Украинские националисты празднуют очередную победу в борьбе с русским языком: 28 февраля Конституционный суд отменил языковой «закон Кивалова – Колесниченко», признав его неконституционным. «Вчера Конституционный суд вынес решение, что принятый 3 июля 2012 года закон об основах государственной языковой политики является неконституционным. Искренне поздравляю всех украинцев с этим решением…», – заявил спикер Верховной рады Андрей Парубий, открывая заседание парламента.
Принятие закона, авторами которого были депутаты от Партии регионов Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко, в 2012 году сопровождалось акциями протеста, драками в Верховной раде и прочими спецэффектами, которые устраивала тогдашняя оппозиция в лице националистов. Они кричалио подрыве независимости Украины и шаге к государственному статусу русского языка, что категорически отвергалось с 1991 года.
Однако закон этот просто гарантировал права национальных меньшинств Украины в языковом вопросе, люди сами могли выбирать, на каком языке им общаться, учить детей, читать газеты и обращаться в органы власти. В регионах, где проживали более 10% представителей «нетитульной» нации, стало возможным двуязычие. В итоге в Донецкой, Луганской, Одесской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Харьковской областях, в Крыму и Севастополе русский язык стал региональным. Венгерский язык получил статус регионального в городе Берегово (Закарпатье), а румынский – в сёлах Тарасовцы Черновицкой области и Белая Церковь Раховского района Закарпатской области. Все были довольны, за исключением национал-патриотов, желавших привести страну к единому языковому знаменателю.
В первый же день после государственного переворота – 23 февраля 2014 года – на внеочередном заседании Верховной рады Вячеслав Кириленко, нынешний вице-премьер, внёс в повестку дня рассмотрение проекта постановления «О признании утратившим силу Закона Украины Об основах государственной языковой политики». Депутаты даже не стали рассматривать этот документ по существу, а просто проголосовали за его принятие. Именно это и стало одной из главных причин акций протеста на юго-востоке Украины, что вылилось в гражданскую войну, унёсшую уже более десяти тысяч жизней.
Европа и ОБСЕ тут же погрозили Киеву пальцем, и этого тогда было достаточно, чтобы исполняющий на тот момент обязанности президента Александр Турчинов не стал подписывать постановление об отмене «закона Кивалова – Колесниченко». Даже Пётр Алексеевич, сразу после избрания на пост президента, признал это ошибкой. Четыре года назад киевский режим ещё боялся реакции ЕС или ОБСЕ. А теперь, спустя четыре года после «революции достоинства» Киев уже ничуть не встревожен возможной реакцией Европы и международных организаций.
Неконституционным признан не сам закон, а процедура его принятия. После этого законт утратил силу. Национал-патриоты не скрывают восторга.
«Апелляции тут быть не может. У нас есть ряд других законопроектов. Поэтому к данному вопросу нужно подойти серьёзно. Потому что отменённый закон принимался исключительно в рамках российской диверсии в Украине и был частью планов ФСБ», – заявил депутат от «Народного Фронта» Леонид Емец журналистам.
«Видимо, не может действующая власть смириться с тем, что языковая тема в Украине – исчерпана. Восстановление мира в Украине в планы власти не входит. И новый виток языковых проблем – тому подтверждение. Решение Конституционного суда – откровенно политическое. Всему миру чётко дали понять, что Украина не хочет примирения, хочет сеять раздор между западом и востоком страны. Действующая власть, переживающая агонию, делает всё возможное, не брезгуя незаконными методами, для ущемления людей, у которых родной язык – не украинский. И таких людей в Украине миллионы», – уверен один из авторов закона Сергей Кивалов.
Но «патриоты» не учли того, что с принятием «закона Кивалова-Колесниченко» в 2012 году был аннулирован закон Украинской ССР «О языках в Украинской ССР» 1989 года. Теперь же языковое поле Украины возвращается к советскому закону, в котором говорится, что государственный язык – украинский, но при этом гражданам Украины «гарантируется право использования русского языка как языка межнационального общения».
«Отменив один закон, Конституционный суд реанимировал языковой закон 1989 года, где русский язык считается языком межнационального общения и разрешён к употреблению во всех сферах общественной жизни. То есть те, кто добивался отмены «закона Кивалова – Колесниченко» создали ещё большую правовую коллизию, чем было до сих пор», – считает политолог Руслан Бортник.
А Вадим Колесниченко, второй автор закона, написал на своей странице в социальной сети Facebook, что текст закона авторы специально составили так, чтобы в случае его отмены, вступил в силу советский закон. «Это и есть те юридические ловушки, которые я закладывал при принятии самого закона», – написал Колесниченко.
Сегодня все эксперты сходятся в одном – дан старт новой волне украинизации. «Я ожидаю, что срочно начнут рассматривать новый закон о языках. Все проекты, которые есть на эту тему, они в той или иной мере сужают права нацменьшинств или нарушают их, а это – миллионы граждан. Дальнейшая эскалация этого вопроса усилит сепаратистские настроения в государстве. Почему это делается сейчас – потому что скоро выборы. Президент пытается перетянуть националистический канат. Этот конфликт нужен власти для победы на выборах», – уверен Руслан Бортник.
Проектов языковых законов в Верховной раде скопилось множество. Например, проект закона от «Народного фронта» в соавторстве с галицкой «Самопомощью» о тотальной украинизации. Украинский язык нужно будет использовать во всех сферах государственной и общественной жизни и во всех СМИ. А переход на другие языки станет уголовно наказуемым и будет приравниваться к попытке смены государственного строя. Год назад этот проект был рекомендован как основа для будущего закона.
Впрочем, даже та самая «детская писательница» Ницой, знаменитая своими истериками по поводу русского языка, признаёт, что теперь у Украины одной проблемой будет больше. А, может, и не одной… Причём проблемы не со своими гражданами, на которых украинским национал-радикалам глубоко наплевать, а с соседними странами – им не понравится новый закон о языках.
«Представляю, какая будет баталия с меньшинствами! Точнее со странами, которые стоят у них за спиной. Ведь сами меньшинства – это просто инструмент, которым они нам выкручивают руки. Представляю, как они нас за горло возьмут», – уже сейчас переживает Ницой, о чём и сообщает на своей странице в сети Facebook.
Сегодня соседи Украины молчат: пока не принят новый закон в силе достаточно демократичный советский. Однако националисты не остановятся и в самое ближайшее время постараются исправить эту ситуацию. А значит, впереди новый виток скандалов, как минимум, с Венгрией и Польшей, которые уж точно не промолчат.