Подводя итоги однозначно получается, что Латвия, как государство и как нация, во второй половине ХХI века исчезнет совсем
Была у Латвии мечта - латыши очень хотели в Европу. Их чаянья сбылись в 2003-м году. С тех пор прошло пятнадцать очень непростых и очень разных лет. Самое время подбить итоги. Надо отметить, они весьма неоднозначны.
Официально выбранный путь привел латышей к успеху. Как минимум, они стали жить богаче россиян. По параметру ВВП на душу населения за 2017 год Латвия (15 186 долл.) заняла 53 место в мировом рейтинге, тогда как у России только 72 (8 660 долл. на человека). Но это единственный достигнутый успех и он далеко не так однозначен. Слишком высокой получилась цена, в стране запустились саморазрушительные процессы, остановить которые уже невозможно.
В первую очередь следует сказать о демографии. В советские времена, в 1992 году, население республики насчитывало 2,7 млн. человек. По переписи 2008 года жителей насчитали уже всего 1,5 млн. Причем сюда вошли и те граждане, кто давно обосновался в других странах ЕС однако на тот момент сохраняли латвийское гражданство. С тех пор из страны ежегодно уезжали от 20 до 30 тыс. человек. В основном молодежь в поисках работы и лучшей жизни.
Официальные власти утверждали, что после 2014 года миграционный баланс в стране сравнялся и число уехавших начало покрываться количеством вернувшихся. Отчасти это так. Особенно в свете активной торговли латвийским гражданством для экономических мигрантов. Однако официальная статистика говорит о том, что в январе 2018 года количество работников, уплативших взносы по социальному страхованию, снизилось на 15,2% относительно уровня 2008 года. Это позволяет полагать текущую численность населения Латвии в 1,3-1,35 млн. За вычетом "инвестиционных мигрантов" остается вообще чуть более 1,25 млн. Из которых до 400 тыс. в Латвии уже не живут.
Иными словами, за 15 лет нация потеряла 54% своего населения. Официально это не признается, но по факту уже бросается в глаза. Регионы буквально пустеют. При сохранении нынешней тенденции к 2043 году 64% территории страны обезлюдят полностью. К 2051 без населения останутся уже Даугавпилс и Резенке, к 2062 - закроется порт в Лиепае и будут ликвидированы еще 11 муниципалитетов. К 2071 опустеют Валмиера и Екабпилс. В сущности, к 2065 году остатки населения страны будут сосредоточены лишь в Риге и ее ближних окрестностях, в центре региона Земгале и в немногих туристических поселках на побережье Рижского залива.
А самое главное, ключевой экономической базой его существования останутся только платежи из центральных фондов ЕС и переводы родственников, работающих в других странах. Потому что собственная промышленность республики оказалась полностью уничтожена.
Убито даже сельское хозяйство. В частности, за десять лет получения дотаций за необработку земли и непроизводство продукции, что-либо выращивать фермеры попросту разучились и растеряли материально-техническую базу. Например, введение квот на производство сахара привело к банкротству и закрытию всех трех латвийских сахарных заводов, в свое время обеспечивавших потребности не только Прибалтики, но и части Беларуси и северо-запада России. Сейчас ЕС квоты отменил, но заводы уже некому, да и незачем восстанавливать. Рынок прочно занят польским сахаром.
Под угрозой исчезновения находятся даже знаменитые "Рижские шпроты". При СССР Латвия имела больше 380 рыболовецких судов. К началу 2000-х их осталось уже 200. К августу 2010 численность ужалась до 116 бортов. Сегодня их уже менее сотни. Иметь больше экономически нецелесообразно. Латвийская квота на вылов салаки в ЕС составляет всего 400 тонн в год.
Не получилось превратить Латвию и во второй, после Швейцарии, банковский рай. Введенные в этом году со стороны США санкции против российского капитала лишили Ригу возможности зарабатывать на обслуживании денежного потока РФ.
Стоило ли оно того - вопрос безусловно риторический. Но судя по сложившимся тенденциям уже через четверть века он станет чисто академическим, спорить о нем будут только немногие историки в пыльных архивах. Потому что к концу века латыши скорее всего пополнят список вымерших народов Европы, вместе с абантами, лигурами или ятвягами.