Автор: Сергей Брилев
Почему же Ближний Восток встал на дыбы, когда столицей Израиля Иерусалим признали США, но никак не реагировал, когда ранее то же самое сделала Россия?
"Подтверждаем приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалима как столицы будущего палестинского государства. Одновременно считаем необходимым заявить, что в этом контексте рассматриваем Западный Иерусалим в качестве столицы государства Израиль", — говорилось в заявлении МИД РФ.
На самом деле эта тема задевает всех. Недаром говорят, что из Иерусалима — самое короткое расстояние до небес: "звонок по местному тарифу".
На карте XVI века суша изображена в форме трилистника. Каждый лист символизирует Европу, Азию и Африку. В левом нижнем углу — Америка. А в самом центре — город-крепость Иерусалим. Еще одна карта, датированная периодом Средневековья. И здесь тоже Иерусалим — самый центр мира.
Эти карты были составлены в христианской Европе, но так же в центре мира Иерусалим до этого увидели иудеи, а после и мусульмане. Иерусалим — город святынь трех религий. Для оказавшихся здесь первыми евреев главная святыня — Западная стена — Стена плача. Для христиан — Via Dolorosa, то есть Крестный путь и, конечно, храм Гроба Господня. Для мусульман — мечети комплекса Харам аль-Шариф.
Римская империя, сарацины, крестоносцы, оттоманы, британцы, — многие пытались получить контроль над Святой Землей. И получали. К середине ХХ века Палестина оставалась подмандатной территорией Британской Империи. Согласно резолюции ООН от 1947 года Палестине предстояло разделение на еврейское и арабское государства. Иерусалим ввиду религиозной значимости должны был стать "отдельной единицей и перейти под международное управление".
Но арабские лидеры такой план категорически отвергли, и как только в 1948 году Великобритания вывела свои войска из Палестины, а Бен-Гурион провозгласил государство Израиль, Лига арабских государств незамедлительно ввела войска в Палестину. В результате той войны Иерусалим был разделен на западную (израильскую) и восточную (трансиорданскую) части. При этом иудейская Стена плача оказалась вне израильского контроля.
В ходе Шестидневной войны 1967 года израильтяне заняли весь город и вышли к Стене плача. В 1980-м израильский парламент, Кнессет, провозгласил Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля. Пересмотр этого статуса подразумевается только в том случае, если большинство голосов в парламенте одобрят граждане на референдуме, иными словами, никогда.
Такая формула перечеркивает решение ООН: не оставляет никакой, даже отдаленной перспективы для создания в Восточном Иерусалиме столицы палестинского государства. За этим и последовал массовый перенос иностранных посольств из Иерусалима в Тель-Авив. Последними уехали дипломаты из латиноамериканских Коста-Рики, Сальвадора, Боливии и Парагвая. И вот теперь — заявление Трампа, в котором он в отличие от МИД России ни разу не произнес слова "восточный" или "западный" Иерусалим. Он — про Иерусалим вообще. То есть, получается, неделимый. То есть только израильский. Почему же Трамп так поступил? Только ли дело в зяте-еврее?
Автор: Александр Христенко
В Белом доме еврейский праздник Ханука традиционно проходит на высшем уровне — с участием президента США. Но в этот раз отмечали не только военную победу иудеев над греками, случившуюся в 164 году до нашей эры, но и современную дипломатическую — над палестинцами — 2017 года.
За призыв признать Иерусалим столицей Израиля и перенос туда американского посольства Конгресс проголосовал еще в 1995 году при Билле Клинтоне, но ни он, ни его сменщики Буш и Обама не позволили закону вступить в силу — каждые полгода подписывали мораторий. А потому Трамп столь демонстративно поставил свою размашистую подпись под указом начать перенос посольства в Иерусалим.
"Многие не понимают, почему Трамп принял такое решение именно сейчас. Думаю, для него было важно сказать: "В отличие от моих предшественников я выполняю свои обещания", — считает Гай Зив, профессор Американского университета (Вашингтон).
Решение, по данным CNN, раскололо команду Трампа. Против были ключевые фигуры администрации: и госсекретарь Тиллерсон, и глава ЦРУ Помпео, и шеф Пентагона Мэттис. Но верх одержало другое крыло — помощники президента — зять Джаред Кушнер и дочь Иванка – оба — последователи иудаизма, направления "модерн ортодокс". И вице-президент Пенс, который сиял во время подписания. Для него это – скорее, политический вопрос, но для тех, кто за него и Трампа голосует, — библейский.
Евангельские христиане — а их в США 50 миллионов человек — чрезвычайно тепло относятся к Израилю. Из-за особенностей американского развития протестантизма евангелики верят, что через народ Израиля исполнится пророчество о последних днях, Иерусалим будет под полным контролем евреев, а это не что иное, как пролог и необходимое условие для воссоединения с Христом во время его второго пришествия.
Есть и совсем земная версия — Трамп пошел на признание Иерусалима под давлением американского еврея, обладателя 37 миллиардов долларов Шелдона Аделсона. Владелец казино в Лас-Вегасе и Сингапуре Аделсон был крупнейшим спонсором избирательной кампании Трампа — вложил 25 миллионов долларов — и настойчиво просил Белый дом признать Иерусалим столицей Израиля.
"Я считаю, это было сделано по согласованию с другими странами Ближнего Востока, включая тех арабских лидеров, которые публично осудили признание. Возможно, в личных беседах с Трампом главы государств говорили, что они не против. Не думаю, что решение Трампа застало их врасплох", — отметил Гай Зив.
Этого же мнения придерживается бывший министр обороны США Уильям Коэн. По его словам, арабские страны, на словах поддерживающие палестинцев, готовы объединиться с Израилем против Ирана.
На этом фоне на Wisconsin Avenue в Вашингтоне чуть было не закрыли представительство Организации освобождения Палестины. Госдеп уже посылал сотрудникам предписание собирать вещи, но затем смягчил его в обмен на требование активно сотрудничать и участвовать в диалоге с израильтянами.
Прямое следствие решения Трампа — США потеряли статус посредника на переговорах по урегулированию палестино-израильского конфликта. Вместо того чтобы быть над схваткой, Белый дом во многом по внутриполитическим причинам четко и недвусмысленно занял позицию одной из сторон.