СОДЕРЖАНИЕ
- О рабочем визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел и международного сотрудничества Италии А.Альфано
- Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в торжественном мероприятии по случаю 75-летия победы в Сталинградской битве
- О развитии ситуации в Сирии
- О развитии ситуации в Йемене
- О развитии ситуации в ближневосточном урегулировании
- О развитии ситуации в Афганистане
- О ситуации вокруг убийства сербского политика в Косово О.Ивановича
- О возможности пересмотра Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г.
- О публикациях в колумбийских СМИ о возможном вмешательстве России в выборы в этой стране
- Относительно подготовки и наблюдения за выборами Президента Российской Федерации
- Об очередной годовщине освобождения Варшавы
- Об осквернении Памятника благодарности Красной Армии в польском городе Ольштын
- О начале работы в Литве Интернет-сайта «vatnikas.lt»
- Анонс англоязычной версии «Крымского журнала»
- Из ответов на вопросы:
- О позиции России по отношению к военной операции Турции в сирийском Африне
- Об оформлении виз для участия в КНД в Сочи
- Об образовании новых форматов по урегулированию сирийского кризиса и обсуждению иранской ядерной программы
- О нагорно-карабахском урегулировании в 2018 году
- О реакции России на закон о «реинтеграции» Донбасса
- Об обвинениях в адрес России относительно ответственности Правительства Сирии за применение химического оружия
- Об инциденте с японским рыболовным судном «Нико Мару 53»
- О консультациях в Токио на тему совместной хозяйственной деятельности на Курилах
- О встрече в Москве по вопросу Корейского полуострова
- О возможности прямого диалога между КНДР и США
- О судьбе резолюции 1244 СБ ООН по Косово
- О стратегии России на Балканах и российско-болгарских отношениях
- О разработках США биологического оружия
- Об участии представителей курдской партии «Демократический союз» в КНД в Сочи
О рабочем визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел и международного сотрудничества Италии А.Альфано
1 февраля в Москве запланированы переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Италии А.Альфано, который будет находиться в Российской Федерации с рабочим визитом в качестве Действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
В ходе беседы глав внешнеполитических ведомств основное внимание будет уделено планам работы ОБСЕ в 2018 г., в том числе с точки зрения роли этой Организации в деле нахождения коллективных ответов на общеевропейские вызовы, построения неделимой безопасности и восстановления доверия на континенте. Будет затронута проблематика борьбы с терроризмом, наркотрафиком и киберугрозами, сопряжения интеграционных процессов в Европе и Евразии, защиты традиционных ценностей и прав национальных меньшинств. Планируется обсудить содействие урегулированию региональных кризисов на пространстве ОБСЕ, в том числе на Украине, в Приднестровье и Закавказье, а также приоритеты итальянского председательства – Средиземноморье и преодоление миграционного кризиса в Европе.
Будут рассмотрены другие актуальные внешнеполитические вопросы.
Министры также продолжат доверительный диалог с прицелом на дальнейшее развитие многопланового и разностороннего российско-итальянского сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, в первую очередь в контексте реализации достигнутых на высшем уровне договоренностей.
Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в торжественном мероприятии по случаю 75-летия победы в Сталинградской битве
Как вам известно, в нашей стране в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2017 г., принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В.Путина от 18 февраля 2017 г., широко отмечается 75-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
Министерство иностранных дел России планирует провести 1 февраля в 16.00 в Особняке МИД России памятное мероприятие с участием Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова. На него приглашены представители дипкорпуса, а также обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства обороны России, институтов Российской академии наук, общественных и ветеранских организаций.
Вниманию участников будет представлена выставка документов из Архива внешней политики Российской Федерации.
Сирия находится на перепутье. После победы над ИГИЛ, достигнутой при решающей роли ВКС России, сложились предпосылки для решительного продвижения по пути прекращения внутреннего братоубийственного конфликта и политического урегулирования проблем, которые раскололи сирийское общество 7 лет назад.
Для этих процессов имеется прочная основа в виде зон деэскалации, созданных при содействии астанинского формата. Они позволяют осуществлять практические шаги в направлении улучшения гуманитарной ситуации, восстановления разрушенных объектов жизнеобеспечения, приступить к мерам по содействию добровольному возвращению беженцев и ВПЛ.
На следующей неделе, как мы уже анонсировали, 29-30 января, в г. Сочи состоится Конгресс сирийского национального диалога, в подготовке которого наряду с Россией принимают активное участие Турция и Иран. Приглашения были направлены и продолжают направляться сирийским участникам (порядка 1600). В качестве наблюдателей в Сочи приглашены представители ООН, ряда региональных и международных партнеров.
Наши усилия нацелены на то, чтобы в Сирии как можно скорее установился мир и стабильность, вновь заработала экономика, беженцы вернулись к своим очагам. Надеемся, что все те, кто искренне желают прекращения вооруженного конфликта, будут поощрять сирийцев на занятие конструктивных позиций в ходе этого уникального межсирийского мероприятия.
К сожалению, просматриваются и другие сценарии. Промедление с восстановлением единства сирийского общества чревато новыми опасными вызовами, как это происходит сейчас в районе города Африн, где подразделения вооруженных сил Турции совместно с отрядами сирийской оппозиции проводят военную операцию. Турецкая сторона, как известно, подает это как ответ на угрозы безопасности Турции, сформировавшиеся на севере Сирии в условиях отсутствия там контроля Правительства этой страны.
Мы также внимательно ознакомились с выступлением Госсекретаря США Р.Тиллерсона в Стэнфордском университете 17 января. Это была фактически презентация новой стратегии США по Сирии. Из слов Госсекретаря США Р.Тиллерсона мы поняли, что американские партнеры намерены отныне сделать ставку на политический подход. Это, разумеется, хорошо.
Вместе с тем в качестве целей своих действий американцы по-прежнему провозглашают устранение от власти законно избранного Президента Сирии Б.Асада. Объявлено о том, что Вашингтон намерен сделать бессрочным американское военное присутствие на территории суверенной Сирии. Мнением на сей счет Правительства этой страны – полноправного члена ООН американцы интересоваться почему-то не стали.
Убеждены, что такой подход противоречит международному праву и не способствует политическому урегулированию внутрисирийских проблем на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН.
Вместе с последовавшими за речью Госсекретаря США Р.Тиллерсона в Стэнфорде сообщениями из американских военных источников о формировании под патронажем США неких «отрядов охраны границы» в северной Сирии, населенной по преимуществу курдами, новая американская стратегия в отношении этого государства выглядит не иначе, как курс на расчленение этой страны.
