Перепалка Киева и Варшавы выдает тайные мечты поляков
Польский лидер Дуда все же согласился нанести визит в Киев. Это благородный жест, ведь украинские политики на этой неделе устроили травлю Польши – и у Дуды возникла масса поводов обидеться. Травлю вызвали заявления о том, что польские дипломаты по-прежнему считают Львов польским городом. Есть ряд признаков, показывающих, что это не просто риторика.
Президент Польши Анджей Дуда в пятницу решил все же анонсировать свой визит на Украину в декабре, но при этом глава МИД Польши Витольд Ващиковский прямым текстом потребовал от Киева к приезду Дуды сделать явные уступки в историческом споре. В частности, прекратить героизацию УПА*. Министр добавил, что не следует откладывать решение этой проблемы, оправдываясь российским вмешательством. В противном случае Польша может взять пример с Венгрии и Румынии, уже открыто выступивших против Украины, дал понять министр.
Сам же Дуда сообщил, что в его планах – посещение польских могил в Харькове, а также изучение ситуации в Донбассе. При этом Дуда назвал неприемлемыми поступающие с Украины антипольские сигналы.
Накануне заместитель Ващиковского Бартош Цихоцкий, выступая в сейме, резко осудил запрет украинских властей на поисковые работы и эксгумацию поляков – жертв различных войн на территории современной Украины. Цихоцкого также возмутило, что один из памятников погибшим полякам на Украине, а именно мемориал Быковня под Киевом, назван «незаконным». Заявление, так задевшее польского замминистра, сделал Владимир Вятрович, директор Украинского института национальной памяти, идеолог нынешнего киевского режима.
В четверг стало известно, что Вятровичу закрыли въезд в Польшу. Стоит отметить, что подобного не случалось со времен победы евромайдана – до сих пор страны ЕС запрещали въезд только людям из окружения Виктора Януковича. А вот люди из окружения Порошенко попадают на Западе в черные списки впервые.
Вятрович в ответ назвал запрет «пощечиной всей Украине» и предупредил: если Киев пойдет хоть на какие-то уступки в вопросе с памятниками – поляки начнут оказывать на украинцев еще большее давление. В перебранке Киева с Варшавой зазвучала и фамилия Януковича – выяснилось, что Вятрович обвиняет экс-президента в низкопоклонстве отнюдь не перед Москвой, а перед Варшавой. Он напомнил, что именно от Януковича поляки «получили что хотели», построив свой мемориал в Быковне, а вот сам Вятрович до сих пор считает его «незаконным».
Старый бандеровец вдруг заговорил как миротворец
Забавно, что на фоне разгоревшейся украинско-польской ссоры депутат Верховной рады Юрий Шухевич, сын Романа Шухевича, внезапно сменил агрессивный тон в адрес поляков на вполне миролюбивый. Сын руководителя УПА неожиданно призвал забыть распри, завершить исторические споры, так как «это нетактично и некрасиво». Очевидно, перспектива ссоры с ближайшим союзником с Запада испугала даже старого бандеровца.
А ведь не далее как в июле тот же Шухевич пригрозил буквально «за Бандеру набить рожу полякам» и заявил, что «не Польше указывать, кого украинцам считать героями». Тогда гнев депутата вызвала угроза Варшавы наложить вето на вступление Украины в ЕС из-за героизации Бандеры.
Шухевич предупреждал, что исторические споры с поляками могут привести к потере Львова. «Знаете, как говорили в Варшаве в свое время? «Польши без Львова быть не может». Они и сейчас могут, как говорится, «пойти на арапа», чтобы забрать город себе, а наша власть может пойти на уступки, она же боится всего», – предполагал всего четыре месяца назад Шухевич.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в среду украинская пресса была взбудоражена заявлением, которое она приписала вице-консулу Польши в Луцке Мареку Запуру. Запур участвовал в ожесточенной дискуссии «Дорога к польско-украинскому примирению в межвоенный период», которая проходила в одном из музеев Ровно. Когда украинские участники встречи обвинили Варшаву в захвате части Украины в 1919–1920 годах, Запур, похоже, не выдержал.
«Вице-консул встал и заявил, что украинского государства тогда не существовало, Львов – польский город, а в современности можно утверждать, что Украина подобным путем оккупировала Крым и Донбасс», – рассказал заведующий отделом Ровенского краеведческого музея Игорь Марчук.
