Горячие точки 2018 года находятся в Евразии и на Ближнем Востоке
Лейтмотивом внешней политики США в 2018 году будет последняя отчаянная попытка "сдержать" возвращение России на мировую арену. "Итоги года" госсекретаря США Рекса Тиллерсона в "Нью-Йорк Таймс" в среду достаточно ясно это показывают. Тиллерсон специально выделил Китай, Россию и Иран, но самые жесткие слова приберег для России. Вот что он написал:
Что касается России, то у нас нет иллюзий в отношении режима, с которым мы имеем дело. У Соединенных Штатов сегодня плохие отношения с окрепшей Россией, которая вторглась в соседние Грузию и Украину в последние десять лет и подорвала суверенитет западных стран посредством вмешательства в наши выборы и выборы других стран. Назначение Курта Волкера, бывшего посла в НАТО, специальным представителем по Украине отражает нашу приверженность восстановлению суверенитета этой страны и ее территориальной целостности. Если не будет мирного разрешения украинской ситуации, что должно начаться с соблюдения Россией Минских соглашений, то не может быть и нормальных отношений с Россией.
Тиллерсон был удивительно отстраненным касательно Китая. Он подчеркнул "американские интересы" в отношениях с Китаем (а не интересы "четверки" - Австралии, Индии, США и Японии, прим. перев.) и упомянул ключевые вопросы - влияние Пекина на Северную Корею, торговлю, права интеллектуальной собственности и "тревожную военную активность в Южно-Китайском море и в других местах". Но он рассматривал подъем Китая с долгосрочной позиции, "тщательного" управления этими отношениями "в следующие 50 лет". По словам Тиллерсона,
Центральным компонентом нашей стратегии в отношении Северной Кореи является стремление убедить Китай оказать его решающее экономическое давление на Пхеньян. Китай ввел запрет на некоторый импорт и санкции, но он мог бы и должен сделать больше. Мы также продолжим преследовать американские интересы в других областях наших отношений, включая дисбаланс в торговле, кражу интеллектуальной собственности и тревожную деятельность Китая в Южно-Китайском море и других местах. Превращение Китая в экономическую и военную державу требует от Вашингтона и Пекина тщательно продумать, как управлять нашими отношениями в следующие 50 лет.
Конечно, Пекин отреагировал вежливо: "У Китая и США имеется целый ряд общих интересов, несмотря на некоторые разногласия. Однако наши общие интересы значительно перевешивают наши разногласия. Китайско-американское сотрудничество согласуется с важнейшими интересами обеих стран и мира в целом, и сотрудничество является единственным правильным выбором для нас. Когда речь идет о разногласиях, то мы будем стремиться разрешить их конструктивным образом на основе взаимного уважения, чтобы избежать разрушения долгосрочного развития двусторонних отношений. Мы надеемся, что США смогут работать с Китаем, чтобы сконцентрироваться на сотрудничестве и управлять разногласиями на основе взаимного уважения, чтобы двусторонние отношения могли двигаться вперед нормальным и неизменным образом".
Украина будет "горячей точкой" в американо-российских отношениях в следующем году. 2017-й год заканчивается снятием администрацией Трампа ограничений на поставку смертоносного оружия Украине. Рубикон перейден. Россия будет внимательно наблюдать, как развивается американская военная помощь Киеву. Россия будет противодействовать любым попыткам США изменить соотношение военной мощи на Донбассе.
Тем временем нельзя исключить возможность того, что США могут ввести карательные санкции в следующем году. Герман Греф, президент "Сбербанка" и влиятельный голос московских элит, сказал газете "Файнэншл Таймс" на этой неделе, что если будут введены такие более жесткие санкции - против российских олигархов и/или контролируемых государством корпораций - то "Холодная война покажется детской забавой".
В интервью с "Интерфаксом" в четверг российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что Москва полагается на "прагматический подход и реалистичные оценки" по отношению к США. "Мы не тешим себя иллюзиями... Мы будем реагировать на любые враждебные действия против России и наших граждан так, как нам лучше всего подходит... На самом деле, чем быстрее некоторые американские политики избавятся от иллюзий, что Россию можно запугать ограничительными мерами или демонстрацией силы, то тем лучше будет для всех, включая их самих".
Дело в том, что у США нет рычагов влияния на Россию - или на Китай, или Иран, если уж на то пошло. Статья Тиллерсона создает впечатление беспомощной супердержавы. Даже упоминание Пакистана выдавало усталость: "Пакистан должен содействовать борьбе с террористическими группами на его собственной территории. Мы готовы к партнерству с Пакистаном для борьбы с террористическими организациями, ищущими прибежища, но Пакистан должен продемонстрировать свое желание быть партнерами с нами".
У США нет убедительного плана действий. Более того, прохладная война с Китаем продолжится, но индийским экспертам не стоит горячиться, что 2018-й год станет "кинетическим" в их "Индо-Тихоокеанском" приходе. Администрация Трампа не контролирует направление этой прохладной войны. Собственно у США есть 3 варианта: сдерживать подъем Китая как военной державы; нейтрализовать экономическое влияние Китая посредством возглавляемого США регионального альянса, такого как соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве; или же принять подъем Китая и разделить либеральный международный порядок с ним как с участником. Но у Вашингтона нет распознаваемой стратегии.
Достаточно будет сказать, что именно на евразийском и ближневосточном театре - оба они также взаимосвязаны - США не достигнут цели. Не стоит заблуждаться - Россия полна решимости добиться урегулирования в Сирии в 2018 году. И политической элите Вашингтона будет трудно примириться с поражением на глазах мирового сообщества. Москва объявила на этой неделе, что военно-морская база в Тартусе и база ВВС в Хмеймим в Сирии расширяются, чтобы стать постоянными базами с возможностью базирования кораблей и самолетов с ядерным оружием. Это свидетельствует о демонстрации военной мощи, значительно превосходящей то, чего достиг бывший Советский Союз на Ближнем Востоке.
С новым 6-летним президентским сроком после выборов 18 марта в России Владимир Путин станет альфа-лидером. Кстати, сама дата выборов является крайне символичной, насыщенной стратегическим вызовом Соединенным Штатам - 18 марта является датой, когда Крым воссоединился с Россией четыре года назад! Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|