Не уверены, что в Вашингтоне задавались вопросом: хотят ли этого сами сирийские курды или проживающие рядом с ними арабы, ассирийцы, туркоманы, черкесы.
Убеждены в недопустимости превращения Сирии в арену противоборства внешних сил, которые преследуют свои интересы. Определять будущее страны должны сами сирийцы. Рассчитываем, что предстоящий в Сочи форум станет важным шагом на этом пути.
В работе форума возможно участие Министра иностранных дел России С.В.Лаврова.
Продолжаем внимательно следить за развитием военно-политической и гуманитарной ситуации в Йеменской Республике (ЙР), на территории которой продолжаются боевые действия между сторонниками хуситского движения «Ансар Алла» и вооруженными формированиями, лояльными Президенту Йемена А.Хади.
Обратили в данной связи внимание на поступающую в последнее время информацию, касающуюся якобы имеющихся договоренностей о проведении в столице Султаната Оман Маскате переговоров между представителями хуситов и делегацией ООН. Как мы понимаем, по итогам этих контактов имеется в виду рассмотреть вопрос о возобновлении полноформатных межйеменских консультаций, которые были заморожены с момента их предыдущего раунда в Эль-Кувейте весной-летом 2016 г.
В Москве активно приветствовали бы такое развитие событий как отвечающее нашей принципиальной точке зрения о том, что только сами йеменцы могут и должны определять будущее своего государства, добиться национального согласия по вопросам последующего обустройства Йемена, базирующегося на учете мнения всех ключевых йеменских политических сил.
Отфиксировали также намерение руководства поддерживающей А.Хади «арабской коалиции» приступить к осуществлению комплексной гуманитарной операции, которая предусматривает доставку соответствующей помощи в наиболее пострадавшие районы Йемена, открытие в указанных целях необходимых сухопутных, морских и воздушных коридоров. Рассчитываем, что подобные меры приведут к реальному облегчению страданий мирного населения Йемена, сталкивающегося с острым дефицитом продуктов питания, медикаментов и других товаров первой необходимости.
О развитии ситуации в ближневосточном урегулировании
В вопросах палестино-израильского урегулирования сохраняется серьезная напряженность. Она проецируется на ситуацию в области безопасности на палестинских территориях, где после заявления Президента США Д.Трампа по Иерусалиму и визита вице-президента США М.Пенса в регион продолжаются столкновения палестинцев с представителями израильских правоохранительных органов. Одновременно израильские власти наращивают поселенческую активность на оккупированных палестинских территориях.
В создавшихся условиях считаем недопустимой дальнейшую эскалацию насилия и силового противостояния.
При этом исходим из нашей принципиальной позиции в поддержку двухгосударственной формулы палестино-израильского урегулирования, предполагающей создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и его сосуществование с Израилем в мире и безопасности. Энергично продолжаем поощрять стороны конфликта к продвижению к такому решению при активной роли международного сообщества, для чего представляется необходимым активно задействовать потенциал ближневосточного «квартета» международных посредников.
Поддерживаем интенсивные контакты непосредственно с представителями Израиля и Палестины, другими региональными сторонами с тем, чтобы обеспечить долгосрочное палестино-израильское урегулирование.
О развитии ситуации в Афганистане
Несмотря на наращиваемое иностранное военное присутствие обстановка в Афганистане остается крайне сложной. Талибы сохраняют боевую активность и осуществляют террористические атаки даже в Кабуле.
Наглядным примером тому стало нападение 20 января группы боевиков Движения талибов на хорошо охраняемое здание отеля «Интерконтиненталь». Данные о погибших на сегодняшний день сильно варьируются, по разной информации, речь идет уже о более 40 человек, включая 14 иностранцев, среди которых граждане Украины, Казахстана, ФРГ и США. По имеющимся сведениям, для проведения спецоперации по ликвидации террористов были привлечены силы американского спецназа, что указывает на неспособность, к сожалению, афганских силовых структур самостоятельно обеспечить безопасность крупных общественных объектов, включая гостиницы.
Выражаем соболезнования родным и близким погибших в ходе теракта, желаем скорейшего выздоровления пострадавшим.
Вызывает озабоченность сообщение о похищении неизвестными лицами 23 января в Кабуле сотрудницы миссии ООН и ее сына. Призываем власти Афганистана предпринять все необходимые меры для освобождения заложников и привлечения к ответственности преступников.
Ухудшение ситуации с безопасностью в столице страны явно не соответствует ожиданиям США от их новой стратегии на афганском направлении. Сомневаемся, что отправка Пентагоном дополнительно 1 тыс. американских военнослужащих к уже переброшенным 4 тыс. человек способна переломить страшные и неутешительные тенденции. По-прежнему убеждены, что ключом к стабилизации ситуации в Афганистане является запуск процесса национального примирения. Однако складывается впечатление, что в Вашингтоне не считают приоритетной задачу межафганского диалога, а продолжают делать ставку на силовые методы.
О ситуации вокруг убийства сербского политика в Косово О.Ивановича
Убийство 16 января известного сербского политика в Косово О.Ивановича является террористическим актом, нацеленным против косовских сербов. Это чрезвычайно серьезный инцидент, подрывающий мир и безопасность в крае, чреватый потрясениями на Балканах в целом.
Поддерживаем требования Белграда подключить сербские компетентные органы и полицейские структуры к осуществлению следственных действий. Хотели бы особо отметить, что такой шаг ни в коей мере не противоречит основополагающей резолюции 1244 СБ ООН, определяющей международно-правовые рамки косовского урегулирования.
Удивляет отстраненная позиция Миссии ЕС в области верховенства закона (МОВЗ), развернутой в крае по одобрению Совета Безопасности ООН. Руководство МОВЗ фактически самоустранилось от расследования, целиком отдав его в руки косовской полиции. В этой связи возникает вопрос – куда делась «ключевая роль Евросоюза» на Балканах, о которой уже годами любят рассуждать брюссельские бюрократы?
Между тем, результатов следствия в отношении О.Ивановича не видно, запросы Белграда о проведении совместной работы игнорируются. Создается впечатление, что Приштине и ее покровителям есть, что скрывать.
Вместе с тем положительно оцениваем результаты поездки Президента Сербии А.Вучича в Косово 20-21 января, которая позволила снизить напряженность в крае, спровоцированную убийством сербского политика.
Убийство О.Ивановича подтверждает неоднократно высказывавшиеся нами предупреждения о несостоятельности косовского квазигосударства, хрупкости ситуации в крае, царящем в нем беззаконии. Все это создало предпосылки для систематических антисербских действий, раскручивания спирали насилия, что выражается в повседневных случаях осквернения православных святынь, нападениях, уничтожении имущества.