Позднее сам вице-консул заявил, что его слова были вырваны из контекста и искажены. Он имел в виду, что Львов был польским городом в 1918 году, поэтому обвинения в «польской оккупации» Волыни столь же абсурдны, как и обвинения в адрес Украины в оккупации Крыма. Но было уже поздно – украинская пресса успела обидеться. А президент Петр Порошенко наутро объявил о созыве «чрезвычайного совета» с Дудой, пригласив его в Киев.
Если и так, то не случайно директор музея Марчук переврал слова дипломата. Он услышал в словах Запура именно то, что и хотел услышать – тайные, подспудные претензии поляков на Львов. Украинские националисты уверены, что польских политиков от открытых претензий на Львов пока удерживает только одно – наличие общего врага, логика большого и более важного конфликта с Россией. Однако среди рядовых поляков русофобия на самом деле не развита, зато сильна мечта о воссоединении с «Восточными кресами». По той же причине многие рядовые поляки в неофициальных разговорах вовсе не осуждают Россию за воссоединение с Крымом, поскольку они и сами – по той же логике – претендуют на Львов и Вильнюс.
«Как нужник, в который бросили дрожжи»
Украинский политолог, бывший главный редактор газеты «Киевский телеграф» Владимир Скачко тоже убежден, что в Польше сохраняются подспудные имперские настроения. Доказательством этого стало недавнее решение Варшавы разместить символы Львова и Вильнюса на новых банкнотах, правда, потом со скандалом отмененное.
«Это атавистические боли государств, которые так или иначе когда-то были великими. В Польше многие спят и видят, когда вернут не только Львов, Тернополь или Ивано-Франковск, но и Смоленск, и литовский Вильно (Вильнюс). Эти исторические боли напоминают о том, что когда-то Речь Посполита была «от можа до можа» – от моря до моря. И что королевич Владислав в одно время был коронован в Кремле русской короной», – сказал Скачко газете ВЗГЛЯД.
По его словам, многие поляки до сих пор воспринимают государство на той территории, которую они называли Восточными кресами, как недоразумение.
Скачко полагает, что в подоплеке нынешней ссоры есть и экономический момент. «Это пробные шары, подготовка к тому, чтобы по реституции отобрать то, что когда-то считалось польским во Львове, Тернополе, на Волыни. Украина сама загнала себя в эту ловушку, подписав соглашение об ассоциации с ЕС, которое предполагает реституцию. Уже сейчас так называемое общество кресовян подготовило иски на 5 млрд долларов», – считает Скачко.
По словам политолога, в будущем не исключен и развал Украины. В таком случае Польша – наряду с Венгрией и Румынией – уже сейчас обозначает, какие земли она хотела бы получить назад. «Румыны – Буковину и Южную Бессарабию, венгры – Закарпатье, ну а поляки традиционно – Восточные кресы», – сказал Скачков и подытожил:
«Украина – это недогосударство, оно держится благодаря подпоркам снаружи, но если подпорки рухнут, то оно взорвется, как нужник, в который бросили дрожжи».
«В польской прессе часто звучат дискуссии о том, чтобы Львов снова стал Польшей, но серьезные политики об этом не говорят, только маргиналы», – в свою очередь сказал газете ВЗГЛЯД президент варшавского «Европейского центра геополитического анализа» Мартин Домогала.
«Но это такие люди, у которых нет денег»
«Есть такая польская мечта, чтобы Львов и Вильнюс, другие города Украины, Белоруссии и Прибалтики вновь стали Польшей, но это лишь мечта. Так в своих желаниях можно и до Москвы дойти, если вспомнить XVII век, когда Москва несколько лет была польским городом», – напомнил польский политолог.
Среди живущих во Львове поляков, по словам Домогалы, есть группы с пропольскими настроениями. «Но это такие люди, у которых нет денег, – иронизирует эксперт. – Зато у них есть так называемая карта поляка. Но большинство из них уже эмигрировало в Польшу».
Польский эксперт не согласен со Скачко в том, что государственные деятели в Варшаве и впрямь строят планы вернуть себе Кресы. «Вот представьте себе, что Львов вдруг становится польским. Какие проблемы нас ждут? Во-первых, украинское национальное восстание. Во-вторых, гнев западных стран, руководства НАТО и ЕС. Это же сплошные проблемы! Вы посмотрите, какая разница в экономическом уровне между Польшей и Украиной. Какой образ жизни во Львове? Это же ад».
Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|