжали свое наступление на территории Украины, в Крыму и на юге России. В то время, как в Москве маршировал парад, оккупанты заняли Таганрог, а 7 дней спустя – Ростов-на-Дону.
Несмотря на все это, в праздновании 1 мая 1918 года можно отметить и те особенности, которые потом будут регулярно сопровождать первомайские торжества на протяжении всей истории СССР: мобилизация государственных и партийных органов в организации проведения праздничных мероприятий, политическая мобилизация масс во имя идей и целей, необходимых для власти, участие интеллигенции, художников, писателей, музыкантов, театральных деятелей в организации празднования Первомая в соответствии с заданной идеологией и эстетикой, а также огромное противоречие между провозглашаемой с трибун главной ролью народных масс в проведении праздников и тем тотальным контролем, которым все это сопровождалось. Среди отличительных особенностей нельзя не отметить и неприемлемость участия в официальных мероприятиях оппозиционных сил, а также выработку определенного языка для управления массами с такими терминами, как «массовое», «массовик» , «активист» и т.д. Уже в 1918 году официальное празднование 1 мая было полностью монополизировано большевиками.
Несмотря на то, что 1 мая 1918 года большевики столкнулись при проведении военного парада с целым рядом неприятных казусов, подобные мероприятия было решено проводить регулярно. Большевики вообще тяготели к массовым действиям, поскольку подобные мероприятия играли важнейшую роль сплочения масс, формировали у последних чувство общей идентичности, принадлежности к единому и общему для всех делу. Следующий военный парад в Москве состоялся уже 7 ноября 1918 года и был приурочен к первой годовщине Октябрьской революции. С этого времени проведение военных парадов в Советской России, а затем и в Советском Союзе стало регулярным. Традиционно войска маршировали по Красной площади как минимум два раза в год – 7 ноября и 1 мая. Кроме того, проводились и «тематические» парады, приуроченные к конкретным событиям. Например, 27 июня 1920 года в Москве проходил парад в честь конгресса Второго Интернационала.
С 1 мая 1922 года ритуал проведения военных парадов на Красной площади включал в себя и принятие присяги молодыми красноармейцами. Такая традиция просуществовала 17 лет – до 1939 года. До 1925 года командующие парадом и принимавшие парад военачальники осуществляли пеший обход колонн красноармейцев. 23 февраля 1925 года, на параде в честь 7-й годовщины создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимавший парад Михаил Васильевич Фрунзе впервые проехал мимо колонн красноармейцев на коне. С этого времени в практику проведения парадов вошла традиция объезда войск на конях принимающим парад и командующим парадом военачальниками. Климент Ворошилов, который сменил скончавшегося в том же 1925 году Михаила Фрунзе, также принимал парады на коне.
Важную роль в формировании традиции проведения военных парадов в Советском Союзе сыграл парад 1 мая 1925 года – последний военный парад, который принимал Михаил Фрунзе. На этом параде войска проходили в новом «шахматном» порядке. Первыми шли пехотные части, за ними – велосипедисты, кавалерия, а затем проходила бронетехника – танки и бронеавтомобили. С этого времени участие военной техники в парадах на Красной площади стало обязательным. Эта традиция сохраняется, как мы знаем, и в настоящее время.
Некоторые парады, проводившиеся в первые два десятилетия существования советской власти, поражали своей масштабностью. Например, в памятном параде 9 февраля 1934 года, приуроченном к XVII съезду ВКП (б) и продолжавшемся рекордных для военного парада три часа, участвовали 42 тысячи военнослужащих, в том числе 21 тысяча пехотинцев, 1700 кавалеристов и военнослужащие других родов войск. По Красной площади в этот день прошли 525 танков.
Последним «мирным» военным парадом стал парад 1 мая 1941 года. До начала войны оставалось менее 2 месяцев. Интересно, что в качестве гостей на первомайском военном параде 1941 года присутствовали и представители германского вермахта. Пройдет два месяца и эти люди будут воевать против Советского Союза, а гитлеровская Германия станет злейшим врагом советской страны.
Колоссальную роль для поднятия боевого духа красноармейцев, сражавшихся против гитлеровских захватчиков, сыграл военный парад, проведенный 7 ноября 1941 года в Москве, обороняющейся от натиска гитлеровских армий. Колонны красноармейцев прямо с парада отправлялись на фронт. В параде участвовало около 28 тысяч человек, причем самую многочисленную часть представляли подразделения войск Народного комиссариата внутренних дел СССР. На три страшных военных года прервалась традиция проведения военных парадов на Красной площади и следующий военный парад состоялся лишь 1 мая 1945 года, когда враг был практически повержен.
24 июня 1945 года на Красной площади прошел Парад Победы – действительно эпохальное событие в истории страны. Военные парады 1 мая проводились вплоть до 1968 года, а после 1968 года 1 мая по Красной площади проходили лишь колонны советских трудящихся. Военные парады стали проходить 7 ноября и 9 мая – в честь годовщин Октябрьской революции и Победы над Германией.
В современной России военные парады проводятся 9 мая, а также в честь конкретных событий. Например, в Ростове-на-Дону 5 мая прошел военный парад в честь 100-й годовщины существования Южного военного округа. Свои "ведомственные" парады проводят Министерство внутренних дел Российской Федерации, другие силовые структуры. Но самыми масштабными военными парадами современной России, которые проходят на Красной площади в присутствии президента страны и многочисленных иностранных гостей, остаются, безусловно, парады в честь годовщины Великой Победы. 9 мая 2018 года на Красной площади пройдет очередной военный парад в честь 73-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.