Администрация Трампа уже неоднократно заявляла о своем намерение стать миротворцем на Украине. Инициатива имела бы бóльшие шансы на успех, если бы Вашингтон предложил некий комплекс мер, гарантирующий нейтральный статус Украины и нерасширение НАТО.
Похоже, что вашингтонские политики просто не могут жить без врага. Однако «российская угроза» не оправдала их ожиданий. Владимир Путин – малоприятный автократ, но его королевство куда более свободно, чем королевства американских союзников – Египта, Саудовской Аравии и Турции. Одного из них Вашингтон даже одаривает вниманием, деньгами и вооружением.
История со вмешательством Москвы неприятно всех удивила, но Вашингтону особо не на что жаловаться. Раз уж на то пошло, США вмешались в выборы в 81 стране. Администрация Клинтона так и вовсе приложила все усилия к успешному переизбранию Бориса Ельцина в 1996 году (что, правда, неожиданно для всех привело к президентству Путина).
Российская Федерация – это не идеологический соперник. Путинизм мало кому нравится, кроме самого Путина и его ближайшего окружения. Раньше, когда Путин демонстрировал свои авторитарные замашки, никто не называл его коммунистом. Скорее, ему просто не нравилось то, как Запад относится к России. Он не вел никакой особенной антиамериканской политики. Он – царь в традиционном понимании этого слова, который требует уважения к своему государству и гарантирует его безопасность.
И это объясняет внешнюю политику России. Например, Путин считает, что интересы Москвы должны быть для Сирии более приоритетными, нежели интересы Америки, поскольку Сирия гораздо ближе к России в географическом понимании и была ее военным союзником в течение многих лет.
Что даже более важно, Россия намерена не допустить вступления Украины и Грузии в НАТО. Никого не должен удивлять факт того, что Москва противостоит расширению своего исторического противника к ее границам и включению в его состав территорий, которые некогда были частью Советского Союза и Российской Империи. Украине с Грузией не очень повезло, но Вашингтон редко позволяет «справедливости» помешать его интересам в области безопасности.
Кроме постоянных жалоб со стороны европейских стран нет никаких доказательств того, что Путин планирует агрессивные действия. Какой ему с этого прок? Более вероятно, что он совершенствовал искусство дестабилизации государств, которые решили оставить самую грязную военную работу Соединенным Штатам.
Только Европа, попавшая в полную зависимость от Америки, может выглядеть столь уязвимо перед лицом все более ослабевающей России. В совокупности Европа в двенадцать раз сильнее России в экономическом плане, в три раза превосходит ее по численности населения и является в два раза более мощной в военном отношении. Москва утратила статус супердержавы примерно четверть века назад. Сегодня это региональная военная держава со слабой экономикой и неясным политическим курсом. Ядерное оружие придает Путину значительный вес на международной арене, но у Америки оно тоже есть, и немало, и даже Европа обладает некоторым запасами.
Вашингтон и его союзники продолжают держать Россию под санкциями, хотя в этом нет никакой практической пользы. Россия не отдаст Крым без войны. Поддерживая продолжительные боевые действия на востоке Украины, Москва обеспечивает невступление Киева в НАТО. Конгресс убежден, что американское экономическое влияние позволит им перекроить весь остальной мир, но санкции редко когда вынуждали националистические правительства отказаться от своих целей. Это должно быть абсолютно ясно американцам, которые бы не уступили России (или кому бы то ни было), если бы все случилось наоборот.
Улучшение отношений с Москвой должно быть первостепенной задачей США. Западные политики с нетерпением ждут отставки Путина, но он олицетворяет более масштабные политические силы в России. Можно быть почти полностью уверенным в том, что после него к власти придет некто либеральный в западном понимании этого слова. В его окружении нет такого человека. И даже в оппозиции его нет. Те, кто хорошо знаком с Алексеем Навальным, лидером оппозиции, отмечают, что он был бы не меньшим автократом и националистом, чем Путин. Ожидать перемен – значит, ожидать чего-то, что может никогда и не случиться.
Тем не менее, все бы только выиграли, если бы конфликт на Донбассе закончился, а угрозы против Европы - рассеялись. Россия также может помочь или помешать Западу в других регионах - на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии и Азии, и особенно в Северной Корее. Другие важные вопросы - это Афганистан и Арктика. Если отношения США и России улучшатся, Москва все равно будет добиваться своих независимых интересов, но может быть более склонна учитывать проблемы союзников.
Наиболее важным событием может стать отдаление Москвы от Китайской Народной Республики (КНР). Самый гениальный ход Ричарда Никсона заключался в налаживании отношений с КНР, чтобы уравновесить на этом поле Советский Союз. Политика президентов Билла Клинтона, Джорджа Буша и, особенно, Барака Обамы привела к обратному: к объединению Москвы и Пекина. На самом деле, одной из единственных целей, которые связывают два правительства, является решимость предотвратить мировое господство США. Тем не менее, если Америка столкнется в будущем с военной угрозой, она с большей вероятностью будет происходить из Китая, нежели из России.
Политика построения отношений с Москвой оказалась осложнена шумихой вокруг кампании Трампа. И хотя доказательств этих обвинений очень мало, Конгресс начал усиливать санкции, снижая вероятность позитивных изменений. Минские соглашения остаются невыполненными, но в этом есть и вина Киева, который отказывается внести обещанные изменения в Конституцию.
Администрация собирается направить 20000 миротворцев на Донбасс, где уже 10000 человек погибли в ходе военных действий. Основная цель – вытеснить российские войска, разоружить сепаратистов и вернуть регион в состав Украины, но с большей долей независимости.
Вероятно, что Москва согласится на такие условия, если Вашингтон предложит рассмотреть проблемы безопасности России. НАТО по-прежнему официально намеревается принять в свои ряды Украину и Грузию. Соединенные Штаты и их союзники должны объявить, что они не планируют расширять альянс. Если им придется начать войну в случае российской агрессии, то они не будут размещать войска и технику в самом сердце бывшего Советского Союза.
Если вопрос вступления Украины в НАТО будет снят, у Москвы не останется причин поддерживать конфликт на Донбассе. Мирная Украина перестанет представлять угрозу для России. Москва сможет избавить себя от затратных боевых действий, которые бесцельно поглощают ресурсы и жизни. Украина же сможет развиваться в экономическом и политическом плане на свое усмотрение. Санкции снимут, начнется экономическая интеграция России с Европой через Украину.
Такой вариант стал бы компромиссом, но он был бы самым выгодным для всех. Разумеетс, Киев волен делать, что ему заблагорассудится, но так же поступают и остальные стороны, вмешиваясь в эту войну. Америке не стоит поступать так же, потому что ее задача – защищаться от России и ее ядерного оружия. Санкции не заставят Москву отдать Крым и остановить этот геополитический катаклизм, но санкции вынуждают Москву противостоять США во всех уголках мира.
Может, Конгресс этого не заметил, но Вашингтон явно больше не может диктовать другим странам, что им делать. Никто не выигрывает от конфликта на Украине. Администрация должна быть дальновидной. Члены НАТО должны заявить, что альянс не будет расширяться.
Даг Бандоу – старший научный сотрудник института Катона; бывший советник президента Рональда Рейгана; автор нескольких книг, в том числе, «Foreign Follies: America’s New Global Empire».