Кажется, Дональд Трамп опять «переобулся» в воздухе. После многомесячной психологической атаки на КНДР, подкрепленной американскими авианосцами, президент США фактически признал свое бессилие перед Северной Кореей. Теперь «головную боль» Вашингтона должна решать Россия.
По словам Трампа, улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном упростило бы ситуацию вокруг КНДР. Такое мнение он высказал в интервью Fox News. Фрагмент беседы опубликован на сайте RT.
При этом он похвалил Пекин, противопоставив его Москве. «Ведь Китай помогает нам, а Россия, возможно, идёт другим путём и вредит тому, что у нас получается», — утверждает Трамп. «Было бы чудесно, если бы мы могли говорить с Китаем и Россией», — помечтал президент США.
Ранее Госдепартамент США называл Россию и Китай «главными экономическими спонсорами ядерной и баллистической программы Северной Кореи» и возлагал на обе страны «ответственность за эту растущую угрозу региональной и глобальной стабильности».
Минфин США ввел индивидуальные санкции против четырех российских граждан из-за торговых контактов с КНДР. Были названы фамилии. «Это неприемлемо, чтобы физические лица… позволяли Северной Корее получать доход для развития оружия массового уничтожения», — возмущались американцы.
По информации Reuters, в 2017 году не менее восьми северокорейских танкеров направились из российских портов в КНДР. По словам сотрудника компании, которая обслуживает танкеры во Владивостоке, все судна (грузоподъемность от 500 тысяч до 2000 тысяч тонн) были загружены дизельным топливом.
В свою очередь, главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, писал, что тактика Москвы в связи с северокорейской проблемой обсуждалась в августе на Совбезе РФ. «С политической точки зрения было признано „необходимым“ поддерживать КНДР, создавая американцам дополнительную точку напряжения», — утверждал журналист.
Политолог-американист, профессор Академии военных наук Сергей Судаков считает, что США хотят использовать Россию там, где не могут справиться сами.
— Надо понимать, что Соединенные Штаты привыкли таскать каштаны из огня чужими руками. Они хотят, чтобы проблему с Северной Кореей решали либо Китай, либо Россия.
«СП»: — Но ведь США сильнейшая во всех отношениях мировая держава…
— Американскую политику во многом формирует Пентагон. А в Пентагоне знают, что Россия, хотя и гораздо слабее США экономически, является единственной страной в мире, способной уничтожить Америку. Поэтому ослабить Россию им выгодно. Выгодно втравить Россию в ситуацию с КНДР, чтобы Москва была не посредником, как сейчас, а медиатором переговорного процесса.
«СП»: — В чем может заключаться роль этого самого «медиатора»?
— Все понимают, что Северная Корея не хочет уничтожать США — они хотят, чтобы их просто оставили в покое, ни США не хотят уничтожать КНДР, потому что это опасно для их ближайших союзников — Южной Кореи и Японии. Но как решить проблему? Дать денег, откупиться? Невозможно! Корейцы не возьмут денег, пока не появится полноценного гаранта, который точно гарантирует, что господина Ким Чен Ына однажды не обезглавят. Это может только Россия.
«СП»: — Но есть еще Китай. О нем Трамп как раз отозвался комплементарно…
— Действительно, Китай всегда был стратегическим партнером КНДР и во многом вырастил этот режим. До девяноста процентов всего угля, который добывала Северная Корея, практически все продукты, которые они производили, даже такая статья дохода как «северокорейский женьшень» — все это покупал Китай. В Северной Корее выращивают огромные объемы, я видел южнокорейскую аналитику.
Так получилось, что Россия сейчас сблизилась с Китаем. А там огромный рост экономики и громадные перспективы. Сближение такой экономики и мощнейшего российского военного потенциала для Вашингтона неприемлемо. Они всегда действовали, и будут действовать впредь по принципу «разделяй и властвуй». Поэтому им выгодно оторвать Россию от Китая.
