Сидяший на диване обрюзгший Михаил Саакашвили едва замечает гостя на пороге своей двухуровневой квартиры. Бывший президент Грузии лихорадочно жонглирует своими тремя телефонами. После того, как киевский суд приговорил его к домашнему аресту каждый день после 22 часов, горизонтом для него стали смартфоны. «Для такой совы, как я, это очень тяжело», — признает он, на мгновение оторвавшись от переписки. Его жизнь омрачает комендантский час, а также неопределенность насчет его судьбы. Дело в том, что помимо начатого украинскими властями запутанного разбирательства по обвинению в «подготовке государственного переворота», ему может грозить и процедура экстрадиции в родную Грузию. Там его признали виновным в злоупотреблении должностным положением, и могут посадить на несколько лет. Не исключено, что эта встреча вечером 29 января станет для него последней на свободе.
Экстрадиция
При упоминании его нынешнего положения и прошлых невероятных похождений «Миша» просыпается. Этот активный, а иногда даже несдержанный человек оказался на вершине власти в Грузии после революции роз в 2003 году. Его долго превозносили как радикального и просвещенного реформатора, однако он проиграл на выборах в 2013 году на фоне обвинений в разгоне демонстраций и давлении на СМИ. «Изменить такую страну как Грузия невозможно без демонстрации силы», — уверяет он.
В свою очередь приговор суда Тбилиси является ничем иным как «политическим преследованием» со стороны его соперника, олигарха Бидзины Иванишвили. В любом случае, «все это — цирк. Он не хочет моего возвращения в Грузию. Поднялась бы огромная шумиха, а мои сторонники свергли бы правительство, чтобы меня освободить!» При этих словах он берет чашку чая со своим изображением.
Его экстрадиция тем вероятнее, что президент страны Петр Порошенко стремится избавиться от оппозиционера. «Я мешаю его коррупционной практике и сделкам с олигархами», — уверен бывший грузинский лидер.
Он прибыл на Украину в 2014 году после революции на Майдане и предложил свои услуги новому главе государства. Тот назначил его губернатором проблемной Одесской области в июле 2015 года. Тем не менее год спустя их отношения в конец испортились. Миша подал в отставку (причем результаты его работы оказались весьма неоднозначными), заявил, что президент ставит ему палки в колеса, и перешел в оппозицию. За этим последовала не поддающаяся описанию чехарда вокруг его более-менее популярных политических инициатив, лишения украинского гражданства по решению Петра Порошенко, прорыва через польско-украинскую границу и бегства от полиции.
Взбалмошный революционер
Сцены, достойные приключенческого фильма. Как бы то ни было, они отражают сложность ситуации, которая приводит в замешательство не только самых искушенных наблюдателей, но и украинские власти. Саакашвили убежден: все обвинения против него «сфабрикованы по распоряжению Порошенко в сговоре с Путиным». Как бы то ни было, даже такая объявленная властями вендетта не может заставить полицию задержать его, а суды — вынести четкое и окончательное решение. «Все их инициативы отражают неподготовленность власти и, следовательно, слабость Петра Порошенко», — заявляет он. В любом случае, поле для маневра этого взбалмошного революционера сейчас крайне мало. Ему приходится целыми днями присутствовать на множестве касающихся его судебных разбирательств. По вечерам же он сидит в огромной квартире в центре Киева в окружении египетских колонн, часов в стиле Людовика XVI и белого фортепиано, на котором он не играет.
Михаил уверен: народ за него. А опросы, в которых его готовы поддержать всего 2% населения, лгут. «По моему призыву мы организовали в Киеве самые большие демонстрации со времен Майдана в 2014 году», — заявляет он. В несколько тысяч человек. На самом деле, его популярность колеблется, но все равно не бывает высокой. Кроме того, его попытки сформировать оппозиционную платформу против Петра Порошенко, которого обвиняют в авторитаризме и коррупции, так и не увенчались успехом. Многие критикуют Саакашвили за несдержанность и неспособность договариваться с другими политическими движениями. Сам же он уверяет, что пошел на «много компромиссов (…). Виноваты те, кто произносят красивые слова, но не могут показать результаты». Он не имеет настоящей народной и политической базы, и принял альянс с националистическими и военизированными группами. «Если они готовы бороться на настоящие перемены, я не в силах им отказать», — оправдывается он. Только вот это решение усилило критику и поставило его в изоляцию.
Как бы то ни было, отступаться он не собирается. Он говорит о возможности выдворения в Польшу, где его должны хорошо принять и защитить от преследований на Украине и в Грузии. Сможет ли он вернуться к нормальной жизни? «Я не позволю просто так себя устранить. Украина должна добиться успеха». Расположившийся на диване Саакашвили, кажется, абсолютно уверен, что без него Украине не добиться успеха.