…Фактически, президент Казахстана на встрече с президентом США (16 января в Вашингтоне состоялась встреча президентов США и Казахстана Дональда Трампа и Нурсултана Назарбаева и по случаю принятия Казахстаном председательства в Совете безопасности ООН — прим. ред.) волей-неволей конкурирует с Арменией, или же попросту попытается убедить США, что именно Казахстан является инвестиционным мостом в ЕАЭС.
Де-факто, конечно, эта конкуренция крайне абстрактна, потому что вряд ли крупный американский капитал стоит перед выбором более удобного моста в ЕАЭС. Если Казахстан пытается привлечь американские инвестиции, то, скорее, не в качестве моста в 170-миллионный рынок ЕАЭС или на российский рынок, а в качестве самостоятельного военно-политического субъекта, представляя это обстоятельство, как гарантию укрепления собственной субъектности.
Какую привлекательность может иметь Казахстан для американских инвесторов чисто в плане бизнеса, довольно сложно сказать. Здесь ситуация неоднозначная, однако нет сомнений, что Назарбаев обязательно попробует разыграть военно-политический фактор, чем Казахстан и интересен Белому дому.
Здесь стоит вопрос укрепления позиций Казахстана, что важно для США с точки зрения использования Казахстана в качестве влиятельного тормоза для входа или продвижения России в центрально-азиатском регионе, а также противодействия Китаю. Астана, в этом смысле, имеет для Вашингтона двойное военно-политическое значение, и Белый дом будет заинтересован по мере возможностей поддерживать инвестиции, поднимающие иммунитет Казахстана.
В практическом плане, с этой точки зрения Казахстан не конкурирует с Арменией. Более того, углубление американо-казахстанских отношений и партнерства, в целом, скорее являются выгодным развитием для Еревана, учитывая несколько обстоятельств. Во-первых, чем более амбициозным будет Казахстан и способным противодействовать России в ЕАЭС, тем более напряженной будет среда внутри ЕАЭС, а следовательно, будет иметь спрос голос Армении.
С другой стороны, углубление американско-казахстанского партнерства может стать механизмом сдерживания или торможения про-азербайджанских позиций и стратегии Казахстана, учитывая уже ощутимую политику США на Кавказе. С этой точки зрения, Казахстан является тылом Азербайджан, и США, со своей региональной политикой, которую периодически критикует Азербайджан, переходит в этот тыл.
В этом смысле, встреча на высоком уровне США-Казахстан, которая ожидается в Вашингтоне, имеет потенциал формирования благоприятной евразийской среды для Армении.
Что касается американских инвестиций, то здесь Астана не только не конкурент для Армении, но и в некотором смысле — пример.
Проблема в том, что в вопросе усилий официального Вашингтона по направлению американских инвестиций в Армению, по крайней мере, их продвижения, ключевыми являются не только экономическая и бизнес составляющие, но и военно-политическая, в контексте региональной роли и места Армении, ее международного значения.
Следовательно, как минимум на официальном уровне стимуляция этих инвестиций из Белого дома зависит именно от того обстоятельства, насколько эффективной, последовательной, принципиальной и самостоятельной может быть Армения в вопросе формирования, укрепления и обслуживания своего места и роли, иными словами — в вопросе ведения суверенной государственной политики. Конечно, в свою очередь, это неизбежно предполагает наличие привлекательности бизнес-среды и законодательных механизмов, обеспечивающих неприкасаемость собственности.
Запрещенные в России организации