Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Некоторые элементы грузинской политики «мягкой силы» в Абхазии

Некоторые элементы грузинской политики «мягкой силы» в Абхазии


22-12-2017, 07:58 | Политика / Статьи о политике | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 451)

«Мы должны использовать не только международные форматы, как женевские дискуссии, но и проекты строительства доверия и диалога, которые предлагают нам международные организации», – заявила государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия[1] Кетеван Цихелашвили после встречи с членами мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы. По ее же словам, затрагивался вопрос о положения населения Гальского района, где, по мнению официального Тбилиси, в течение ряда лет нарастают тенденции ограничения прав местных жителей[2].

«Положение в области прав человека в общинах, прилегающих к разделительной линии Абхазии, и в частности в Гальском районе, все сильнее и сильнее ухудшается», – говорится в опубликованном 18 ноября специальном докладе народного защитника Грузии Учи Нануашвили. По мнению Тбилиси, закрытие в начале 2017 года двух пропускных пунктов между Гальским районом и Зугдидским районом – Набакеви-Хурча и Отобаия-Орсантия «ограничивает свободу передвижения жителей Гальского региона и создает им неоправданные препятствия в доступе к здравоохранению и образованию, торговле, семейным связям и другим направлениям». Особенно негативно предпринимаемые абхазской стороной меры сказываются на 11 селах т.н. нижней зоны Гальского района (3400 семей)[3].

В соответствии с Законом Грузии «Об оккупированных территориях» (статья 2) «Автономная Республика Абхазия» рассматривается, как регион, подвергшийся «незаконной оккупации» со стороны России. На грузинской территории действует правительство «Автономной Республики Абхазия», которое признается Тбилиси единственным легитимным органом власти[4]. Периодически предпринимаемые попытки смягчения данного документа пока безуспешны[5].

Вместе с тем, в январе 2017 года Министерство по делам примирения и гражданского равноправия объявило о «программе мирной политики Грузии»[6], состоящей из восьми пунктов. Три из них предусматривают предоставление жителям «оккупированных территорий» услуг, связанных не только с получением паспортов, в том числе и нейтральных, но и медицинского обслуживания, возможностью учиться в лучших университетах страны, пользоваться внутренним потребительским рынком.

Острые социально-экономические проблемы в Абхазии традиционно являются предметом пристального внимания грузинских властей и активной части гражданского общества, обсуждающих стратегию действий: то ли раскрыть объятия «абхазским братьям», дабы те убедились в ошибочности ставки на Россию, то ли, напротив, занять более жёсткую позицию на изоляцию «оккупированных территорий». Как отмечает один из грузинских авторов (Георгий Канашвили[7]), за эти годы у Грузии не было последовательной политики по направлению Абхазии и «Цхинвальского региона»: риторику примирения часто сменяла милитаристская риторика, а политику примирения – часто и силовые действия. Не была произведена оценка причин, вызвавших конфликты, исследование и анализ опасений, ошибок или даже преступлений сторон, что так важно для восстановления между ними доверия.

Сторонники «мирной» интеграции Абхазии отмечают, что власти Грузии должны заботиться о лицах, проживающих на территории, которую в Тбилиси считают «оккупированной», точно так же, как и о жителях сопредельных районов с грузинской стороны. При этом в Абхазии выискиваются виртуальные «юнионисты», как об этом было заявлено на одной из недавних конференций, а также сторонники сближения с Турцией. Уже само по себе это обстоятельство демонстрирует степень адекватности подходов некоторых грузинских экспертов по отношению к Абхазии.

Оказание качественной медицинской помощи остаётся крайне болезненным для абхазского этноса. Только детей с ДЦП в республике около 900 (выше мирового уровня), что связано как с генетическими проблемами, так и с неквалифицированным медперсоналом; как и прежде, остро стоит проблема наркомании[8]. В этой связи неудивительно, что усилия Грузии и её партнёров концентрируются в этой и смежных сферах.

В августе 2017 года в селении Рухи Зугдидского района Грузии завершено строительство многопрофильной университетской клиники. Комплекс состоит из 7 блоков и различных типов вспомогательных объектов. Медицинский центр рассчитан на 220 мест; главное здание клиники включает в себя аудиторию и библиотеку, предусмотрена спортивно-рекреационная инфраструктура, гостиничный корпус, сопутствующая инфраструктура. Предполагается, что граждан Абхазии лечение будет бесплатным[9], при условии получения ими так называемых «нейтральных паспортов» или «нейтральных удостоверений», специально разработанных для граждан Абхазии и Южной Осетии (соответствующее положение утверждено в 2011 году)[10]. Официальный Сухум выступает против таких документов, однако качество предоставляемых медицинских услуг в Абхазии является зачастую неудовлетворительным. Кроме того, значительное количество абхазских граждан не может позволить себе лечение в России. В административном центре Самегрело Зугдиди при помощи правительства США построен «Центр гепатита С», где население (включая жителей Абхазии, владеющих нейтральными паспортами), наряду со скринингом, консультацией врача, лечением сможет получить медикаменты[11].

