Верховная рада приняла инициированный президентом Украины Петром Порошенко законопроект о реинтеграции Донбасса. «За» проголосовали 280 депутатов, при необходимом минимуме голосов в поддержку — 226. Полное название документа — «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях».
Законопроект позволяет главе государства «защищать суверенитет страны в мирное время путем применения вооруженных сил». Таким образом, использование армии в боевых действиях на Донбассе окажется узаконенным.
Кроме того, Россия признаётся киевским режимом страной-агрессором.
Теперь закон, чтобы вступить в силу, должен быть подписан президентом, после чего он вступит в действие, как только его опубликуют в официальной прессе.
Как заявил глава ДНР Александр Захарченко, Украина, приняв такой закон, показывает, что она не хочет мирного разрешения конфликта на востоке страны согласно Минским договоренностям и готова воевать, а данный документ нужен Киеву, чтобы подвести политическую базу под такое решение.
Законопроект о реинтеграции Донбасса предлагает опираться в урегулировании кризиса не на Минские соглашения, а на резолюцию Совбеза ООН по Донбассу.
— В каком-то смысле такое решение Верховной Рады — позитивное для нас, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Поскольку таким образом украинские депутаты нам явно говорят: мы не считаем, что есть некие Минские соглашения, согласно которым Россия не является стороной конфликта в Донбассе. Зато мы считаем, что есть страна-агрессор и оккупированные ею территории. Нам надо признать за реальность, что на Украине считают именно так, и не прятаться от этой реальности. Предпринимать свои ответные шаги.
Украина ясно дала понять, что не выполняла, и не будет выполнять Минских соглашений. Правда, тут надо оговориться, что этот закон пока не подписан президентом Порошенко. Но уже то, что парламентское большинство его поддержало, говорит о многом. Сразу после подписания этого документа президентом Украины, он станет официальным отказом от Минских соглашений. На мой взгляд, это лучше для России и непризнанных республик Донбасса, чем бесконечное лицемерие и саботаж «Минска-2». Правда, это будет лучше лишь в том случае, если Россия, как страна-гарант выполнения Минских соглашений, зафиксирует этот отказ украинской стороны и заявит, что она имеет право на выполнение плана «Б». То есть на то, чтобы прекратить ту бессрочную гуманитарную катастрофу, которая имеет место в Донбассе. Не секрет, что помимо регулярных обстрелов украинской армией населённых пунктов ДНР и ЛНР имеет место «подвешенное» состояние миллионов жителей Донбасса, которые находятся в серой зоне с точки зрения международного права, ограничены в своих гражданских и социальных правах. У России уже сейчас есть гуманитарный аргумент для того, чтобы поставить вопрос о статусе ДНР и ЛНР. А в случае одобрения закона о реинтеграции Донбасса, у нас будут ещё и дипломатические аргументы. Поскольку Киев де-факто откажется от тех условий, на которых он в феврале 2015 года соглашался реинтегрировать Донбасс.
«СП»: — Какова вероятность того, что Россия в очередной раз не сделает вид, что ничего не произошло, а предпримет какие-то решительные шаги?
— Вероятность этого есть, но не очень велика. Москва продолжает выжидать. По одной из версий, Кремль ждёт, что Украина рухнет сама собой. Однако при всей очевидной деградации экономики и социальной сферы Украины, ждать краха этой страны не стоит до тех пор, пока в её существовании заинтересованы заокеанские кураторы. А это не дворовая команда украинских политиков, это гроссмейстеры в политике и они найдут способ до нужного им времени удерживать ситуацию под контролем. Да, для них глубоко вторичные всякие вещи вроде размеров пособий украинских пенсионеров. Но военно-политическую жизнеспособность Украины, как антироссийского форпоста они будут поддерживать.
«СП»: — В качестве ответной меры на объявление нас страной-агрессором мы можем хотя бы сделать то, что побоялся сделать украинский парламент — выйти из Договора о дружбе и сотрудничестве с Украиной?
