Заметным было отсутствие короля Саудовской Аравии Салмана. Очевидно, страну представлял саудовский министр по делам религий. Во вторник Турция открыто насмехалась над Саудовской Аравией. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заметил: «Некоторые арабские страны продемонстрировали очень вялую реакцию (по теме Иерусалима). Видимо, эти некоторые страны стесняются Соединённых Штатов». Он добавил, что Саудовской Аравии ещё предстоит высказаться, какое она примет участие в этом вопросе.
В Стамбульской декларации заявлено, что «самым решительным образом отвергается и осуждается одностороннее решение президента Соединённых Штатов Америки о признании Иерусалима так называемой столицей Израиля, страны-оккупанта». Декларация призывает мир признать Восточный Иерусалим оккупированной столицей палестинского государства, и предлагает «всем странам признать государство Палестина и Восточный Иерусалим его оккупированной столицей».
ОИС задрала планку очень высоко. Но организация предельно неэффективна, а её декларации и заявления остаются только на бумаге. Будет ли сегодня иначе? Да, такое вполне возможно. Во-первых, Стамбульская декларация одним ударом развенчивает претензии Соединённых Штатов на управление мирным процессом на Ближнем Востоке в настоящий момент. Позиционирование Вашингтоном себя как примирителя оспаривается ни кем иным, как президентом Палестины Махмудом Аббасом, которого принято считать послушным орудием американской (и израильской) разведок и Саудовской Аравии.
То, что Аббас не проявил гибкости, лишь свидетельствует, что он теряет опору. Общественное мнение мусульманского Ближнего Востока действительно стало подавляюще антиамериканским. Что будет иметь геополитические последствия. Интересно, что Москва делегировала для участия в саммите ОИС в Стамбуле своего представителя в качестве наблюдателя.
В последнее время Израиль в конфиденциальном порядке добивался выхода из изоляции и формирования квазиальянса с Саудовской Аравией. Надежды на это были нереальными и основывались на особенностях политической деятельности молодого наследника Саудовской Аравии. Но теперь с такими надеждами придётся распрощаться. К тому же Израилю, возможно, на долгие годы придётся смириться с реальностью сильного иранского присутствия в Сирии. Очевидно, Израиль переоценил свои силы. Вряд ли Израиль извлечёт что-нибудь из решения Трампа по Иерусалиму. Даже перенос посольства США из Тель-Авива может занять годы — и, как всем известно, приостановлен Вашингтоном на неопределённое время вплоть до подходящего момента.
В мусульманском мире о полномочиях лидера можно только догадываться. Стамбульский саммит был личной инициативой президента Реджепа Эрдогана. В опросе, проведённом Pew Research Center, делается вывод, что сегодня Эрдоган — самая популярная фигура на мусульманском Ближнем Востоке.
Наверняка, Эрдоган делает решительную подачу, чтобы вернуть ведущую роль в мусульманском мир, как это было при османских султанах. В условиях, когда Саудовская Аравия запуталась в трудных реформах и её будущее всё более неопределённо (вдобавок к жестокой войной в Йемене, в которой она завязла), возможно, пришёл час Турции. Ключевая задумка Эрдогана — акцент на единстве «уммы». Его громкий призыв отбросить политическое сектантство вызвал большой резонанс. И в этом Турция и Иран тоже сходятся.
Лидерская роль удобна Эрдогану, придавая «стратегическую глубину» его отношениям с Западом, не говоря уже о консолидации его политической поддержки в самой Турции. С другой стороны, он может всерьёз отнестись к своим полномочиям «халифа», чтобы превратить ОИС в инструмент вмешательства для решения мусульманских проблем по всему миру. Такие страны, как Мьянма или Индия, уже испытывают это давление.
В целом, у мусульманского мира впереди очень революционный период. Трамп не ожидал такого поворота, когда открывал этот ящик Пандоры. Как великий стратег он не прославился. Информационное агентство Anadolu опубликовало проницательную заметку о том, что судьбоносное решению Трампа по Иерусалиму почти полностью продиктовано его чувством признательности к еврейскому лобби. Можете прочесть её здесь — «Решение Трампа: внутренние пружины и ожидаемые последствия».