История не терпит сослагательного наклонения. Все то, что подвергалось сомнению еще каких-то пару лет назад, сегодня уже стало реальностью и вошло в историю. В числе таких фактов - победа российского оружия в Сирии, начало восстановления мира на этой земле, ликвидация значительной части террористического отребья. Но что было бы, если бы в сентябре 2015-го наша страна не протянула руку помощи сирийскому народу, не откликнулась на просьбу страны, оказавшейся один на один со смертельной опасностью?
«Арабская весна» оптом и в розницу
Известно, что к 2015 году в Сирии сложилась крайне тяжелая ситуация во всех сферах - политической, экономической, социальной. На волне так называемой «арабской весны» - инспирированной Западом насильственной смены законных правительств ряда стран Северной Африки и Ближнего Востока - гражданское противостояние в Сирии приняло характер боевых действий. Причем оппозиция (ее еще принято называть «умеренной»), несмотря на поддержку стран Запада и отдельных государств региона, оказалась постепенно вытеснена радикальными исламистами. Просочившиеся в Сирию из соседнего Ирака террористы увеличивали подконтрольные им территории, привлекали в свои ряды иностранных наемников, устраивали новые «порядки» - порой откровенно жуткие, средневековые.
К сентябрю 2015 года более 70 процентов сирийской территории оказалось под контролем сил, противостоящих законному правительству страны. Бои одно время шли даже в столице страны - Дамаске. Сложилась реальная угроза утраты Сирией государственности на фоне создания «Халифата» - объединения террористов, основанного на идеях радикального ислама. 30 сентября 2015 года президент Башар Асад обратился к руководству России с просьбой об оказании Сирийской Арабской Республике военной помощи.
Кстати, сегодня мало кто знает, но одной из причин возникновения конфликта в Сирии, а точнее, поводом для зарождения противоречий в гражданском обществе стали далеко не политические события. В 2006-2007 годах страна подверглась небывалой засухе, вызванной истощением водных ресурсов, которое в свою очередь произошло из-за стремительного роста сельскохозяйственного производства на фоне предоставления дотаций от властей. Как говорится - не делай добра, не получишь зла. Засуха привела к разорению крестьян, и те в массовом порядке потянулись в города - Дамаск, Алеппо, Дейр-эз-Зор. Возникли новые проблемы - перенаселение, безработица, рост преступности, а это в свою очередь способствовало росту недовольства, стало причиной протестных настроений, которые к тому же умело подогревались из-за рубежа. Начавшиеся в марте 2011 года антиправительственные выступления на волне «арабской весны» привели к массовым беспорядкам в различных городах Сирии. Уже летом того же года они переросли в полномасштабный вооруженный конфликт.
Протянуть руку помощи
Первоначально оппозиционеров еще можно было назвать цивилизованной политической силой. Действовал национальный совет, а функции боевых органов исполняли формирования так называемой «Свободной сирийской армии». Однако постепенно «светская оппозиция» вынуждено уступала свое место террористическим группировкам, которые взялись за дело дерзко, агрессивно, ведя себя при этом крайне безжалостно по отношению к населению. Понимая последствия развития такой ситуации, власти страны обратились за силовым содействием к России.
К слову, о масштабах постигшей Сирию «террористической оккупации». Командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Сергей Суровикин, докладывая недавно Президенту России Владимиру Путину (в ходе его посещения авиабазы «Хмеймим») о результатах боевой работы, сообщил, что нашими военными было уничтожено 32 тысячи боевиков, 394 танка, свыше 12 тысяч единиц оружия и техники. Вся эта армада предназначалась для одного - методичного завоевания Сирии, уничтожения народа, не пожелавшего покориться законам шариата. Не будь помощи российских ВКС, Сирии не удалось бы вышвырнуть бандитов из населенных пунктов, очистить от них нефтеносные районы, приносившие доход государственной казне. Кстати, по оценкам экспертов, урон, нанесенный инфраструктуре боевиков за время операции ВКС России в САР, был настолько значительным, что практически «обескровил» международную террористическую организацию, перекрыл ей основные финансовые артерии.
«Главным итогом военной операции России в Сирии стал постепенный поворот страны, уставшей от многолетней гражданской войны, в мирное русло, - полагает политолог, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин. - Активная российская поддержка позволила вернуть спокойную жизнь в ряд населенных пунктов, прежде всего в Дамаск, который ранее перманентно находился на передовой».
В свою очередь, по мнению директора Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, все эти задачи были решены российской военной группировкой.