Логично предположить, что некоторая часть граждан Абхазии воспользуется услугами грузинских медицинских учреждений. Если верить заявлению государственного министра по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили, то по сравнению с 2013 годом количество абхазов и осетин, которые воспользовались медицинским обслуживанием в Грузии, в 2016 году выросло в шесть раз. Два года назад, по ее словам, количество воспользовавшихся услугами здравоохранения превысило 1110 человек, а за три года правительство потратило 7 миллионов лари (около 3 миллионов долларов)[12]. По данным из доклада министра здравоохранения АРА Кетеван Бакарадзе, в 2016 году бесплатное лечение в Грузии получили около 400 граждан Абхазии[13].

В феврале 2016 года в нескольких десятках метрах от Ингурского моста, в том же селе Рухи при участии премьер-министра Георгия Квирикашвили открылся многофункциональный комплекс из 10 зданий, площадью 10 000 кв. м (общая площадь застройки – 5 гектаров)[14]. В торговом центре представлены розничные и оптовые магазины, магазины мебели и оргтехники, гипермаркет, базы открытого типа, Общественный центр Министерства юстиции, автосервис, почта, аптека, объекты финансового и банковского обслуживания (открыты отделения VTB-Грузия и «Либерти-банка»). По замыслу авторов проекта, торговый центр должен будет обслуживать жителей как Западной Грузии, так и Абхазии (вероятно, для них предполагается возможность получения «нейтральных» паспортов). Компании, которые будут работать в торговом центре на границе с Абхазией, в течение пяти лет пользуются льготами: арендная плата за квадратный метр составит 1 лари. На территории комплекса в общественном центре министерства юстиции можно будет получать различные юридические услуги и даже специальные информационные буклеты на абхазском языке. Возможно, речь идёт и о получении «нейтральных» паспортов». В торговом центре, строительство которого обошлось 15 млн. лари (около 7 млн долл.), будет трудоустроено до 1 000 местных жителей[15].

Оба проекта осуществлены через "Партнёрский фонд Грузии" в рамках грузино-европейской программы «Вовлечение путём партнёрства», конечная цель которой – мирное урегулирование конфликтов вокруг Абхазии и Южной Осетии.

В последние годы основными донорами проектов по линии гражданского общества являются ЕС и Совет Европы. Есть проекты, поддержанные отдельными странами – членами ЕС. В основном речь идёт о проектах, направленных на построение доверия между сторонами конфликта; они имеют формат совместных семинаров и обучающих поездок с целью повышения профессиональных навыков. Есть и диалоговые проекты, в рамках которых неформально обсуждаются разные темы, связанные с конфликтом, и их возможные решения. С 2016 года возобновилась совместная инициатива ЕС и Программы развития ООН (UNDP) — Confidence Building Early Response Mechanism (COBERM)[16]. Также имеет хождение идея создания в районе ИнгуриГЭС туристической зоны[17].

Условием выделения абхазским НПО грантов по линии международных организаций является привлечение партнёров с грузинской стороны, однако некоторые европейские партнёры задумываются и о реализации двусторонних проектов с Абхазией, без участия Тбилиси. В Грузии акцентируют внимание на необходимость проанализировать позиции, интересы, потребности и возможности различных групп населения Абхазии, которых могли бы заинтересовать какие-либо совместные проекты в сфере здравоохранения, образования, науки, бизнеса, торговля, туризма и т.д.

Ещё один немаловажный вопрос – паспортизация мингрельского населения Гальского района, что стало спусковым крючком к событиям, приведшим к в 2014 году к отставке Александра Анкваба. Разумеется, с данной проблемой столкнулись и новые власти, и приемлемого пути её решения (принимая во внимание, что большинство гальских грузин имеют грузинские паспорта, смотрят грузинское телевидение, часто работают в Зугдидском районе и т.д.) пока не видно. Здесь следует добавить, что контрабандная грузинская продукция, как правило, более дешёвая, чем аналогичная российская или иная, достаточно широко представлена в восточных районах Абхазии. Периодически грузинской стороной поднимается вопрос возвращения беженцев (именуемых в Тбилиси временно перемещёнными лицами) в Абхазию. Между тем, в условиях отсутствия Договора о неприменении силы, учитывающего интересы всех сторон, не может быть гарантировано достойное и безопасное данной категории лиц. В ходе российско-грузинских консультаций периодически поднимается вопрос о посещении жителями Грузии могил предков на территории Абхазии (и наоборот), однако решение этого и других гуманитарных вопросов вряд ли возможно без прямого диалога между Тбилиси и Сухумом.

