День американского труда и шашлыки с картошкой

День американского труда и шашлыки с картошкой

Уже пять лет наша власть хочет прекратить отмечать 1 мая, но у нее ничего не выходит. Можно отменить Первомай, но нельзя отменить огороды. Особенно в условиях всеобщего экономического «процветания». К тому же, присмотревшись, обнаружили, что праздник-то происходит из Штатов, то есть американский. В отличие от «российской провокации» – 9 мая. И с точки зрения державной идеологии, опасности не представляет. Украина ведь не Европа, чтобы люди могли бороться за свои права и повышение зарплат массовыми забастовками? Рабы не могут ничего требовать. Они могут только жаловаться, да и то тихо... 

 

Крест на первомайских выходных чуть было не поставил законопроект “О государственных и других праздниках, памятных датах и скорбных днях”, подготовленный Институтом национальной памяти за подписью Владимира Вятровича. 

В законопроекте предлагалось не отмечать 1 и 2 мая и перенести выходной день с Дня победы над нацизмом 9 мая на День памяти и примирения 8 мая. Комментируя предложение отменить государственные праздники 1 и 2 мая, Вятрович в пояснительной записке к законопроекту написал, что они были установлены как массовые праздники и выходные дни в Украине с первых лет большевистской власти и соответствуют историко-культурными традициями украинского народа.

Правда, через несколько месяцев Вятрович переписал сам себя, и в новой редакции проекта (с учетом критики) появилась специальная категория – Международные дни. В которую и был включен День труда, который отмечается 1 мая и должен быть выходным. В то же время законопроект предлагал отменить выходной 2 мая (так как никакой смысловой нагрузки 2 мая не имеет) и перенести выходной день с 9 на 8 мая.

В итоге мы снова обрели длинные выходные и гуляем с 28 апреля до 1 мая включительно. 2 мая у нас таки отобрали, но 9 мая пока оставили. Предположительно до выборов. Как раз должно хватить времени на шашлыки и картошку. 

Но не к картошке единой сводится нерешительность власти положить конец празднованию дня солидарности трудящихся. Как только начали его декоммунизировать и отрывать от гнусного советского прошлого, столкнулись с парадоксом. Вспомнили, что 1 мая выдумали американцы, а в дореволюционной имперской России маевки были нелегальными и преследовались царской полицией. И не выйдет ли так, что, отменив Первомай, власть не только оставит свой народ без картофеля и шашлыков, но и невольно плюнет в колыбель мировой демократии? 

Для справки. История Дня солидарности трудящихся начинается в 1886 году, когда в США проходили массовые демонстрации с требованием установить восьмичасовой рабочий день (в те времена продолжительность рабочего дня иногда достигала 15-20 часов). Центром протестов стал город Чикаго, а протестующих было около 500 тысяч.

1 мая 1886 года к протестам чикагских рабочих присоединись рабочие Нью-Йорка, Балтимора, Вашингтона, Милуоки, Цинциннати, Питтсбурга, Детройта и других городов. Однако работодатели и представители властей разогнали митингующих.

Во время протестов, которые начались через несколько дней после разгона, погибли 7 и пострадали 50 полицейских – неизвестный бросил бомбу в их ряды. После этого полиция открыла огонь, убив четверых протестующих. Были арестованы анархисты, которые возглавляли рабочее движение Чикаго. Восьмерых из них приговорили к повешению, но троим заменили этот приговор 15 годами каторги.

Через два года съезд Американской федерации труда объявил 1 мая Днем общенациональной борьбы за права рабочих. А еще через год в Париже на конгрессе II Интернационала после доклада американских делегатов было принято решение в память о майских событиях в Чикаго проводить 1 мая интернациональную демонстрацию рабочих с требованием сокращения рабочего дня до 8 часов.


Прошло много лет, и 8-часововой рабочий день стал обязательной нормой для всех работодателей Европы. И не только этого добились в борьбе с капиталистами иностранные трудящиеся. Они получили почти все, что советским гражданам государство гарантировало и без забастовок – доступную медицину, образование, пенсионное обеспечение, страхование увечий на производстве, декретные отпуска и проч. 