Хотели бы подчеркнуть, что данный террористический акт свидетельствует о необходимости постоянного пристального внимания многосторонних структур к ситуации в Косово, сохранения графика отчетности международных присутствий в Приштине, Совете Безопасности ООН и в рамках ОБСЕ. Важно активно и объективно подходить к ситуации в крае, которая вызывает все большую озабоченность и несущей в себе, как это сейчас для всех очевидно, непосредственную угрозу миру и безопасности в регионе.
Призываем все заинтересованные стороны объединить усилия для проведения как можно скорее исчерпывающего расследования для выявления и наказания виновных.
О возможности пересмотра Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г.
Принципиально не согласны с вновь получившими хождение в парламентских и экспертных кругах США идеями возможного пересмотра Общего рамочного (Дейтонского) соглашения о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г. и организации в этих целях международной конференции «Дейтон-2». Как уже подчеркнул Министр иностранных дел России С.В.Лавров в ходе пресс-конференции в штаб-квартире ООН 19 января, мы против того, чтобы заменить или переписать Дейтонское соглашение. Тем более что делать это, насколько мы понимаем, предлагается путем навязывания боснийским сторонам извне неких новых моделей государственного устройства. Считаем такие попытки не просто неприемлемыми и неуместными, но и чреватыми срывом процесса постконфликтного урегулирования в стране, дестабилизацией обстановки на Балканах в целом.
Российская Федерация в качестве одного из международных гарантов Дейтонского соглашения продолжает последовательно поддерживать его неукоснительное соблюдение. Убеждены, что дальнейшее развитие БиГ как децентрализованного демократического государства может быть обеспечено только на прочной и сбалансированной основе Дейтона, с опорой на предусмотренные Мирным соглашением 1995 г. широкие полномочия двух территориальных образований-энтитетов (Республики Сербской и Федерации БиГ) и равноправие трех государствообразующих народов (бошняков, сербов и хорватов).
Призываем зарубежных партнеров уважать суверенное право боснийцев самостоятельно решать все возникающие вопросы диалоговым путем в установленных Дейтоном рамках. Выступаем за упразднение протекторатного присутствия в лице Аппарата Высокого представителя в БиГ. Намерены и в дальнейшем активно содействовать боснийским сторонам в вопросах реализации Дейтонского соглашения, развивать с БиГ и энтитетами взаимовыгодные связи в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
О публикациях в колумбийских СМИ о возможном вмешательстве России в выборы в этой стране
Обратили внимание на публикации в колумбийских СМИ на тему т.н. «возможного вмешательства» России в предстоящие президентские и парламентские выборы.
Отмечаем, что эти вбросы, как по команде, осуществляются в тех странах, где в текущем году проводятся избирательные кампании – Мексика, Бразилия, пришла очередь и Колумбии. Авторство этих «фейков» хорошо просматривается.
Самое примечательное, что даже не скрывается, что истоки такого рода дезинформации далеки от этих государств.
Я думаю, что не имеет смысла говорить и повторять, что все эти фантазии, материалы основаны на дезинформации. Видимо, кому-то в странах, которые находятся недалеко от Латинской Америки (есть такое подозрение, что непосредственно на севере американского континента), очень не нравятся поступательно развивающееся российско-латиноамериканские отношения, которые являются настоящим сотрудничеством, а также те теплые и по-настоящему дружеские чувства взаимной симпатии, которые объединяют наши народы. Как вам известно, в последние годы отношения России и Латинской Америки развиваются очень тесно как по линии двусторонних отношений, так и по линии международных интеграционных объединений и организаций.
Честно говоря, хочется сказать и использовать эту возможность донести до авторов этих домыслов, чтобы у них не оставалось никаких сомнений, что наши отношения с Латинской Америкой являются стабильными, как я уже сказала, дружественными, они не подвержены конъюнктуре. Россия поддерживает связи со всеми государствами региона и их правительствами совершенно различной политической «окраски». Отрадно, что для латиноамериканских стран укрепление отношений с Россией также является важной частью внешнеполитического курса, опирающегося на широкий внутренний консенсус. Они об этом говорят публично в ходе переговоров, приезжают в Россию, встречают нас в своих странах, безусловно, мы этим дорожим. Россия никогда не вмешивалась и не будет вмешиваться в выборы в других странах, поскольку это противоречит основополагающим принципам российской внешней политики.
Понимаем и приветствуем стремление руководства стран региона к тому, чтобы выборы прошли честно, открыто, и победу одержал кандидат, пользующийся наибольшей поддержкой избирателей. Здесь есть наша непосредственная «выгода» и прагматизм, потому что неотъемлемым элементом стабильного развития латиноамериканского региона является демократический электоральный процесс в соответствии с имеющимися в этих странах процедурами.
Рассчитываем, что профессиональный подход уважаемых латиноамериканских политиков и СМИ позволит им избежать высказываний и публикаций, содержащих недостоверные слухи и голословные обвинения в адрес России.
Относительно подготовки и наблюдения за выборами Президента Российской Федерации
Проживающие за рубежом граждане Российской Федерации смогут проголосовать за того или иного кандидата в Президенты страны на одном из 365 организуемых избирательных участков. Рассчитываем на традиционную в подобных случаях помощь и содействие со стороны местных правоохранительных органов и профильных ведомств стран пребывания, применительно к обеспечению безопасности избирательных участков и избирателей в день голосования.
Что касается организации работы международных наблюдателей, то мы ожидаем, что будут работать 500 наблюдателей ОБСЕ, также по двусторонней линии и от других международных структур, включая СНГ, МПА СНГ, ШОС и ПА ОДКБ. Готовы к взаимодействию со всеми из них на основе требований российского избирательного законодательства.
Есть и проблемные вопросы, которые можем констатировать уже сейчас. Мы с сожалением отмечаем, что не все страны, в том числе считающие себя демократическими, идут нам навстречу в плане обеспечения свободного волеизъявления наших граждан. Так, Латвия и Эстония, в отличие от практики прошлых лет, отказали нам в организации выездных голосований за пределами загранучреждений.
Мы также располагаем сведениями о планах деструктивного вмешательства некоторых стран во внутренние дела России в контексте президентской избирательной кампании. Я хотела бы напомнить еще раз, что такие попытки будут жестко пресекаться. Если они не перестанут предприниматься, то мы будем вынуждены принять соответствующие ответные меры, включая публичную реакцию и предание гласности имеющихся у нас данных.