— Я считаю, что нам не стоит дожидаться, пока Порошенко подпишет закон о реинтеграции Донбасса. Выход из упомянутого вами договора, это тот шаг, который мы должны были сделать ещё вчера. Поскольку, пока существует Договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной, мы не можем в полной мере утверждать, что Крым является российской территорией. Пока этот договор имеет официальную силу, Крым даже в соответствии с внутренним российским правом отчасти признаётся нами украинской территорией. Ясно, что эта та зацепка, за которую будут хвататься политики, как на Украине, так и на Западе. Можно, конечно, изменить Конституцию, исключив из неё положение о приоритете международного права над внутренним. Но это сложнее. Более эффектно будет разорвать устаревший и ненужный нам договор. Украина из него не выходит только по той причине, что он оставляет ей правовой аргумент в дискуссиях о принадлежности Крыма.
«СП»: — Киев постоянно грозит нам разрывом дипломатических отношений. А если мы сами пойдём на это?
— Я не думаю, что разрыв дипотношений с Киевом нам даст какие-то козыри. Логичнее было бы обозначить шаги по признанию республик Донбасса в ответ на фактический выход Киева из Минских соглашений. Это не обязательно делать быстро и сразу. Можно действовать поступательно, как это было в Абхазии и Южной Осетии. Начать можно с раздачи российских паспортов жителям Донбасса. Затем проведение выборов в ДНР и ЛНР при участии российских наблюдателей. Вывод экономики республик из серой зоны и т. д.
Кроме этого, мы недостаточно ищем и используем рычаги воздействия на украинских олигархов. А они есть и весьма серьёзные. В любом случае надо понимать, что антироссийская мобилизация Украины — это достаточно серьёзный вызов в среднесрочной перспективе для России и без конца прятать голову в песок нельзя и не получится.
— Киевский режим традиционно пытается усидеть на двух стульях — с одной стороны всячески эксплуатировать в своих интересах «российскую угрозу», а с другой — продолжать коммерческие отношения с Россией, — говорит член Президиума Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Богдан Безпалько. — Именно поэтому «незалежные» депутаты объявили Россию страной-агрессором, но не решились не только разорвать с нами дипломатических отношений, но и объявить ДНР и ЛНР террористическим организациями.
Вместе с тем, я, безусловно, соглашусь с главой ДНР Александром Захарченко, что признание ДНР и ЛНР оккупированными территориями будет означать, что Киев выходит из Минских соглашений. И тогда у Порошенко окажутся развязанными руки для ведения военных операций против Донбасса. Правда, киевский режим в прекращении войны не заинтересован. Поскольку в противном случае нечем будет оправдывать все провалы в экономике и не будет повода клянчить денег на Западе.
«СП»: — Может быть, нам в такой ситуации лучше самим пойти на обострение — разорвать дипотношения, например.
— Я думаю, что как раз в Киеве ждут, что мы первые сделаем это. Тогда у Запада появится повод сказать, что на самом деле это мы не хотим мира и выполнения Минских соглашений. В этой ситуации логичнее полностью или существенно денонсировать Договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной. Мы от него сейчас не имеем никакой пользы, только обременения. А, разорвав договор с Украиной, мы на вполне законном основании могли бы признать ДНР и ЛНР, заключив с ними ряд оборонных договорённостей.
Что касается граждан Украины, то мы могли бы действовать дифференцированно. Во-первых, облегчить получение российского гражданства всем, кто этого хочет. Во-вторых, ввести карту русского. Всем ее обладателям оставить льготный режим пересечения российской границы и пребывания на территории России. А вот для остальных украинцев ввести визовый режим с обязательной платой за въезд в Россию.
Определённо можно сказать, что все радикальные законы, которые сейчас обсуждаются в Киеве, при сохранении нынешних тенденций будут приняты. Как раз принятие Радой закона о реинтеграции Донбасса показывает это. Ещё недавно многие эксперты, в том числе украинские, убеждали нас, что украинский парламент никогда не проголосует за этот закон. Поэтому, рано или поздно, нам в России придётся реагировать, причём достаточно резко.