Собственно поэтому в Советском Союзе это был официальный праздник, смысл которого заключался в популяризации идеи превосходства социалистической идеологии над капиталистической, а в Европе продолжалась работа над “додавливанием клана собственников” и усовершенствованием “социального пакета” наемных работников. 

Потом ситуация у нас изменилась на 180%. Советский Союз распался, социализм отменили, капитализм оказался диким во всех смыслах этого слова. А трудящиеся, как выяснилось, за 70 лет полностью утратили навыки борьбы за свои права и даже не понимают смысла этой самой борьбы. В отличие от европейцев. 

Пытались, конечно, что-то замутить. Вспомним шахтерские забастовки начала и середины 90-х. Робкие попытки медиков и учителей, махая флажками и плакатами под парламентом, попросить повышения зарплаты. Бунты “чернобыльцев”, мелких предпринимателей и “бляхарей”. Иногда (крайне редко) им удавалось выцарапывать какие-то преференции от власти. Но чаще все заканчивалось по классике: в партизанском отряде из трех человек обнаруживали двух командиров и одного предателя. 

Не удивительно, что из украинцев получаются отличные рабы для Европы. Мы только то и делаем, что публикуем рассказы заробитчан, освобожденных безвизом от железного занавеса, об адских условиях труда на фабриках, заводах, стройках и сельхозплантациях европейских стран. О 15-часовом рабочем дне, об отсутствии больничных, о мизерных (ниже всяких минимумов) окладах, которые порой не выплачивают (кидают). 

Но едут ведь. Валят так массово, что скоро тут никого не останется. И работают, несмотря на тяжелые и невыгодные условия труда, не жалуясь вслух. Короче говоря, пашут как ослики, пока европейские трудящиеся массовыми забастовками выдавливают из своих работодателей очередные послабления. 

Все самостоятельные путешественники по Европе сталкивались с проблемой забастовок. Я сама не раз попадала и в отмену авиарейсов, и в закрытые музеи, и в забастовочный ступор городского транспорта. Помню, в Риме бастовали сотрудники и реставраторы Капитолия. Музей большей частью был закрыт, метро тоже не работало, поэтому ничего не оставалось, кроме как бродить по прекрасным улицам Вечного города в толпе протестующих. 





Этой весной Европу буквально захлестнуло протестное цунами. “Затравщиками” выступили французские профсоюзы, которые всю зиму приходили в себя после того, как предыдущая серия забастовок осенью 2017 года завершилась их поражением. В тот раз им пришлось удовлетвориться мелкими уступками правительства в реформировании рынка труда. 

И вот с наступлением весеннего тепла они решили взять реванш. И в “юном месяце апреле” Франция оказалась в транспортном коллапсе из-за самого масштабного протеста железнодорожников за всю историю страны. Отменили поезда по многим направлениям, убытки корпорации SNCF и других железнодорожных перевозчиков составили сотни миллионов евро. Телеканалы неустанно транслировали кадры опустевших вокзалов и столпотворение обезумевших пассажиров, которые в часы пик штурмуют пригородные автобусы, дабы добраться с работы домой или наоборот. 

Но это было только начало. Французских железнодорожников поддержали сотрудники авиакомпании Air France и устроили многодневную забастовку в знак протеста против условий труда. Из-за стачек была отменена треть всех авиарейсов. Пилоты в Европе вообще любят бастовать. Поэтому, когда французы начали, все остальные подхватили эстафету. 

Из ленты новостей за апрель-май: 

- Немецкий авиаперевозчик Lufthansa отменил почти тысячу рейсов в Германии из-за массовой забастовки сотрудников авиакомпании. Самолеты не летали в том числе в Украину. Работники требуют повышения зарплат. 

- Профсоюз Sepla объявил 24-часовую забастовку пилотов одной из популярнейших авиакомпаний с дешевыми билетами Vueling. Как сообщает портал Noticia, пилоты собираются бастовать 25-26 апреля и 3-4 мая в связи с «неоднократными нарушениями» со стороны авиакомпании. 