«К моменту нашего вмешательства в военный конфликт правительство Сирии и его союзники контролировали порядка 14 процентов территории страны», - напоминает эксперт. – Сейчас время, когда все решалось авиацией и крылатыми ракетами, закончилось. Теперь задачи будет решать сирийское правительство, которое мы должны продолжать поддерживать».
Заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов (в ведомстве он курирует вопросы международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом) отмечает, что если бы не действия нашей страны в Сирии, если бы не операция наших военных, не удалось бы отодвинуть террористическую угрозу и от российских границ.
«Большая часть террористов, в особенности тех их главарей, которые рассчитывали на экспорт «джихада» из Ближнего Востока в другие регионы мира, в Россию, уничтожена, - подчеркивает Олег Сыромолотов. - Эта работа продолжается, и она эффективна. У России есть для этого все законодательные, организационные средства. Собственно, террористическая угроза отодвинута не только от российских границ, но и от границ наших союзников и соседей, да и многих других иностранных партнеров».
Это к вопросу о том, что было бы, не приди Россия вовремя в Сирию. Кто знает, сколько печальных новостей об очередных терактах в своих городах мы видели бы ежедневно… Теперь, как считает замглавы МИД РФ, важно наращивать взаимодействие, быть едиными в борьбе с общим врагом.
«Разгром нынешнего лидера "террористического интернационала" в лице ИГИЛ, особенно на фоне активизировавшегося в Сирии политического процесса, действительно знаменует новый этап в контртеррористических усилиях, - отмечает он. – Но на передний план выходят цели нейтрализации оставшихся угроз. Здесь первостепенное значение приобретает обеспечение законности и правопорядка, на этот раз - усилиями самих сирийцев, без произвольного внешнего вмешательства, которое, собственно, и привело к дестабилизации страны в 2011-2012 годах и к стремительному росту терроризма в регионе».
«Если бы Россия не вмешалась, то Асаду пришлось бы туго, - считает советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина. - С началом российской антитеррористической операции в ситуации в Сирии произошел коренной перелом. Обстановка на фронтах кардинально изменилась уже спустя недели после ее начала».
Участие российских военных в ликвидации международного терроризма на территории САР помогло обеспечить присутствие законной власти в стране, не допустить развала государственного управления. Даже Запад признал в этом очевидное достижение России. К примеру, не самая благожелательная по отношению к российскому участию в событиях в Сирии шведская газета Sydsvenskan в одной из своих недавних публикаций отметила заслуги России в поддержке сирийской власти.
«Когда гражданская война в Сирии бушевала сильнее всего, кто мог представить себе, что Башару Асаду удастся пройти через все это, сохранив власть? - отмечается в публикации издания. - Но он сумел. И вдобавок с хорошими перспективами полностью вернуть себе контроль над страной, почти выскользнувшей у него из рук. Благодаря России. И Ирану».
Мнение большинства экспертов однозначно - без поддержки ВКС России сирийская армия довольно быстро потерпела бы сокрушительное поражение, и влияние ИГИЛ окончательно распространилось на всю территорию региона. Причем, следом за правительственными войсками было бы нивелировано и влияние той самой «умеренной оппозиции»: те же бойцы «Свободной сирийской армии» либо примкнули бы к исламистам, либо были бы уничтожены.
«Именно наши ВКС обеспечили своими профессиональными действиями качественный перелом в борьбе с террористами, - подчеркивает политолог и эксперт фонда «Народная дипломатия» Сергей Простаков.- Удары по объектам управления боевиков, их каналам снабжения и фортификационным сооружениям дезорганизовывали оборону противника, а разведка и координация огня наземных систем сыграли важнейшую роль в ходе всей антитеррористической операции».
И все же успокаиваться рано, и не случайно на это обратил внимание Президент России, который на церемонии начала вывода российских войск из САР пообещал нанести по террористам, которые рискнут вновь поднять голову, «такие удары, которых они пока и не видели». К тому же, нельзя забывать и о другом - все проблемы в регионе далеко не исчерпаны. Депутат Государственной Думы РФ Константин Затулин считает, что, хотя стараниями России кровопролитие в Сирии прекращено, конфликты на Ближнем Востоке не урегулированы окончательно.
«Это колыбель человеческой цивилизации, и катаклизмы, тектонические сдвиги происходят тут на протяжении всей истории человечества, - отмечает политик. - Нас ждут попытки отыграть ситуацию в Сирии назад, пересмотреть достигнутые результаты. Они будут предприниматься нашими прямыми противниками - исламистскими радикалами и террористами. Они будут предприниматься и нашими ненадежными "партнерами" - западными странами, уязвленными тем, что Россия, Иран и Турция смогли добиться результата. И это, надо сказать, уже происходит».
Дмитрий Сергеев
Источник
Рейтинг публикации:
|