Последнее китайское предупреждение Трампа
«Китай мне друг, но истина дороже», – нечто в этом роде произнес вчера президент США Дональд Трамп, подписывая в прямом эфире из Белого дома документ о введении пошлин на импорт китайских товаров. Речь идет о поставках в объеме $60 млрд., что меньше 10% импорта США из Китая. Санкции не решают проблему торгового дефицита США в товарообмене с Китаем, который за прошлый год составил $375 млрд. Но говорят о том, что Трамп упорно идет курсом «Купуй американське!».
"Я считаю Китай нашим другом, – сказал Трамп во время подписания санкций, – но США имеют торговый дефицит в $800 млрд., из которых свыше $500 млрд. приходятся на Китай”. Вдобавок он раскритиковал действующие в КНР барьеры для импорта американских товаров и напомнил о ежегодной краже интеллектуальной собственности, которая обходится Соединенным Штатам в сотни миллиардов. "За сравнительно короткий промежуток времени мы потеряли 60 тыс. заводов", – заявил американский лидер.
Как уже сообщалось, под ограничения попадают около 100 наименований китайской продукции, для производства которой, по мнению Вашингтона, Пекин добыл у американских компаний идеи не вполне законными способами. Речь идет, прежде всего, о высокотехнологичном оборудовании. Но не только. Это и электрические устройства, и производственные станки, и бытовая техника, и даже игрушки. Прежде всего электронные гаджеты.
Незадолго до этого США ввели ввозные пошлины на сталь (25%) и алюминий (10%), которые главным образом были направлены на поставки из Китая и ЕС, но косвенно ударили и по украинским экспортерам. Которые, впрочем, получили свою “порцию” ранее в январе, когда Министерство торговли США определило окончательные антидемпинговые пошлины на металл происхождением из Украины.
Европейская комиссия ответила жестким заявлением, в котором назвала действия Трампа протекционизмом и пообещала разработать ответные меры, "чтобы уравновесить ситуацию". В свою очередь Китай призвал США "следовать многосторонним правилам и вносить свой вклад в торговлю и в мировую экономику", отметив, что ответные меры глобальных игроков на действия США могут навредить мировой торговле.
Большие надежды китайский бизнес возлагал на личные контакты Трампа и Си Цзиньпина. И поначалу казалось, что между двумя лидерами наметилась взаимная симпатия. Вместе со своими супругами они посетили Запретный город. Трамп в своем Twitter с похвалой отозвался о Си Цзиньпине, назвав его переизбрание на пост главы Коммунистической партии Китая "великой политической победой"
На удивление миролюбивый ответ Китая на первый пакет санкций можно объяснить тем, что в конце прошлого года отношения между двумя гигантами миропорядка как бы наладились. В начале ноября Дональд Трамп и его супруга Мелания посетили Китай по дороге из Японии и Южной Кореи.
Сообщалось, что Трамп прилетал в Поднебесную для переговоров по КНДР. Но еще накануне визита китайские и американские компании подписали около 20 соглашений на общую сумму в $9 млрд. Всего в рамках китайского визита Трампа американские компании подписали предварительных договоров на общую сумму $250 млрд. И хотя многие из них не были подкреплены реальными контрактами и, соответственно, озвученная сумма из разряда тех, что “делят на 8”, есть вполне конкретные достижения.
Это, прежде всего, соглашение между "Боингом" и "Авиационной компанией Китая" на поставку 300 самолетов общей стоимостью $37 млрд. Соглашение об инвестировании $43 млрд. в добычу сжиженного природного газа на Аляске. Предварительное соглашение между телекоммуникационной компанией Qualcomm и китайскими производителями смартфонов Xiamoi, OPPO и Vivo. Сделка оценивается в $12 млрд.
Большие надежды китайский бизнес возлагал на личные контакты Трампа и Си Цзиньпина. И поначалу казалось, что между двумя лидерами наметилась взаимная симпатия. Вместе со своими супругами они посетили Запретный город. Трамп в своем Twitter с похвалой отозвался о Си Цзиньпине, назвав его переизбрание на пост главы Коммунистической партии Китая "великой политической победой".
