У меня есть аспирантка Аня. Миниатюрная, ответственная, красивая. Говорит на четырех языках без акцента. Пишет диссертацию о пересечении идей и близости взглядов Антонио Грамши и Серго Орджоникидзе. Для непосвященных коротко замечу, что эти исторические фигуры и мистически схожи, и радикально различны. Почти ровесники, умерли в один год с люфтом в пару месяцев, родились в похожих маленьких провинциальных городках, главное образование получили в тюрьмах, создавали партии с одинаковым названием, даже внешне были схожи – волосы дыбом, неистовый взгляд... Но один был рафинированным интеллектуалом, философом, писателем, идеологом. Другой – холеричным практиком, бесстрашным боевиком, неутомимым управленцем.
Так вот, Аня реконструирует, что же общего было в мировоззрении этих масштабных людей, которые вроде никогда не встречались. И каким бы был наш современный мир, если б тогда не убили «железного наркома» Серго, который хотел реформировать партию, изменить модель развития Союза. И если б не замучили в тюрьме блистательного философа Антонио, который мог создать компартию Италии на новых принципах и обеспечить её победу над фашизмом в Италии.
Получается интересная картина. Проживи они хотя бы на год-два дольше, и Союз бы потом не распался, а был бы где-то далеко впереди китайского дракона. А Италия доминировала бы в Европе, объединенной Союзом. Ясно, что фантазии. Реконструкция! Но убедительно и интересно. Но мне, вообще- то, больше интересно другое.
Вот я одним ухом слушаю Аню. Она взахлеб рассказывает, что Грамши первым в мире сформулировал идею «умной силы» (smart power), которая была куда круче идеи «мягкой силы» (soft power) и здорово бы России сегодня взять ее на вооружение против соросов, шарпов, скрипалей и прочих томагавков. Но в другое ухо мне вливается из радио инфо о том, что другая моя знакомая – девушка Ксюша – проводит семинар по проблемам собственности. И она откровенно расскажет всем бюджетным участникам встречи, как «мягкой силой» защищать свою нажитую непомерным трудом собственность. Вот он – пресловутый когнитивный диссонанс в действии!
Я еще раз внимательно смотрю на Аню. По-прежнему миниатюрная, красивая, молодая. Ловлю себя на мысли: «Зачем ей все это?» Аспирантское общежитие, крохотная стипендия, пыльные архивы, унылые библиотеки, Грамши, которого не очень помнят на родине, Серго, которого у нас почти забыли... А радио азартно рекламирует «ивент» с Собчак. Да, она не такая молодая, совсем не миниатюрная, да и с девичьей красотой как-то не сложилось. Но «бабки» рекой, из «ящика» не вылезает, жизнь – сплошной карнавал: клубы, вечеринки, президентские выборы. Как там, в популярной песне, «Милый мой, ты попал не туда...».
И я хотел бы сказать: «Анечка, опомнись, с твоими-то данными ты можешь попасть прямо туда, где яхты, наряды, нулевые устрицы, “рыбки”, кожаные обивки Бентли». Но что-то меня остановило. Вспомнил, как заехал когда-то по пути в Алес – микроскопический городок, где родился Антонио Грамши. Мягкие склоны холмов, солидная базилика, маленькая библиотека. Меня поразило то, что в ней, судя по объявлению, проходила дискуссия читателей (это в городке-то на полторы тысячи!) по книгам Михаила Булгакова. Я зашел с телефона на сайт городка: там и портрет Грамши, и объявление о бесплатной дискуссии.
А заехал я в Алес прямо из Порто Черво. Это любимый порт и тусовочное место российских «яхтсменов». Его еще называют «деревней российских миллиардеров». Там все выглядело по-другому. Русские девушки на террасе за кофейком по десять евро (наши девчонки искренне считают, что это самая мелкая европейская купюрка). Рядом магазинчики с ценником на русском. Кроссовки где-то по цене годового бюджета городка Алес. Девушки как раз обсуждали кооперативчик, который якобы вела Ксюша и оценивали её гонорар (где-то бюджет городка Алес за прошлый век.) Я отругал барышень: типа, во-первых, это скорее всего вранье и слухи – некогда Ксюше ездить по тусовкам, а во-вторых, стыдно считать деньги в чужих карманах. Потом и уехал в Алес (Как говорят немцы: «Gutes Ender – Alles in Ordnung»).
Глядя на Аню, я вспоминал эту маленькую историю. Думал, где бы мне было лучше – в маленькой библиотечке с идеями Антонио или на большом корпоративе с Ксюшей и морем виски. Не знаю, не знаю. Правда, Ане я со своими идеями, возможно, нужен. А вот Ксюше со своей проблемной собственностью, безусловно, нет. Поэтому выбор сделан как-то без меня. Короче, я понял, что менять Аню нельзя, да и не надо.
По жизни мне повезло – знаю немало разных людей. Недавно познакомил свою аспирантку с добрым давним знакомым – Серго Орджоникидзе. Это знаменитый блестящий дипломат и внук своего одноименного деда. Он рассказывал ей, каким бы был мир, проживи дед немного дольше. Это фундаментальная идея железного наркома о многоуровневой модели форм собственности, когда государство, а не Ксюша выступает их гарантом (как сейчас в Китае). Это прорывная для тех времен идея альтернативной энергетики (фундамент самой большой ветряной станции, которую начинал строить дед, до сих пор незыблемо стоит на Ай-Петри, а Останкино – это несостоявшаяся ее опора). Россия была бы при нем только по этой энергетике круче Германии и Голландии вместе взятых. Это идея создания гражданского общества на новых основах. (Здесь он абсолютно тождественен Грамши…)
В конце беседы Аня немного бестактно (молодость-молодость) спросила: «А вы застали Сталина?» «Не только застал, но и сидел у него крошечным ребенком на коленях!» «И как?» «Запомнил только, что колени были очень твердые».
А я подумал, да Бог с ними, с коленями. Пока красивые девушки могут часами говорить про такое, есть смысл и что-то делать, и как-то жить. А на семинар по собственности не пойду. Наверное.
Р. Дервиш, Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|