- В Ирландии пилоты лоукостера Ryanair заявили о намерении провести 24-часовую забастовку в связи с тем, что сотрудницам-женщинам платят меньше мужчин. 

- Профсоюз транспортников Verdi требует повышения зарплат. На работу не вышли тысячи работников сферы обслуживания, в том числе в крупнейших аэропортах Германии, что стало причиной отмены сотен рейсов. Этот протест – часть запланированной общенациональной забастовки немецких госслужащих.

- 26 апреля в Италии прошла восьмичасовая забастовка персонала железнодорожных компаний «Итало» и «Трениталия». Сотни тысяч туристов не смогли вовремя попасть в аэропорты и на вокзалы.

- Забастовка работников общественного транспорта в Португалии парализовала страну. Главному государственному перевозчику пришлось отменить более половины из 600 поездов. Наибольшие трудности возникли на дальних маршрутах. Транспортные компании объявили, что они вернут пассажирам деньги за приобретенные билеты. 

- К бастующим французским железнодорожникам присоединились работники больниц, почты, госслужащие, работники энергетической отрасли многих муниципалитетов Франции. 

- В Страсбурге продолжается забастовка студентов и преподавателей. Занятия в Страсбургском университете до сих пор не проходят, студентов пускают в университет только для экзаменов. Число протестующих растет.

- Работники Amazon в Германии объявили забастовку, требуя поднять оплату труда складских рабочих в соответствии с условиями коллективного договора почтовых и розничных работников Германии. 

- В столице Бельгии забастовали таксисты. Они не только отказались возить пассажиров, но и перекрыли улицы, тоннели и даже международные шоссе...

Ну что ж, сразу видно, что Европа не подверглась декоммунизации, и тема классовой борьбы, списанная у нас в архив “позорной советской истории”, все еще актуальна. Более того, она напрямую связана с их высокими социальными стандартами. Никто никому ничего не дает просто так. Всего надо добиваться.

Недавно даже бывшие прибалтийские республики осознали, что сидеть и молчать, дожидаясь милости от злых капиталистов – это не по-европейски. И забабахали масштабную забастовку работников Раквереского мясокомбината, которую организовали профсоюзы Эстонии при интеллектуальной и материальной поддержке профсоюза работников HKScan Финляндии. Новость о том, что эстонцы медленно, но уверенно просыпаются в борьбе за свои права, обрадовала их европейских соседей: забастовщики получили помощь из других скандинавских стран.

Ну и вот результат: 16 апреля длившаяся более двух месяцев забастовка работников скотобойни мясокомбината в городе Раквере была завершена. Работники предприятия получили повышение заработной платы. У работников скотобойни она выросла на 8%, у остальных (только не смейтесь) на 1-2%. Мелкий “улов”, поскольку бастовавшие требовали от руководства предприятия повысить оклад работникам скотобойни на 16%. Но, как говорится, лиха беда начало... 

А что же мы? Согласно данным соцопроса, проведенного компанией Kantar TNS Online Track, 33% опрошенных сограждан считают 1 мая важным праздником, который призван напомнить о правах наемных работников. Еще 23% не рассматривают 1 мая как праздник, но считают его дополнительным выходным. Только 16% считают 1 мая пережитком советского прошлого. Для 7% первомайский праздник является началом дачно-огородного сезона и 5% затруднились определиться с отношением. При этом на востоке Украины 42% считают 1 мая важным праздником, на западе Украины – только 20%. 

Ну, что тут скажешь. Насчет огородов – явно слукавили. Постеснялись сказать правду. Насчет прав наемных работников, наоборот, “порисовались”. Ну какие у нас права? У нас только обязанности! Мы обязаны платить коммунальные по заоблачным тарифам. Мы обязаны платить все налоги с минимальной зарплаты, которую, спасибо Гройсману, правительство повысило до 115 евро. От АТО прячемся, но не возражаем. И на холодном дружно в ряд сидим, как велела Супрун. И вообще – мы не рабы, рабы не мы. Или как?