Об очередной годовщине освобождения Варшавы
Хотела бы привлечь внимание к важному и знаменательному событию в нашей совместной с Польшей истории. К сожалению, польские СМИ не уделили внимания этому мероприятию, впрочем, как и в прошлом году. 17 января исполнилось 73 года со дня освобождения Варшавы от немецкой оккупации войсками I Белорусского фронта при участии 1-й армии народного Войска Польского. Если так случилось, что в польских СМИ это не нашло отражение, придется нам рассказать об этом из Москвы. Расскажу о том, как это событие отмечали в стране, в каких городах последовательная работа по искоренению исторической памяти принесла свои недобрые плоды, а где эту годовщину освобождения все-таки помнят и отмечают.
К сожалению, польским ветеранским организациям, которые проводили мемориальные мероприятия по этому поводу, не разрешили возлагать венки к могиле неизвестного солдата в Варшаве. Местами церемоний стали памятник солдатам 1-й армии Войска Польского и мемориальное кладбище советских воинов на ул.Жвирки и Вигуры. К памятнику 1-й Польской армии полицейские чины возложили венок от имени мэра Варшавы – этим участие властей в мероприятии и ограничилось. Надо отметить, что в церемониях участвовали представители российского Посольства, а также наши белорусские коллеги. На торжественный прием по случаю годовщины освобождения польской столицы в РЦНК в Варшаве также пришли дипломаты из посольств Армении, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана.
На общем фоне борьбы с собственным прошлым, чему, к сожалению, так самозабвенно в последние годы отдаются некоторые польские политики, тем не менее, остаются немногочисленные местные власти, которым все еще удается в своих городах не допускать столь очевидного девальвирования и искажения польской истории. Так, 18 января мемориальные церемонии у памятника советским воинам на Раковицком кладбище в Кракове возглавил мэр города. Аналогичные мероприятия несколько раньше прошли в г.Радом, тоже с размахом.
Вызывает сожаление, что польских граждан лишают столь важного и светлого праздника в их истории. Вместо того, чтобы культивировать гордость у молодого поколения за предков, отдавших жизнь за родину, бок о бок с Красной Армией сражавшихся за победу над фашизмом, людям навязывают ценности и приоритеты, иногда явно противоречивые, заставляют забыть о реальном прошлом. Отрадно, что несмотря ни на что, в Польше еще можно увидеть торжество исторической справедливости. То, какому прессингу приходится противостоять на сегодняшний день отважным людям, остается только догадываться. Со своей стороны, мы поздравляем всех польских и наших ветеранов (но наших ветеранов мы поздравляем регулярно), воевавших на этом фронте, с праздником, с Победой! Знайте, что ваш подвиг не забыт.
Об осквернении Памятника благодарности Красной Армии в польском городе Ольштын
Возмущены произошедшим в Польше очередным гнусным актом в отношении военно-мемориального наследия, который увековечивает память советских солдат, освободивших Европу от фашизма.
В административном центре соседнего с Калининградской областью России Варминьско – Мазурского воеводства Польши – городе Ольштын был осквернен Памятник благодарности Красной Армии, находящийся по действующему польскому законодательству под охраной государства. На нем был вывешен плакат с явно издевательской надписью «Памятник благодарности за рабство» с кощунственным изображением. Весьма показательно, что плакат представляет собой вариант изделия геббельсовской пропаганды 1944 года. Важно также отметить, что все это было совершено 22 января – в годовщину взятия советскими войсками города (тогда это был Алленштайн в Восточной Пруссии).
Сообщается, что эту провокационную акцию осуществили хорошо известные польским властям лица, которые ранее уже неоднократно предпринимали различные хулиганские действия в отношении советских воинских мемориалов в этом воеводстве. При этом они не только не скрывают своих выходок, но наоборот, бравируют ими. Каких-либо действий по пресечению совершаемых ими правонарушений не предпринимается.
Мы заявляем решительный протест по данному факту, требуем наказания виновных и недопущения подобных случаев вандализма в будущем.
О начале работы в Литве Интернет-сайта «vatnikas.lt»
В Литве набирает обороты очередной виток русофобии и борьбы с собственной историей. Все это похоже уже на тотальную цензуру против любого альтернативного мнения. Это в полной мере относится, в частности, к появлению Интернет-сайта «vatnikas.lt», где публикуются персональные данные тех граждан Литвы, которые имели смелость высказывать собственную позицию по поводу событий недавнего прошлого. Таких «предателей» обвинили в «прославлении политики Советского Союза и Кремля», занесли в черные списки упомянутого портала.
Очень странная «демократия» и странное представление о свободе слова. Такое впечатление, что она провоцирует раскол в обществе и прямую борьбу с инакомыслием. Очень хотелось бы, чтобы дальше это все не набирало темп своего развития, потому что иначе это будет очень похоже на абсолютно дискриминационный, противоречащий всем нормам в сфере свободы слова одиозный портал «Миротворец», который призывает к прямому преследованию, в том числе и журналистов, публикует персональные данные.
Анонс англоязычной версии «Крымского журнала»
Как вам известно, в различных странах – европейских, азиатских, африканских тема Крыма в последние годы очень часто обсуждается, но вне какой-либо фактической привязки. Зачастую все разговоры ведутся с опорой на косвенные данные, материалы, полученные от людей или общественных организаций, которые никогда не были в Крыму.
Поэтому мы очень рады предложить вам и нашим зарубежным коллегам и партнерам настоящий «Крымский журнал». Теперь он будет выпускаться и на английском языке для тех, кто действительно интересуется крымской проблематикой. Это по-настоящему живая история. Вы можете связаться с вашими коллегами журналистами, проводить с ними мероприятия, делиться публикациями. Я знаю, что они открыты для прямого и неопосредованного взаимодействия. Крымским журналистам, представляющим это издание, не нужны никакие властные структуры, контролирующие органы для того, чтобы самим рассказывать о том, что происходит в Крыму. Они готовы делиться с вами своими оценками как на страницах журнала, так и приглашать к себе, ездить к вам.
Вы можете взять это издание сегодня, оно расположено у входа. Также есть электронная версия. Еще раз повторю, ваши крымские коллеги открыты к взаимодействию.
Пользуясь случаем, в очередной раз хотела бы отметить, что одним этим журналом, как вы понимаете, крымские СМИ не ограничиваются. В Республике Крым и городе Севастополе на сегодняшний день зарегистрировано 446 новостных ресурсов – периодической прессы, телеканалов, радио, информационных агентств и сетевых изданий, из которых на украинском языке – 78, на крымскотатарском – 58. Действуют и профессиональные объединения журналистов как в Крыму, так и в Севастополе, подавляющее большинство которых работали и задолго до того, как Крым вернулся в Россию. Я еще раз хотела бы рекомендовать за информацией о жизни полуострова обращаться, прежде всего, непосредственно к людям, которые там живут. Думаю, что это удобно сделать через крымских журналистов, а не через базирующихся в третьих странах сомнительные источники и людей, которые только представляют себя поборниками крымских интересов. Повторю, что для установления прямого контакта у вас все есть.