27 октября вице-премьером, министром образования и науки Грузии Александром Джиджелава и Государственным министром по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили была запущена государственная программа по защите и развитию абхазского языка. Целью проекта является защита, развитие и популяризация абхазского языка путем сотрудничества с грузинскими и абхазскими специалистами, также профессиональными группами, работающими по соответствующим вопросам и осуществление двусторонних проектов доверия[18]. В Грузии планируется создать государственную программу по развитию и защите абхазского языка. Премьер-министр Квирикашвили полагает, что «забота об абхазском языке и культуре станет очень важной основой в процессе восстановления сожженных мостов»[19]. При участии «Правительства Автономной Республики Абхазия» и поддержке западных партнёров проводится ряд других мероприятий, призванных представить Грузию в позитивном свете.

Согласно концепции Дж. Ная, «мягкая сила» определяется как «возможность делать что-либо и контролировать других, или принуждать их делать то, что без принуждения они бы не сделали»[20]. К числу инструментов «мягкой силы» относят как привлекательность идеологии, культуры, традиций, истории страны и ее конкретные достижения (товары широкого потребления, научно-технические прорывы и др.). В этом контексте, рекламная грузинская политика «мягкой силы», невозможная без поддержки США и ЕС, если и произведёт эффект, то разве что локальный и крайне ограниченный. Не стоит забывать, что трагические события начала 1990-х годов нанесли историко-культурному наследию Абхазии и абхазского народа невосполнимый урон. Вторгнувшимся в Абхазию 14 августа 1992 г. гвардейцам Госсовета Грузии мешало всё, что свидетельствовало об истории, культуре абхазского народа. 22 августа одновременно были подожжены Центральный Государственный архива Республики Абхазия и здание Абхазского института языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа (ныне АбИГИ). Также боевики Госсовета Грузии разграбили и сожгли Абхазский государственный музей, Абхазский государственный драматический театр, Государственный Русский драматический театр, административные здания и культурно-зрелищные объекты. Эта катастрофа нанесла тяжелейший и непоправимый урон абхазской культуре[21]. В 2008 году, согласно свидетельствам бывшего посла Грузии в России Э. Кицмаришвили, у тогдашнего президента Саакашвили обсуждались планы вторжения в Абхазию за несколько месяцев до авантюры в Южной Осетии[22].

Да и сегодня вряд ли строительство на сопредельных территориях больниц и торговых комплексов следует отделять от череды сменяющих друг друга военных учений с привлечением значительного количества тяжёлой техники партнёров Грузии по Североатлантическому альянсу.

Ставка на донорскую и информационную помощь со стороны Брюсселя, с учётом проблем внутри этого интеграционного объединения, может и не оправдать себя. Количество граждан Абхазии, взявших так называемые «нейтральные паспорта», вряд ли превысит несколько сотен человек, руководствующихся сугубо прагматическими соображениями. Многие люди у нас, как и везде, научились приспосабливаться к условиям жизни и рассуждают просто: «Дают – бери», – пишет абхазский журналист Виталий Шария. – В то же время не сомневаюсь, что соблазнившихся грузинскими биометрическими паспортами ради поездок в ЕС, в отличие от выезжающих в Грузию для спасения жизни и здоровья, в абхазском обществе ждет жесткое осуждение»[23].

Основная цель грузинской политики «мягкой силы» – возвращение Абхазии в долгосрочной перспективе под контроль грузинских властей, что в корне противоречит политико-правовым реалиям, сложившимся на Кавказе после августа 2008 года. Отсюда – и упорное нежелание подписать юридически обязывающее соглашение о неприменении силы, и стремление в предлагаемого диалоге «обойти» власти Республики Абхазия. Несмотря на неизбежные разногласия по актуальным вопросам внутреннего развития, власть и гражданское общество Абхазии, как говорит министр иностранных дел Даур Кове, «на всех площадках демонстрируют своё единство в плане того, что возврата к прошлому не будет. Абхазия выбрала свой путь на самостоятельное развитие как суверенное государство, и сегодня международное сообщество начинает это осознавать».