Вовлечение России в северокорейскую проблему — это с одной стороны шанс на решение проблемы, а с другой возможность в случае неудачи свалить все на Москву.
По мнению востоковеда, эксперта по Северной и Южной Корее, доцента СПбГУ Ирины Ланцовой, решающее преобладание одной из сторон конфликта вокруг Корейского полуострова пойдет во вред России.
— Заявление Трампа ни в коем случае не надо понимать как комплементарное по отношению к России. В США уже давно бытует мнение, что санкции против КНДР неэффективны из-за Китая и России, которые их нарушают. Поэтому все последние месяцы Трамп старался вовлечь КНР в решение проблемы и вот он, наконец, признал, что Пекин активно в это включился. Теперь надо сделать так, чтобы Москва последовала тем же путем.
Но надо понимать, что Россию не рассматривают как некого переговорщика с Пхеньяном. Вашингтон переговариваться с КНДР не хочет. Ему нужно максимально задавить режим. Максимально! То есть поставить его на грань выживания, в надежде, что случится коллапс и все разрешится.
«СП»: — Трамп похвалил Китай. А было ли за что хвалить?
— Видимо, да. Санкции на Совбезе ООН приняты. Они обязательны для исполнения. И Китай их начал исполнять. Все последние годы было известно, что у Китая есть «серые схемы» для поддержки КНДР. Сейчас же, подпитка КНДР сворачивается.
«СП»: — В конце августа была информация, что Совбезом России было принято решение сохранять проблему КНДР, как точку напряжения для американцев…
— Я могу в целом сказать, что Россия максимально стремится сохранить статус-кво. Та ситуация, которая сохраняется, не то, чтобы полностью отвечает российским интересам, но в целом нас устраивает. И что-либо менять… Все возможные изменения на Корейском полуострове — боевые действия или коллапс КНДР, приведут к дестабилизации региона в целом. России это не нужно.
Поддерживать там для американцев напряженность нам тоже не особо нужно. Это приводит лишь к росту американской группировки, к появлению там американской ПРО, к региональной гонке вооружений. Кстати, покупать наше вооружение ни Япония, ни Южная Корея не будут. Купят у Вашингтона. Так что нашим глобальным интересам это тоже не отвечает.
«СП»: — Долгие годы статус-кво на Корейском полуострове всех устраивал. Что вдруг случилось в последнее время? Фактор Трампа?
— Во-первых, пришел молодой Ким, который поставил себе задачу обезопасить свою власть не только от посягательств изнутри, но и извне. Ядерное оружие — это то, что способно гарантировать безопасность стране во времена, когда мировой порядок подвергается эрозии.
Показательны события 2010-х годов на Ближнем Востоке. Самый неприятный пример — Ливия. Каддафи пошел на уступки, единственный из лидеров, кто заключил сделку с Западом — сам отказался от разработки оружия массового поражения, подписал соглашение. Его ставили в пример, но потом убили. Это учли в Пхеньяне.
Кроме того, если Ким Чен Иру надо было хоть как-то досидеть у власти, умереть в своей постели, то его сын хочет жить, хочет жить в своей, а не в чужой стране, хочет, чтобы страна сохраняла свой суверенитет.
Ну, и фактор Трампа тоже. Он привнес в ситуацию вокруг Корейского полуострова элемент напряжения. Правда, Трамп, скорее, обнажил проблему, которая существует уже давно. Ведь КНДР внесла в преамбулу конституции свой статус ядерного государства еще в 2013 году.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока Евгений Ким пояснил «СП», что введенные недавним указом президента Путина санкции относятся еще к 2016 году.
— Причина, по которой Россия голосует в ООН за новые резолюции, осуждающие КНДР, носит формальный характер. Это реакция на то, что Пхеньян не исполняет предыдущие резолюции Совбеза. Устав же ООН требует их обязательного исполнения, так как иначе на планете наступит хаос. Кроме того, если Совбез ООН промолчит, то он потеряет свой авторитет.