Вопрос: Говорят, что Россия не против и даже поддерживает операции, которые осуществляет турецкая сторона. Какова позиция России?
Ответ: Кто говорит? Только сегодня мы сказали о том, что сейчас надо заниматься политическим урегулированием. К сожалению, это происходит не везде. Мы также отметили, что происходит непосредственно в Африне. Вы можете процитировать официальные источники, в которых говорится о том, что Вы сказали? Нигде такого нет. Мы занимаемся очень важным и, на наш взгляд, уникальным мероприятием – Конгрессом сирийского национального диалога, на котором, с нашей точки зрения, сейчас должны быть сфокусированы все силы. Даже от вас, сидящих в этом зале, я помню большое количество скептических вопросов о переносе и невозможности его организовать. Всё получится и состоится хотя бы потому, что уже сами сирийцы понимают уникальность этого шанса. Со многими из них «работают», многих отговаривают, запугивают, что-то обещают, как-то пытаются отвлечь, в том числе и теми действиями «на земле», которые там происходят. Но при этом есть магистральная линия, которая обеспечивается Российской Федерацией. Мы прошли очень тяжелый двухлетний путь борьбы с террористической угрозой «на земле». Мы понимаем, что этот уникальный шанс, который есть сейчас, упустить нельзя. Поэтому наша позиция абсолютно четкая и не имеет под собой двойной игры. Безусловно, есть дипломатия, понимание и нюансировки, но при этом мы призываем всех не упустить этот шанс. Что тут может быть неясного, и какие могут быть построены на этом инсинуации?
Соглашусь с Вами, что есть, в частности, курдский фактор (Вас он, понятно, интересует, потому что Вы представляете эту часть населения), который на протяжении нескольких лет, постоянно разыгрывается, в том числе нашими западными партнёрами, но только не в интересах курдов. Складывается впечатление, что курдское население просто используется, тогда, когда это удобно и нужно. Прошу через Ваши СМИ и друзей напомнить, кто стоял у истоков политического вовлечения курдов в процесс урегулирования в Сирии, кто приглашал на каждую проходящую встречу и площадку представителей курдских политических сил и вёл переговоры с западными коллегами и коллегами из региона о необходимости их подключения. Это были очень серьёзные переговоры. Где же они все были тогда? Получается, что когда можно было ещё предотвратить кровопролитие и сформировать широкую коалицию, объединяя сирийскую оппозицию, курдам западные коллеги говорили, что они им не нужны. Всё время разыгрывают эту карту и играют на национальных чувствах людей. Задайте вопрос себе и им: в чьих это интересах? А потом посмотрите, насколько последовательна позиция Российской Федерации, от которой мы не отказываемся.
Ситуация с Сирией настолько сложная, что, честно говоря, за новейшую историю трудно себе представить непростую международную обстановку в более концентрированном виде. Конечно, есть ближневосточное урегулирование и масса других конфликтов, но по сплетению людей различных национальностей, вероисповеданий, политических сил и вовлеченности сильнейших игроков в эту ситуацию, думаю, она беспрецедентна. Обстановка не так проста, чтобы обвинять Россию в нечётком представлении позиции. Мы говорим очень четко о своей позиции, и я Вам ее только что изложила.
Вопрос: Как можно говорить об окончательном решении сирийского кризиса, когда Турция, один из главных участников Конгресса, начала долгосрочную операцию? Могли бы вы попросить вашего партнёра, Турцию, по-другому решать эти вопросы с курдами?
Ответ: Вы же знаете, какое количество встреч и переговоров проводит Россия с турецкими, как Вы их называете, партнёрами. Вы, наверное, забыли, из какого кризиса, спровоцированного Турцией, мы недавно вышли. Вы нам говорите, что Турция сложный партнёр? Мы это знаем и не скрываем. Действительно, это страна, у которой есть свои интересы, во многом не совпадающие с интересами Российской Федерации, но в чём-то схожие. Наша задача – найти точки соприкосновения с любым партнёром, независимо от его сложности. Это непросто сделать даже в двусторонних отношениях. Тем более это трудно сделать в рамках сирийского урегулирования. Но дорогу осилит идущий. До этого момента не верилось, что Вы можете считать, что Россия не обсуждает курдскую проблематику с Турцией. Конечно, обсуждает и об этом постоянно говорит Министр иностранных дел России С.В.Лавров и другие российские представители. На протяжении нескольких лет делается всё для вовлечения курдских политических сил в урегулирование ситуации не только в Сирии, но и в Ираке. Мы неоднократно комментировали эти вопросы.
Вопрос: Позиция России по поводу курдов очень позитивна и неизменна, за что весь курдский народ благодарен. Спасибо.
Ответ: Спасибо Вам.
Вопрос: Мы знаем, что Россия всегда очень хорошо отзывалась о курдах и поддерживала их, в том числе Партию демократического союза (ПДС). Что изменилось за последнее время? Почему Россия изменила свою позицию по ПДС в Африне?
Ответ: Я только что полностью ответила на этот вопрос. Это просто дежа вю. Могу слово в слово повторить то, что уже сказала.
Вопрос: Просто лидеры ПДС говорят, что Россия бросила курдов в Африне.
Ответ: Задайте им вопрос, правильно ли мы понимаем, что с их точки зрения Россия должна нести ответственность за действия Турции? Разве это так? У нас есть внешняя политика, есть абсолютно четкое отношение к вовлечению курдского населения в политический процесс. Мы отстаивали эту позицию на протяжении многих лет.
Сейчас мы полностью сконцентрированы на подготовке КНД. Как Вы знаете, курдским представителям были направлены приглашения. Теперь вопрос за ними – не только принять приглашение, но и активно участвовать в этом формате. Думаю, что через ваши СМИ Вы должны довести нашу позицию до курдского населения.
Вопрос: Наши коллеги-журналисты, находящиеся за рубежом, которые намереваются участвовать в освещении КНД и кто уже получил аккредитацию, столкнулись с проблемой оформления виз в консульских отделах роспосольств в своих странах, особенно в арабских и мусульманских странах, где консульские отделы не работают в пятницу, субботу и воскресенье.
Ответ: Благодарна, что Вы подняли эту тему. Мы получили заявки на аккредитацию от порядка 450-500 журналистов. Это зарубежные и российские СМИ. Они подавали заявки в разное время, около половины уже получили подтверждения об аккредитации. Также в этих подтверждениях содержится детальная информация о том, как и в каких консульских и посольских учреждениях они могут оформлять визы. Учитывая приоритетность и чрезвычайную актуальность проводимого мероприятия, им будет оказана вся необходимая помощь в оформлении виз.
