Впервые за три недели в Армении не было массовых акций протеста – шествий, шествий, митингов, блокирования дорог. Трибун армянской «бархатной революции» Никол Пашинян призвал своих сторонников приостановить давление на парламент уличными акциями. 3 мая он собрал подписи трети депутатов, необходимые для выдвижения кандидатуры на должность премьер-министра Армении. В свою очередь, республиканцы уже заявили, что проголосуют за того кандидата, который соберёт треть голосов. Эти голоса Пашинян получил от блоков «Елк» и «Царукян», а также от АРФ «Дашнакцутюн».
Андрей Арешев – о ситуации в Армении
Ситуацию в Армении накануне повторных выборов премьер-министра Национальным собранием комментирует эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев
«Острая фаза внутриполитического кризиса в стране, похоже, будет завершена 8 мая назначением лидера уличных протестных акций, руководителя оппозиционной парламентской фракции «Елк» Никола Пашиняна временным премьер-министром страны.
Неизбрание Пашиняна премьер-министром 1 мая спровоцировало очередную протестную волну, что вынудило Республиканскую партию Армении изменить первоначально избранную ею тактику на затягивание с последующим (по новой конституции) роспуском парламента. Похоже, досрочные парламентские выборы в максимально короткие сроки сейчас не в интересах Пашиняна и лиц из его окружения.
Никол Пашинян встретился с руководителем парламентской фракции правящей РПА, который, по его словам, подтвердил, что 8 мая фракция поддержит «кандидата от народа».
Параллельно митинговой активности, призванной оказать давление на явно деморализованную РПА, Пашинян вёл активные переговоры с представителями других парламентских фракций. Особого внимания заслуживает альянс Пашиняна с лидером блока «Царукян», крупным предпринимателем Гагиком Царукяном, однако насколько прочным он окажется, покажет время. Несмотря на имидж уличного заводилы и возмутителя спокойствия, Пашинян изначально был встроен в политическую систему Армении, о чем свидетельствует хотя бы участие блока «Елк» в парламентских выборах и выборах Совета старейшин Еревана в 2017 году. Основной пафос его заявлений направлен против Сержа Саргсяна и Республиканской партии, которые своими «шахматными» комбинациями перехитрили самих себя, однако реализовать лозунг о «демонтаже олигархической системы» будет куда сложнее.
Избрание на пост премьер-министра означает необходимость решения многих острых и неотложных задач, начиная от обеспечения экономического роста и заканчивая укреплением обороноспособности страны. Как это будет делать Пашинян, у которого отсутствует собственная команда, при немалом числе влиятельных соперников, пока не вполне понятно. Скорее всего, в новом (по факту временном) правительстве окажется немало знакомых лиц, однако не исключены и некоторые изменения. Для того чтобы продемонстрировать конкретные результаты ещё до предполагаемых досрочных парламентских выборов, ему предстоит очень постараться. Особенно с учётом того, что разоблачать в парламенте или заводить уличными речёвками массу сторонников – это одно, а руководить страной человеку, который до этого руководил разве что собственной газетой, – совсем иное.
Что касается внешнеполитических приоритетов, то здесь риторика Пашиняна претерпевала определённые изменения. Прежде он высказывал сомнения по поводу участия Армении в Евразийском экономическом союзе, ныне он выступает с более сбалансированных позиций, и это вполне объяснимо: радикальная антироссийская риторика, за исключением отдельных групп граждан, не была бы позитивно воспринята в армянском обществе. В этой связи можно вспомнить также об эволюции внешнеполитического курса первого президента Левона Тер-Петросяна, а также Республиканской партии, едва ли не в одночасье провозгласившей вслед за своим лидером курс на вступление в Таможенный и Евразийский союзы после трёх с половиной лет разработки соглашения об ассоциации с Европейским союзом.
Никол Пашинян встречался с послами России, США и Грузии в Армении, а также с главой представительства ЕС. В свою очередь, в Москве внимательно следят за событиями в Армении и выражают заинтересованность в скорейшем урегулировании кризиса. Внутриполитическая нестабильность в стране может стать прологом к очередной военной эскалации в регионе нагорно-карабахского конфликта. В условиях перманентной нестабильности на Ближнем Востоке, незатухающего конфликта в Донбассе, наличия множества других внешнеполитических проблем Москва заинтересована в сохранении хрупкого статус-кво на Южном Кавказе, прилагая для этого максимум политико-дипломатических усилий».