Ситуация на Донбассе, и без того обострившаяся за последнее время, становится все более и более тревожной. Помимо усилившихся обстрелов и воинственных заявлений украинских политиков, еще одним ударом по «Минску-2» становится вынужденный вывод российских наблюдателей из Совместного центра контроля и координации прекращения огня (СЦКК).
Необходимость такого решения Москвы обусловлена действиями, прежде всего, украинской стороны. Департамент информации и печати МИД РФ распространил заявление, в котором официальный Киев обвиняется в сознательном создании для российских военнослужащих-наблюдателей «
напряженной морально-психологической обстановки» и «
препятствий для выполнения ими своих служебных обязанностей».
Так,
российским участникам СЦКК неоднократно запрещали доступ на линию соприкосновения и даже общение с местным населением. Кроме того, утверждает МИД РФ, украинские военные нередко относились неуважительно к россиянам.
Последней каплей стало то, что Украина намеревается с начала следующего года ввести новые правила для въезда граждан РФ. Согласно этим правилам, каждый въезжающий россиянин обязан заблаговременно раскрыть свои подробные персональные данные (включая данные о родственниках). Понятно, что в случае с военнослужащими это
невозможно.
МИД РФ заявил, что о данном решении уже проинформированы «зарубежные партнеры», после чего «
ответственность за возможные последствия полностью ложится на украинскую сторону».
Совместный центр контроля и координации был в свое время создан по инициативе самой Украины. Непосредственно Минскими соглашениями он не был предусмотрен. Но до поры, до времени СЦКК позволял российским и украинским военным договариваться по каким-то отдельным эпизодам. Например, если украинские каратели вели обстрел важного объекта инфраструктуры, от чего страдало мирное население, то российские военнослужащие могли с помощью переговоров остановить это преступление. Кроме того, СЦКК тесно сотрудничал со Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ.
«Ястребам» с украинской стороны это все активно не нравилось. Поэтому и были случаи откровенного неуважения к российским участникам СЦКК. Попытки России спасти Центр и договориться о том, чтобы новый порядок въезда не касался членов данной миссии, не увенчались успехом.
Официальный Киев, несмотря на то, что сам виноват в сложившейся ситуации, осуждает решение России и называет его «
очередной провокацией», которая «
существенно подрывает минские договоренности». Хотя — кто бы говорил о договоренностях? В данном случае,
ими тычет та сторона, которая их же постоянно попирает.Сложившуюся ситуацию майданный режим Украины намерен использовать для того, чтобы в очередной раз обратиться к Западу и попросить «
усилить давление на Кремль». Кроме того, Киев заявил о прекращении деятельности своих наблюдателей на территории ДНР и ЛНР.
Все это не может не вызывать тревогу. Минское перемирие, хоть и очень хрупкое, все же несколько лет сдерживало украинских карателей от попыток устроить большое кровопролитие. Однако оно связывало руки не только неонацистам-бандеровцам, но и защитникам ДНР и ЛНР, которые лишены возможности отвечать на обстрелы. При этом украинские вояки неоднократно захватывали села, объявленные демилитаризованной зоной.
Ввиду всего этого, Минские договоренности вызывали неприятие со всех сторон. Да, этот механизм все-таки сохранил многие жизни. Но постоянная, почти ежедневная гибель то одного, то двух, то трех человек... Конечно, это рождает гнев и вполне справедливые вопросы у жителей Народны Республик (да и у всех, кто им сочувствует). Пусть это и не ежедневная гибель десятков людей, но все равно крови и слез льется немало.
Тем более, люди живут под постоянной угрозой того, что каратели «спустятся с цепи». Заместитель главы оперативного командования ДНР Эдуард Басурин на недавнем брифинге сообщил, что Киев все-таки готовится к войне, стягивая тяжелое вооружение к линии соприкосновения и все чаще используя беспилотники. Он призвал
оказать международное давление на «режим Порошенко», чтобы предотвратить крупное кровопролитие. Еще один штрих ко всему этому —
затягивание украинской стороной процесса обмена пленными. Казалось, это был уже практически решенный вопрос. Но, как заявила уполномоченная по правам человека ДНР Дарья Морозова, киевская сторона отвергла предложение произвести обмен пленными 27 декабря (что предложила Республика). Хотя еще остается надежда, что все-таки до конца года узники получат свободу.
Несмотря на то, что Россия выводит своих сотрудников из СЦКК, а Украина объявила об уходе своих наблюдателей из ДНР и ЛНР, Донецкая Народная Республика еще надеется спасти данную структуру. Представители ДНР продолжат работу в Центре. К тому же, в Народном Совете Республики приняли решение создать специальные группы для мониторинга ситуации в зоне обстрелов. По словам заместителя председателя НС ДНР Ольги Макеевой, эта работа будет вестись в двух форматах. Во-первых, конкретные депутаты будут закреплены за прифронтовыми районами, а во-вторых, будут созданы мобильные группы, которые будут выезжать на места в случае обстрела.
Все это, конечно, не заменит прежней работы, которую проводил СЦКК, но позволит продолжать мониторинг ситуации.
А убийства мирных граждан продолжаются... 18 декабря украинские каратели вновь открыли огонь по городам Донецкой и Луганской Народных Республик: Горловке Первомайску и Стаханову. При этом в г. Стаханове от сердечного приступа, вызванного обстрелом, умерла 93-летняя пенсионерка. Одна из жительниц поселка Гольмовский (под Горловкой) ранена.
Что же касается военнослужащих России, которые уже должны были, по плану, пересечь линию соприкосновения и оказаться в Соледаре (подконтрольном Киеву), - то украинская сторона не дала им соответствующих гарантий безопасности. Потому на данный момент они остаются на месте.
Сам по себе выход россиян из СЦКК, конечно, еще не означает, что «Минск» мертв окончательно. Тем более, что данная структура и не была изначально предусмотрена минскими договоренностями — она была сформирована уже в процессе исполнения соглашений, и не дипломатами, а военными. Но если учесть действия украинской стороны, которая увеличивает количество обстрелов, а также вспомнить недавние заявления США и Канады о поставках Киеву летального вооружения — все это создает довольно мрачную картину ближайшего будущего.
Однако
шанс предотвратить большую войну еще есть. Для этого необходимо оказать давление на киевский режим. И тут возникает два вопроса. Во-первых, как поведут себя западные «партнеры»? Практика показывает, что на их благоразумие надежды мало. Остается второй и главный вопрос:
какая поддержка будет оказана Народным Республикам? Нельзя допустить кровавой расправы, коей так хотят некоторые «чересчур горячие» головы в Киеве…