Вопрос: А если консульство закрыто?
Ответ: Откроют. Аккредитация сейчас уже завершена. Я могу Вам сказать, что те, кто получит аккредитацию (если не будет нарушений, связанных с нашим миграционным законодательством, то ее получат подавляющее число, если не все журналисты), с этими данными должны будут обратиться в консульский отдел соответствующего российского Посольства или Генконсульства. Указания на эту тему были направлены в наши загранучреждения.
На данный момент, на 15:00 иностранные корреспонденты представляют 26 стран. Соответственно, мы еще раз проконтролируем все обращения за визами тех журналистов, кто едет на освещение Конгресса в Сочи. Эта работа велась на очень высоком уровне, как и всегда.
Вопрос: То есть можно сказать, что они смогут получить визы даже в пятницу, в выходной?
Ответ: Я вообще-то уже сказала, но можете сказать еще раз.
Вопрос: Просто сегодня мне звонили во время Вашего брифинга, сказали, что связывались с посольством, а им объявили, что консульство закрыто и откроется только в понедельник. Что им делать? Я сказал, что спрошу у Вас.
Ответ: Повторю, что сегодня рабочий день завершен, но у нас впереди еще завтрашний рабочий день. При необходимости оформление виз будет осуществляться в день вылета. Пусть ждут своих аккредитационных подтверждений. Если у Вас будет какая-то информация, пожалуйста, передавайте нам, оперативно связывайтесь. Если кому-то будет нужна помощь, мы ее окажем.
Вопрос: Пять стран выдвинули некую новую политическую конституционную инициативу в обход процессов, которые уже идут, в том числе в рамках КНД в Сочи. Что можете сказать на эту тему?
Ответ: Сейчас идет какая-то очень странная тенденция по образованию форматов. Это такое дробление установленных форматов в рамках международного права на отколовшиеся группы. Поэтому я уточнила, о чем идет речь. Это касается не только Сирии. Например, была создана некая рабочая группа США-Великобритания-Германия-Франция для обсуждения иранского ядерного соглашения.
Вопрос: По второму формату было бы тоже неплохо услышать мнение МИД.
Ответ: И по второму сейчас скажу.
По поводу пятисторонней встречи по Сирии. Действительно, мы видели сообщения СМИ о некой встрече, которая состоялась 12 января в Вашингтоне с участием США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Иордании. Она была посвящена Сирии.
Мы всегда говорили, и эта позиция не менялась, что все страны, так или иначе вовлеченные в урегулирование сирийского кризиса, могут инициировать любые форматы и переговоры, суть которых заключается в поиске путей возвращения Сирии к мирной жизни, если они носят конструктивный и созидательный характер.
В то же время, главный критерий таких встреч для нас – их эффективность и результат. Кто-нибудь из вас (вы ведь детально занимаетесь проблемами региона) слышал о результатах, эффективных подвижках, намеченной «дорожной карте»? Мы не слышали. Существуют принятые всеми форматы. Вы о них знаете. Какую добавленную стоимость имела эта вашингтонская встреча, нам неизвестно. Самое главное, какие были цели. Это тоже непонятно. Быть против каких-то дополнительных форматов в рамках форматов мы не можем, потому что есть встречи в Астане, некое взаимодействие между Россией, Турцией и Ираном. Оно проходит на различных уровнях, но имеет заявленную цель и конкретный результат, все это происходит на международно-правовой платформе, которая была принята всеми. Эти контакты действительно привносят, скромно говоря, позитив, а на самом деле прорывное значение для ситуации в регионе.
Все эти странные форматы, кстати говоря, касаются не только Ближнего Востока и Северной Африки. Вот примерно такая же история была с Северной Кореей и встречей в Ванкувере, которая прошла вне форматов. Все это было как-то притянуто и искусственно образовано, может быть для того, чтобы подвести какую-то базу, легитимизацию своих идей. «Не съесть, но понадкусывать»- есть такое русское выражение, которое очень емко все это характеризует.
Что касается этой рабочей группы по ИЯП, то считаем, что данная инициатива США и «евротройки» не приведет к позитивному развитию событий вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ИЯП. Мы уже говорили и делали это неоднократно, что тот вид, в каком наши американские коллеги подают тему возможной «корректировки» упомянутого плана, лишь осложняет его реализацию.
Мы исходим из того, что договоренности и понимания, которые могут быть достигнуты в этом формате, не повлияют на нашу принципиальную линию на выполнение СВПД всеми его участниками без каких-либо изменений.
Хочу напомнить очень яркую и однозначную встречу, которая проходила на уровне глав внешнеполитических ведомств при участии Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини и Министра иностранных дел Ирана М.Зарифа по теме реализации СВПД «на полях» ГА ООН в Нью-Йорке в этом году, имею в виду политические дискуссии. Мы об этом очень подробно говорили. Все страны, буквально «как под копирку», напрямую осудили США за попытку размыть, расшатать, а иногда и полностью похоронить этот план. Прошло всего несколько месяцев, но что же изменилось в мире? Или может быть, что-то изменилось в ходе реализации данного плана со стороны Ирана? Ничего не изменилось. Почему же изменилась или начинает меняться их позиция?
Вопрос: В последнее время все эксперты отмечают значительную активизацию миротворческого процесса вокруг Нагорного Карабаха и подчеркивают, что в этом велика роль России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Карабаху. Намерена ли Россия в наступившем году сохранять и повышать свою активность в качестве сопредседателя? Выразится ли это в усилении мониторинговой активности Миссии ОБСЕ? Возможны ли какие-то конкретные подвижки в ходе миротворчества? Понятно, что вряд ли это приведет к решению вопроса, но будет ли какой-то результат?
Ответ: По последним двум вопросам я уточню у экспертов.
По первому могу сказать, что надо повышать не активность, а эффективность. Думаю, этим все и займутся.
Вопрос: Хотел затронуть тему Украины. Известно, что Минские соглашения закреплены резолюцией СБ ООН. Недавно Верховная Рада представила проект закона о т.н. «реинтеграции» Донбасса. Какие действия может предпринять Россия после того, как Президент Украины П.А.Порошенко его подпишет? Будет ли созываться заседание СБ ООН?
Ответ: Принятие документов, законодательных актов делается не просто ради их принятия. Это делается не «для галочки», не для проформы, не просто для того, чтобы шел некий процесс. Процесс должен быть непосредственно привязан к главной цели, а именно - к урегулированию «на земле». Вопрос в другом. Все, что принимается, служит ровно противоположной цели, еще больше дестабилизирует ситуацию, не давая конфликтующим сторонам ясного сигнала о том, что действительно эта реинтеграция придет на практике в жизнь государства. Сейчас есть ощущение, что все это останется на бумаге, и, к сожалению, так или иначе, все больше подливает масла, в бушующий уже несколько лет огонь.