 


[1] Предшественник - Аппарат государственного министра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия (c 24 января 2008 года), заменивший Министерство по вопросам урегулирования конфликтов.

[2] Цихелашвили: Следует использовать проекты строительства доверия и диалога, предлагаемые международными организациями // http://www.apsny.ge/2017/pol/1511319428.php

[3] Народный защитник опубликовал отчет о закрытии пропускных пунктов в Абхазии http://www.apsny.ge/2017/conf/1511034237.php

[4] Интернет-сайт http://abkhazia.gov.ge/

[5] Омбудсмен Грузии призвал пересмотреть закон об «оккупированных территориях» // https://eadaily.com/ru/news/2017/02/13/ombudsmen-gruzii-prizval-peresmotret-zakon-ob-okkupirovannyh-territoriyah

[6] Кетеван Цихелашвили. Восемь задач мирной политики урегулирования конфликтов в Грузии // http://abkhazeti.info/news/1485727808.php

[7] Цит. по: Забота о гражданах, пострадавших в результате конфликта: добрая воля или обязательство? // http://abkhazeti.info/news/1511211536.php

[8] В 2009-11 гг. в рамках межведомственных гуманитарных акций «Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность» Пограничной службы ФСБ России в Гальском районе работал полевой многопрофильный госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»[8]. Помимо реконструкции центральной больницы г. Гал, одним из путей исправления складывающейся ситуации является укрепление взаимодействия с российской абхазской диаспорой, среди которой немало квалифицированных врачей. В ноябре 2015 года было подписано соглашение между министерствами здравоохранения России и Абхазии, включает в себя два договоры по нормативной базе и лицензированию лекарственных средств.

[9] Завершено строительство многопрофильной университетской клиники в Рухи // http://abkhazeti.info/abkhazia/2014/1503091715.php

[10] Грузия будет бесплатно лечить абхазов и югоосетин с «нейтральным» гражданством // http://www.vestikavkaza.ru/news/52111.html

[11] Центр лечения гепатита С открылся в Зугдиди // https://www.newsgeorgia.ge/tsentr-lecheniya-gepatita-s-otkrylsya-v-zugdidi/

[12] Госминистр: Выросло количество приезжающих в Тбилиси на лечение абхазов и осетин // lenta.ge/2017/03/госминистр-выросло-количество-приез/, Госминистр Грузии: Неразрешенные конфликты - один из главных инструментов России // https://www.youtube.com/watch?v=YMQIYfuPNZ0.

[13] В парламенте обсудили вопросы оказания медицинских услуг населению А/Р Абхазия // http://abkhazeti.info/abkhazia/2014/1486061229.php

[14] Вблизи Абхазии в селе Рухи открыли многофункциональный общественный центр // https://www.youtube.com/watch?v=iPjVfnwaR5I

[15] Торговый центр в Рухи- маленькое экономическое чудо для грузин и абхазов // http://abkhazeti.info/news/1456534904.php

[16] Михеил Мирзиашвили. Грузия: организации гражданского общества и их возможности // Аналитикон. 2017. № 3.

[17] Туристическая зона на Ингури ГЭС может стать проектом мирового уровня (Видео) // http://www.apsny.ge/2017/eco/1500522521.php

[18] Запущена государственная программа по защите и развитию абхазского языка // http://abkhazia.gov.ge/index.php?lang_id=RUS&sec_id=36&info_id=9126

[19] Развитие абхазского языка в Грузии. Специальный репортаж.31.10.2017 // https://www.youtube.com/watch?v=DKY4fwZCc-w

[20] Nye J. Bound to lead: The changing nature of American power. New York: Basic Books, 1990.

[21] Цвижба Л. Проблема восстановления архивного фонда Республики Абхазия // http://www.kavkazoved.info/news/2017/12/11/problema-vosstanovlenija-arhivnogo-fonda-respubliki-abhazija.html

[22] Бывший посол Грузии рассказал о планах нападения на Абхазию // https://lenta.ru/news/2008/11/25/posol/

[23] Шария В. Безвизовая «морковка» не поможет // https://www.ekhokavkaza.com/a/28300376.html 

Обращаем ваше внимание на то, что организации: ИГИЛ (ИГ, ДАИШ), ОУН, УПА, УНА-УНСО, Правый сектор, Тризуб им. Степана Бандеры, Братство, Misanthropic Division (MD), Таблиги Джамаат, Меджлис крымскотатарского народа, Свидетели Иеговы признаны экстремистскими и запрещены на территории Российской Федерации.



Источник: materik.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map