В идущем на протяжение нескольких месяцев противостоянии президента Украины Петра Порошенко и его бывшего друга Михаила Саакашвили, который сейчас превратился в ярого оппозиционера, преимущество вновь на стороне первого. После невероятного и унизительного эпизода с неудавшимся задержанием бывшего грузинского лидера 5 декабря власти поспешили смыть оскорбление. Так, 8 декабря правоохранительным органам удалось мягко взять под руки одного из главных смутьянов в постсоветской политике.
На этот раз вокруг не было толпы, чтобы воспрепятствовать аресту, и Саакашвили отвели в изолятор, где он сразу же объявил голодовку. Адвокаты заверили, что с ним обращаются корректно, и что судья должен рассмотреть его помещение под домашний арест. Еще одним вариантом может быть экстрадиция в Грузию, где против бывшего президента (2004-2013) выдвинуты обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями.
Оппозиционер находится в розыске с сентября за незаконное проникновение на территорию Украины. За три месяца до того происшествия Киев принял решение лишить Саакашвили украинского паспорта, который был с большой помпой вручен ему в 2015 году во время назначения губернатором Одессы. Сегодня же против него выдвинуты куда более серьезные обвинения: Михаилу Саакашвили вменяют попытку силового захвата власти на деньги сторонников Виктора Януковича (свергнутый в 2014 году президент Украины сейчас скрывается в России).
Последние события превращают его, на ваш выбор, в непоследовательного авантюриста или же первого политзаключенного на Украине после Майдана. 5 декабря Генеральная прокуратура представила аудиозаписи в подтверждение обвинений, однако их подлинность вызывает сомнения. «Петр Порошенко поддерживает спираль коррупции и авторитаризма. Теперь он сажает в тюрьму оппозиционеров», — заявила самый популярный оппозиционер страны Юлия Тимошенко, которая сама провела два с половиной года за решеткой при власти Виктора Януковича.
На напряженной и переменчивой украинской политической сцене этот вопрос уходит чуть ли не на второй план. В первую очередь, произошедшее подпитывает и без того нарастающие протесты против Петра Порошенко за два года до выборов, на которых его, по опросам, готовы поддержать не более 15% населения. В воскресенье сторонники Саакашвили собрали в Киеве около 15 000 человек, среди которых была и супруга оппозиционера нидерландка Сандра Рулофс (Sandra Roelofs).
Все это намного больше нескольких тысяч, которые неделей раньше пришли поддержать требования Саакашвили об отставке президента, и тем более нескольких десятков человек, разбивших в середине октября лагерь у здания Рады. Самопровозглашенный лидер борьбы с коррупцией теперь на самом деле становится ее символом. Ряд его близких соратников уже задержаны, а некоторые были выдворены в Грузию.
Костяк
«Выдвигаемое Саакашвили требование отставки не предусмотрено конституцией, — отмечает политолог Михаил Минаков. — Это радикальное требование не пользуется единогласной поддержкой политиков и пугает часть граждан. Как бы то ни было, толпа демонстрантов растет от митинга к митингу, а президент Порошенко явно напуган и допускает все новые ошибки».
Социолог Юлия Шукан в свою очередь утверждает, что поддержка Саакашвили ограничена костяком сторонников его партии «Движение новых сил» (их привозят в автобусах из провинции) и некоторыми группами ветеранов. «Ни средний класс, ни киевляне в этом не участвуют», — говорит она.
В такой обстановке даже большей угрозой для президента можно считать другую акцию, которая состоялась 9 декабря и прошла относительно незамеченной. Несколько сот машин отправились кортежем к резиденции генерального прокурора Юрия Луценко, которого считают координатором нападок на антикоррупционные организации. Этот «автомайдан», напоминание о революции 2014 года, отражает менее популистскую линию, чем курс Саакашвили.
Его сторонники признают, что власть отнюдь не сидела сложа руки с реформами, однако они недовольны ее слабой активностью в чувствительном вопросе борьбы с коррупцией, которая постепенно переросла в открытое и массовое неприятие любых инициатив, несущих в себе угрозу для структур старой системы.
Открытая угроза западных партнеров
Так, властям удалось добиться на днях отставки главы парламентского комитета по борьбе с коррупцией Егора Соболева, который является уважаемой фигурой в стране. В то же время они защищают обладающего куда более противоречивой репутацией директора антикоррупционного ведомства.
Параллельно с этим прокуратура возбудила дело против директора Национального антикоррупционного бюро Украины (наиболее независимая и эффективная структура) Артема Сытника, а также раскрыла имена его нескольких работавших под прикрытием агентов. В пятницу лишь открытая угроза западных партнеров лишить Киев финансирования позволила положить конец инициативам по смещению Сытника.
«Пока что на руку Порошенко играл тот факт, что в стране не появилось ни одного лидера, который мог бы стать для него реальной угрозой, — полагает политолог Константин Бондаренко. — У Саакашвили нет конституционного права претендовать на президентское кресло, а Юлии Тимошенко еще до этого далеко… Тем не менее его позиции ослабли, а непредсказуемость политики Вашингтона, который является для него главным источником поддержки, может спутать карты».