Россия, как Вы знаете, занимает активную роль в поиске урегулирования, его реализации. Но это внутриукраинский конфликт. И сколько Киев не повторяет и не обвиняет Российскую Федерацию, но договариваться надо с Донецком, Луганском, жителями Донбасса. Им нужно это делать, не прикрываясь совершенно абсурдными бумажками, которые они принимают и которые являются сложнореализуемыми или вообще нереализуемыми, а договариваться по-настоящему, потому что жить придется тоже по-настоящему.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать обвинения в адрес России относительно ответственности Правительства Сирии за применение химического оружия?
Ответ: Вчера было сделано специальное заявление МИД России, в котором мы говорили о том, что это не просто новый виток информационной агрессии, а, на самом деле, переход за все возможные границы. Это откровенная ложь. В этом заявлении так все это и квалифицируется. Речь шла о заявлениях американских коллег относительно применения химического оружия и всех возможных спекуляций на этот счет. Заявления американской стороны были сделаны «залпово» из всех орудий – отметились Н.Хейли, Р.Тиллерсон и Белый дом. Это абсолютно четкая наступательная информационная кампания. Можно сколько угодно говорить о фактах, расследованиях (мы прекрасно знаем, как они проходили, а скорее даже и не проходили). Мы много рассказывали, как большинство миссий и докладов базировались не на сборе данных непосредственно «на земле», а опосредовано через кого-то. Бороться с этой «фейковостью», мне кажется, нужно, помимо прочего, попыткой логического размышления. Кому выгодна на сегодняшний день химическая атака в Сирии? Кому? В любом преступлении самое главное это мотив. Какой мотив может быть у Правительства, официальных властей, законного Президента этой страны, когда уже так или иначе они все переходят в политическую фазу урегулирования? Конечно, остаются борьба с терроризмом, террористическими актами, задача по окончательному установлению безопасности во всей стране, но при этом все усилия сейчас сосредоточены на восстановлении жизни мирных граждан, отстраивании инфраструктуры, причем не высокотехнологической, а самой бытовой. Нужны вода, хлеб, медикаменты, школы, больницы. Сейчас именно на это нацелены действия сирийского Правительства, и российская сторона активно в этом помогает как может и как делала это на протяжении многих лет. Вы прекрасно понимаете, что эта помощь очень масштабная. Так, зачем же в этих условиях сирийскому Правительству применять химическое оружие? Против кого? Для чего? Сирийское Правительство прекрасно понимает, что тема химического оружия является «красной тряпкой» для западных коллег. Для чего же, пройдя уже несколько раундов обвинений, делать это еще раз? Для чего это делать? Совершенно непонятно. С одной стороны, отстраивать школы, опять реанимировать свое государство и жизнь простых граждан, и при этом создавать себе дополнительные проблемы, когда нет никакой стратегической пользы «на земле» от применения химического оружия. Мало того, хочу напомнить (ведь память у наблюдателей за этой ситуацией, политологов, экспертов, к сожалению, стала очень короткая), что это было именно сегодняшнее Правительство Сирии, а не какое-то предыдущее, которое полностью кооперировалось с международным сообществом в плане уничтожения своего химического оружия. То есть оно само выдало химическое оружие, всю информацию, все данные и непосредственно активнейшим образом содействовало его уничтожению у себя. Это решение было принято, оно было принципиальным и было реализовано. Это второй важнейший факт. Третий факт – это действительно колоссальные подвижки в сфере политического урегулирования, поиска и нахождения консенсуса. Ведь мы видим, что действительно большое количество участников или представителей внешней сирийской оппозиции приняли приглашение на Конгресс в Сочи. Это о многом говорит. Это не только оппозиция, находящаяся внутри государства, но те люди, которые живут так или иначе благополучной жизнью и не прошли ужасы войны. Они всегда были ярыми, непримиримыми оппонентами Президента Сирии Б.Асада, и подавляющее большинство согласилось приехать на Конгресс. В этих условиях, когда такими усилиями, ценой такого количества жизней своих граждан, солдат, женщин, детей, ценой колоссальных потерь все-таки начинают срастаться вместе все части, вдруг взять и применить химическое оружие. Для чего? В чем смысл?
Мы все время слышим в этом контексте, как американцы говорят о том, что есть сирийский режим. Когда слышу и говорю на тему сирийского оружия, хочется все время сказать – «американский режим», который обвиняет Дамаск в использовании химического оружия. Мотив есть как раз у них, так как это т.н. «точка входа» для дестабилизации ситуации, срыва политического урегулирования. Невозможно уже словами объяснить политической оппозиции, почему не надо ехать в Сочи. Почему не надо? До этого говорили, что у них не получится разговаривать с Дамаском. Получилось. До этого говорили, что они убивают там в основном мирных граждан, а не террористов. Оказалось, убивали террористов. Когда убили террористов, игиловцев, свернули основную часть операции. Уже не получается врать просто так, поэтому нужно такое действие, которое бы точно опять посеяло сомнения в умах сирийцев, сирийской оппозиции, сирийских политиков, находящихся в оппозиции к Дамаску, и не дало им возможности принять это приглашение. Вот, для чего это делается. Это одна из причин.
Потом это постоянный информационный прессинг для дестабилизации в принципе всей ситуации в Сирии, для того, чтобы всех держать «на мушке» в информационном плане. В этой связи идут эти залпы. Есть еще масса, я думаю, других мотиваций. Это очевидная очередная провокационная история. Но только с пробиркой в СБ ООН сидели представители именно американского режима. На месте Н.Хейли, которая сейчас обвиняет Сирию в применении химического оружия (и чуть ли не Россия ей способствует), за табличкой США сидел К.Пауэлл, обманывая всех и показывая все эти данные. Мы, как и Вы, этого никогда не забудем.
Вопрос: Пограничное управление ФСБ по Сахалинской области обвинило в нарушении правил рыболовства японское рыболовное судно «Нико Мару 53», доставив его еще 18 января на Кунашир для проверки. Когда отпустят японских моряков?
Ответ: Это вопрос к ФСБ. Могу уточнить у коллег, есть ли какие-либо подвижки в этом вопросе.
Вопрос: Японский МИД заявил, что готовится к консультациям на уровне заместителей министров иностранных дел в Токио на тему совместной хозяйственной деятельности на Курилах. Хотелось бы уточнить, когда конкретно они пройдут?
