В преддверии Пасхи делегация УПЦ (МП) совершила в Иерусалиме шествие по Крестному пути Иисуса на Голгофу. Во главе несли икону «Собор новомучеников украинской земли».
Как рассказал освятивший новую икону Управляющий делами УПЦ (МП) митр. Антоний, в центре её изображен священномученик Владимир Богоявленский, «который первый из епископов пострадал, когда к власти пришли большевики». Окружают же митрополита Владимира святые мученики «из разных регионов Украины».
Угодны ли Воскресшему Христу иконы с подобным названием? Ведь все святые, служившие то или иное время на территории нынешней Украины – начиная от Ольги и Владимира, и заканчивая Лаврентием Черниговским – утверждали своими деяниями духовное единство Руси от Карпат до тайги и единство русских от Шанхая до Парижа и Сан-Франциско. Украинство же создавалось католиками (поляками и австрийцами) для разрушения этого единства, для уничтожения православия на её территории. Поэтому украинство в его идеале (каковым, без сомнения, является униатство) и подлинное православие – антонимы. Следовательно, «украинские святые» – оксюморон. И рассматривая нами икона – ни что иное как «небесное освящение» данной несуразности.
Понятно, что в условиях униатской оккупации Малой Руси никто не просит структуры Православной церкви на Украине выпячивать свою принадлежность к Русскому миру. Но зачем столь рьяно демонстрировать лояльность к господствующей идеологии, предавая всё святое? Вернее, всех святых.
Особо бесчестна «иконографическая украинизация» по отношению к одной из центральных фигур иконы – священномученику Владимиру Богоявленскому. В Малороссии митрополит пробыл лишь пять неполных лет своей семидесятилетней жизни. Уроженец Тамбовской земли, он всем своим служением – последовательно занимая епископские кафедры трёх исторических столиц Руси (Московскую, Петербургскую и Киевскую) – символизировал её единство. Да и прямо, пред угрозой смерти, отстаивал это единство как Киевский святитель: «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви… Не из Киева ли шли проповедники православия по всей Руси? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные Южной России не трудились по всем местам России как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах, и, наоборот, православные Севера России не подвизались ли также на всех поприщах в Южной России? Не совместно ли те и другие созидали великую Православную Российскую Церковь? (выделено мной, Д.С.)».
Именно сторонники «украинского православия» приложили все усилия для того, чтобы избавиться от паладина русского единства. Обвинять в его гибели большевиков имеется меньше всего оснований. Даже если это сейчас на Украине это кому-то кажется сверхпатриотичным.
Но кто-то скажет: есть же отдельные соборы празднования Сибирских святых, Волынских, Крымских, Карпаторусских, Холмских и Подляшских… Есть. Однако же здесь не усматривается выделение по этническому признаку. Сугубо по региональному.
На «национально-исторической основе» празднуются соборы сербских, болгарских, чешских и словацких святых. Но в отличие от болгарских и сербских святых, считавших себя соответственно болгарами и сербами, все «украинские» святые идентифицировали себя русскими! Даже если являлись иностранцами по рождению – служили становлению Третьего Рима. Не случайно православные на Украине до сих пор ощущает себя частью единого русского народа. Что же касается остальных…
«Не ошибусь, если скажу, что большинство народа у нас не особенно следит за церковным календарём, а о церковных праздниках узнаёт из утренних телепередач, – писал о попытках протянуть празднование «Собора украинских святых» киевлянин Алексей Селиванов. – Кто слышал, что бы светские СМИ на Украине хоть раз акцентировали внимание на празднике Русских святых? А вот на «дне Украинских святых» обязательно будут, не сомневайтесь». Как в воду глядел! Чин освящения украинской иконы показали четыре украинских канала.
Когда подобное было в отношении более чем рядового события? «Ужасно, что инициатива, исходящая от канонической Православной Церкви всё дальше разобщает народ исторической Руси», – пожжем лишь повторить вслед Алексеем.
У высокопреосвященных украинизаторов, правда, имеется «историческое обоснование»: наличие службы XVII века «преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим». Но святые, в Малороссии (не Украине, заметьте) просиявшие, выделены здесь как отдельная общность в пределах не Московского, а Константинопольского патриархата! Как православные, совершившие подвиги исповедания своей веры в условиях католического гнёта.
Митрополит Антоний, как историк церкви, не может этого не знать. Потому-то доводы у него не исторического, а географического порядка: новомученики, изображённые на иконе, «свою Голгофу прошли на украинской земле». Но называли ли они сами эту землю «украинской»? Таковой Малороссию, Новороссию, Галицию, Слободской край и Подкарпатскую Русь нарекут только волею тех, кто и убивал массово русских новомучеников – поголовно считавших себя служителями Русской православной церкви. И не ведавших ни о какой УПЦ (МП), которая возникнет усилиями митрополита Филарета Денисенко только в окаянных 90-х.
Не случайно поэтому сегодня в лоне канонического филаретового детища, есть и те, кому противен день Всех святых в земле Российской просиявших. Давно уж заменяют они «российских» на «наших» (а то и тупо на «украинских»), по дремучести своей не осознавая суть и контекст празднования. Ведь установление соответствующей службы совпало с периодом разрушения целостности России в 1917-1818 гг., когда впервые появилось государство Украина. Смыслом этой службы было свидетельство духовного единства Руси в противовес дроблению, как следствию греховного отступления предреволюционных поколений.
Слава Богу, Память Всех святых в земле Российской просиявших остаётся одним из самых любимых праздников православных Украины. Но с последними инициативами епископата возникает вопрос – надолго ли эта память?
Тростянец. Часовня всех святых, в земле Российской просиявших
P.S. На иконе «украинских новомучеников» изображены и «украинские храмы». В частности и Десятинный. Который в некотором смысле даже не русский! Ибо для освящавшего первый Десятинный храм греческого духовенства наша страна была не Русью, а Россией. Так с IX века называлась и Киевская митрополия. И даже когда древняя Русь канула в лету, Россией продолжали именовать свою страну в XV-XVI вв. Львовское православное братство и архиепископ Киевский, Галицкий и всея России Иов Борецкий. Благодаря им и возродилась в пределах киевской митрополии Церковь.
Знают ли об этом анонимные «народные иконописцы», писавшие икону?
Дмитрий Скворцов Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|