54-я конференция по безопасности, стартовавшая в Мюнхене, в очередной раз обнажила беспомощность отмирающей системы управления миром и подтвердила правильность слов, сказанных президентом России 11 лет назад. “Царьград” предлагает вместе вспомнить, как перераспределялись силы на глобальном уровне
Любой человек, хотя бы поверхностно знакомый со спецификой международной политики, при фразе "Мюнхенская конференция по безопасности" в первую очередь вспомнит знаменитую речь главы российского государства Владимира Путина, которую также принято называть "мюнхенской". В ней президент нашей страны предельно жестко и откровенно сформулировал характеристику однополярного мира, в контексте которого мы жили с 1991 года:
Что же такое однополярный мир? Как бы ни украшали этот термин, он, в конечном итоге, означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. Это мир одного хозяина, одного суверена. И это, в конечном итоге, губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри".
По сути, этими словами Владимир Путин бросил вызов той системе, став первым лидером крупной мировой страны, открыто выступившим против гегемонии США. Тогда это выглядело невиданной смелостью и, если угодно, отчаянным шагом. В 2007 году, когда Вашингтон с новой силой взял за горло Ближний Восток и всерьез начал закручивать гайки в Европе, все уже фактически смирились с тем, что весь мир стал "задним двором" американцев. И слова Путина звучали скорее как боевой клич перед последним боем, чем пророчество.
Президент России Владимир Путин во время выступления на Мюнхенской конференции 2007 года по вопросам политики безопасности. Фото: Астахов Дмитрий/ТАСС
Но прошло 11 лет, и мир находится в абсолютно ином состоянии. В первую очередь об этом свидетельствуют сами организаторы конференции. Каждый год в преддверии мероприятия публикуется большой аналитический материал под названием "Мюнхенский доклад по безопасности", в котором, собственно, и формулируются основные взгляды коллективного Запада на международные процессы и вызовы. В 2018 году России был посвящен целый раздел. Несмотря на то, что такого рода материалы пишутся в отстраненно-научном стиле, нельзя не заметить отношения авторов к нынешнему положению вещей:
По данным опроса, проведенного в декабре 2017 года, 72% граждан России считают свою страны великой державой, эта цифра значительно увеличилась по сравнению с показателем 1999 года, когда так считал 31% жителей страны. У данного восприятия роста российского могущества есть своя почва, так как Москве удалось значительно расширить свое региональное и глобальное влияние за последние годы".
Не обошли стороной и набившую оскомину тему мифического "русского вмешательства" в выборы на Западе. По мнению авторов доклада, "кампания по дезинформации на президентских выборах во Франции" не состоялась, однако выборы в США "принесли свои дивиденды". Какие именно – не уточняется, как не приводятся и конкретные примеры вмешательства.
Политические штампы и клише, завернутые в обертку "беспристрастных" научных докладов – излюбленный трюк западного политологического сообщества. Однако применяют они его только в тех случаях, когда оппонента не получается победить прямой агрессией. Авторы доклада признают, что Россия сегодня является не просто мощным политическим игроком, но и могущественной военной державой:
Сирию можно назвать наиболее ярким примером роста международного влияния России, достигнутого относительно небольшими денежными и человеческими ресурсами. Москва изменила ход сирийского конфликта, укрепив режим Асада, и восстановила свое военное влияние на Ближнем Востоке. Интервенция также стала тестовой площадкой для модернизированной российской армии, проверившей в боевых условиях военные электронные системы, беспилотные летательные аппараты, а также оружие и ракеты дальнего действия".
Но авторы доклада все же надеются, что взлет России будет недолгим. К факторам, которые могут помешать дальнейшему укреплению российского влияния, они относят небольшой ВВП, соизмеримый с Испанией, а также более чем скромные прогнозы относительно его роста в обозримом будущем. Кроме того, западные эксперты считают, что своей политикой Россия толкает соседей, боящихся агрессии со стороны Москвы, в объятия НАТО. Но главное, все-таки, это резкое недовольство либерально-глобалистской части американского истеблишмента действиями российского руководства:
Хоть риторику Дональда Трампа по отношению к России и можно назвать дружелюбной, значительная часть американского руководства видит в России своего главного противника: Россия бросает вызов американской силе, влиянию и интересам и пытается подорвать американскую безопасность и процветание", - говорится в новой стратегии Национальной безопасности США.
В крахе того самого однополярного мира, который Владимир Путин раскритиковал еще 11 лет назад, винят, конечно же, Россию и тех, кто вслед за российским лидером выступил против либеральной глобализации. Как бы то ни было, обратите внимание на точность прогноза российского президента, сделанного еще тогда, когда "ничто не предвещало".