Ответ: Даты мы объявим дополнительно. Мы об этом говорили на прошлом брифинге очень подробно. Посмотрите, пожалуйста, стенограмму. Дату пока не объявляли. Когда она будет согласована, мы обязательно это сделаем.
Вопрос: Заместитель Министра иностранных дел России И.В.Моргулов отметил, что он приглашает спецпредставителей из Госдепартамента США провести встречу в Москве по вопросу Корейского полуострова. Есть ли ответ от Госдепа?
Ответ: Уточню информацию.
Вопрос: Видите ли Вы возможность прямого диалога между КНДР и США?
Ответ: Необходимо выработать соответствующий формат. В истории этой проблемы есть различные примеры такого диалога. Это вопрос непосредственно двух государств. Посреднические усилия уже оказываются не один год, так как все заинтересованы в мирном разрешении этой проблемы. Но, безусловно, если говорить о диалоге между двумя суверенными государствами, то им решать.
Вопрос: Какой будет судьба резолюции 1244 СБ ООН по Косово, если Белград подпишет с Приштиной (как вариант, который обсуждается в рамках внутреннего диалога) это юридически обязывающее соглашение? Значит ли это, что автоматически прекращается её действие или технически нужны дополнительные процедуры?
Ответ: Нет, действие резолюции, согласно тому, как работает ООН, нельзя так просто отменить по чьему-то желанию. Это обязательный к исполнению документ. Многие о нем забыли, но он действительно действует, его никто не отменял. Безусловно, существует развитие политических процессов, о которых Вы прекрасно знаете, следя за другими международными проблемами, принимаются резолюции, они продлевают действие предыдущих, отменяют или модифицируют их. Например, Сирия, проблемы на Корейском полуострове, есть определенное развитие. Мы исходим из того, что сама Сербия должна, безусловно, в первую очередь заявить свою позицию по поводу того, есть ли некое развитие на треке этого диалога. Мы в данном вопросе, безусловно, будем опираться на мнение Белграда и законно избранных властей. Так всегда происходит. Это всегда подавалось нами именно в таком ключе. Безусловно, международное право дает различные развязки, но на сегодняшний день это действующая резолюция, ее никто отменить не может.
Вопрос: Означает ли это, что процесс, который идет в Брюсселе (брюссельский диалог) все равно должен получить окончание в ООН?
Ответ: Для этого есть позиция Сербии, которая должна ее озвучить и зафиксировать на бумаге, это также касается и того процесса, который идет с ЕС, и резолюции. После этого будет соответствующее развитие.
Вопрос: В конце 2017 г. Атлантический совет обнародовал в США проект новой американской стратегии на Балканах под названием «Балканы, вперед – новая американская стратегия для региона». Смысл стратегии заключается в том, чтобы более активно подключиться к балканским делам, что мы и наблюдаем. Вы комментировали косовскую проблематику. Есть ли у России стратегия по укреплению отношений с балканскими странами, а конкретно с Болгарией? Можно ли сказать, что Россия забыла про Болгарию? Каким образом можно дать нашим отношениям новую жизнь?
Ответ: Что касается стратегии на Балканах, то у нас есть концепция внешней политики, где об этом сказано. Она регулярно обновляется, Вы можете посмотреть.
Что касается отношений с Болгарией, то к следующему брифингу я подготовлю масштабный материал по двусторонним отношениям и стратегии развития с конкретикой сегодняшнего дня.
Вопрос: Сейчас США обвиняют Россию и Сирию в химических атаках и использовании химического оружия. На днях наша болгарская коллега представила результаты расследования (документ из Пентагона), в котором говорится о разработках биологического оружия. Созданы медицинские центры в более чем 25 странах, два из них находятся близко к России – на Украине и в Грузии. Не нарушают ли США таким образом Конвенцию ООН? Могут ли соответствующие компетентные органы принять во внимание те факты, которые представлены в расследовании?
Ответ: Информацию по поводу биологического оружия я должна уточнить у коллег. Действительно, я видела материалы не только болгарской журналистки, также были российские журналисты, которые писали на этот счет. Мы дадим правовую оценку этим фактам и нашу принципиальную позицию по этой ситуации в целом. Если правда то, что США, как Вы говорите, начали работать с биологическим оружием на территории Украины, то это многое объясняет.
Вопрос: Одна медицинская лаборатория в Грузии была создана во время управления Грузией М.Саакашвили. По американской программе этот центр работает до сих пор. Все американские сотрудники в этих центрах имеют дипломатическую неприкосновенность, то есть очень сложно провести проверки. А если те факты, которые представлены в расследовании нашей журналистки и российских журналистов подтвердятся, есть ли угроза для России и мира?
Ответ: Я уточню и в следующий раз подробно представлю информацию на этот счет.
Вопрос: Представители курдской партии «Демократический союз» заявили, что они примут участие в Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи в качестве автономного региона, а после военной операции в Африне сказали, что вообще не будут участвовать. На данный момент есть ли информация о том, будут ли они участвовать или нет? Если да, то в каком статусе?
Ответ: На данный момент я не могу полностью предоставить список тех, кто подтвердил свое участие, я знаю количество. Могу сказать, что есть очень большое количество представителей различных курдских политических сил, которые подтвердили свое участие. Как мне сказали наши эксперты, оно пропорционально количеству курдского населения, которое проживает на территории Сирии, то есть достаточно репрезентативно. Непосредственно перед мероприятием мы будем говорить, кто прибыл. Это будет даже важнее того, кто принял и не принял эти приглашения. Кто и сколько участников приедет, это вопрос не наших амбициозных целей, а насколько люди, которым предлагается подобная площадка, готовы использовать свой уникальный шанс. Вот в чем вопрос. Россия проводит этот Конгресс не из любви к искусству, не для того, чтобы провести красивое мероприятие – мы и так проводим большое количество красивых мероприятий. Мы даем возможность и предоставляем шанс людям, политическим силам, политикам, оппозиционерам, представителям действующей власти определиться со своим будущим. Для этого мы предоставляем инфраструктуру, политическую поддержку и все необходимые условия. Поэтому вопрос не к нам. Это точно не наша проблема, приедет кто-то или нет. Это проблема упущенных возможностей и шансов для тех людей, которые столько лет заявляли о том, что для них будущее Сирии является приоритетом всей жизни. Многие из них готовы были жертвовать своей жизнью с оружием в руках, отстаивая свои убеждения. Многие это делали, не переходя «красную черту», оставаясь в политической сфере. Сегодня колоссальными усилиями созданы все предпосылки для того, чтобы это мероприятие было мощным стартом движения вперед. Задавайте им вопрос. Насколько они хотят и могут использовать этот шанс, насколько этот политический торг, который многие ведут, стоит больше, нежели будущее их страны и народа.