По словам министра торговли США Уилбура Росса, одной из главных экономических тем переговоров Трампа и Си Цзиньпина было “восстановление нарушенного торгового баланса между США и Китаем”. В частности, Росс сказал журналистам, что Си и Трамп договорились в течение 100 дней разработать предложения по увеличению американского экспорта в Китай и сокращения дефицита, который США имеют в торговле с КНР.
И вот “сухой остаток”: Дональд Трамп фактически объявил Китай интеллектуальным браконьером и экономическим агрессором. Не так, чтобы это было новостью, но прямо в лоб, да еще и на государственном уровне... Решительно.
Пекин готовит в ответ новые ввозные пошлины на продукцию американского сельхозсектора. Как пишет газета Wall Street Journal со ссылкой на осведомленные источники, Китай может повысить сборы на ввоз в страну американских сои, сорго и живых свиней. Эти меры должны ударить по жителям фермерских штатов США, которые составляют основу электората Трампа.
Надежды на улаживание конфликта миром теплятся у Китая еще и по той причине, что Штатам трудно вести торговую войну на два фронта. И нельзя однозначно сказать, кто на сегодня представляет большую экономическую опасность – ЕС или КНР. Не случайно сразу после сообщения о подписании “антикитайских мер” представитель США на торговых переговорах Роберт Лайтхайзер заявил, что Вашингтон пока не будет вводить таможенные пошлины на импорт стали и алюминия в отношении своих «союзников»
Также власти КНР одновременно рассматривают возможность снижения некоторых ограничений на инвестиции в фондовые и страховые компании, чтобы избежать роста напряженности в торговых отношениях с США. Этот вариант ответных действий может быть пересмотрен в зависимости от дальнейших шагов Вашингтона.
Но, если Китай ограничится лишь этим, ответ, по мнению аналитиков, будет несимметричным и говорит об одном: Китай не хочет торговых войн, к которым готова Америка. Он, скорее, склонен поторговаться и предложить “обмен санкциями”. Например, отреагировать на заявление Минторга США о несправедливом обложении ввоза американских автомобилей в Китай 25-процентной пошлиной по сравнению с 2,5%-й пошлиной на ввоз китайских автомобилей в США.
Причина такой китайской вежливости проста: несмотря на всю экономическую мощь, экономика Поднебесной намного более уязвима, чем американская, поскольку у американцев есть эксклюзив, которого нет у Китая, – доллар.
Попытки Пекина сделать юань хоть немного конвертированной валютой провалились. Также Китай имеет серьезные проблемы с финансовым и фондовым рынками, которые пережили два лавинообразных падения в 2015-м и 2016-м гг.
В то же время реакция мировых фондовых рынков на первые меры протекционизма со стороны Белого дома была позитивной. Акции металлургических компаний США выросли после сообщения о введении ввозных пошлин на сталь и алюминий. Так, акции United States Steel Corp. дорожали на 7,77%, AK Steel Holding Corp. – на 11,82%, Nucor Corp. – на 3,25%.
Надежды на улаживание конфликта миром теплятся у Китая еще и по той причине, что Штатам трудно вести торговую войну на два фронта. И нельзя однозначно сказать, кто на сегодня представляет большую экономическую опасность – ЕС или КНР. Не случайно сразу после сообщения о подписании “антикитайских мер” представитель США на торговых переговорах Роберт Лайтхайзер заявил, что Вашингтон пока не будет вводить таможенные пошлины на импорт стали и алюминия в отношении своих «союзников».
По его словам, введение пошлин будет «поставлено на паузу» для Канады и Мексики как участниц Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA), ряда стран Евросоюза, Австралии, Аргентины, Бразилии и Южной Кореи.
При этом он не пояснил, на какой срок рассчитана данная «пауза» и на каких условиях она будет действовать. Но сам факт говорит о том, что Трамп, продолжая исповедовать протекционизм и категоричность в вопросах американских экономических интересов, может быть вспыльчивым, но отходчивым. Впрочем, не для всех.