Продолжается противостояние между Индией и Китаем вокруг приграничного плато Доклам. Плато Доклам – стратегически важный горный участок в районе схождения трех границ: индийской, китайской и бутанской. В середине июня на территорию плато Доклам (в китайской версии – Дунлан), которое оспаривают Китай и Бутан, вошли китайские военные инженеры. Они начали строить дорогу в сторону Бутана. Бутан – единственный сосед Китая, не имеющий с ним дипотношений. Власти этой страны заявили протест, который китайцами был проигнорирован. В дело вмешалась союзница Бутана Индия, которая ввела на территорию королевства свои войска и вытеснила китайских строителей с части плато. В ответ Пекин усилил военную группировку на плато. МИД КНР требует от Дели «немедленно вывести войска с китайской территории». Глава МИД Индии Сушма Сварадж согласна на это, но только при условии, что войска выведут и китайцы.
ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНФЛИКТИндийско-китайские территориальные споры имеют давнюю историю. В свое время английские колонизаторы, действуя по известному принципу «разделяй и властвуй», поделили свои колонии на Индостане и вокруг него на две большие части – собственно индийскую и мусульманскую, установив при этом границы без учета местных традиций, чтобы надолго посеять вражду между ближайшими соседями.
В результате Индия оказалась соединена со своими восточными штатами, не имеющими выхода к морю, узеньким коридором Силигури между территорией Непала, Бангладеш и Бутана. А значительная часть кордона с Пакистаном и почти вся граница с Китаем у нее стала спорной территорией. Более того, не была установлена до конца «линия разделения» между КНР и Бутаном – самым близким и верным союзником Индии в регионе. Поэтому индо-бутано-китайский клубок надолго стал источником жгучих противоречий, перерастающих иногда в вооруженный конфликт, и не распутан до сих пор.
С июня 1955-го по июль 1962 года в районе границы произошло более 30 вооруженных конфликтов. В 1962 году НОАК нанесла серьезное поражение индийцам, заняв до сих пор находящийся под контролем КНР район Аксайчин (42,7 тыс. кв. км, примерно 20% территории штата Джамму и Кашмир). В 1967 году произошли два ограниченных военных столкновения в Сиккиме (с 1975-го – индийский штат между Непалом и Бутаном). В 1986–1987-м индийские и китайские войска снова оказались на грани конфликта в Самдуронг-Чу, на западе спорной территории.
Как уже отмечалось, положение усугубляется британским наследием нарезки рубежей в регионе. В 1890 году британский протекторат Сикким (с 1975 года – индийский штат) и Тибет (с 1950 года – часть Китая) заключили договор, согласно которому пограничное плато Доклам является частью Тибета (и теперь, по мнению властей КНР, «по наследству» должно достаться Пекину). Однако Индия с Бутаном признавать данный документ отказываются. Бутан считает данную территорию своей, а Индия его претензии поддерживает. Переговоры между Пекином и Тхимпху длились годами, но ни к какому результату так и не привели. Единственное, до чего договорились КНР и Бутан – решать проблему мирным путем и не вести в спорном регионе военного строительства. Эти тезисы были официально закреплены в соглашениях 1988 и 1998 годов. По мнению властей Индии и Бутана, начав строительство дороги на плато Доклам, Китай нарушил эти договоры.
ЧЕГО ОПАСАЕТСЯ ИНДИЯНью-Дели опасается, что, взяв под контроль плато Доклам, Китай будет угрожать так называемому коридору Силигури («Куриное горлышко») – небольшой зажатой между Непалом и Бангладеш полоске индийской территории, которая соединяет основную территорию страны с семью восточными штатами («Семь сестер»). Суммарная площадь «сестер» – 262 тыс. кв. км (почти половина Франции), население – 38 млн человек.
По строящейся дороге на плато Доклам в случае конфликта с Индией армия КНР сможет приблизительно за восемь часов перебросить войска на расстояние немногим больше 100 км от пресловутого «коридора Силигури». Понятно, индийцы опасаются, что потенциальный бросок китайской армии может создать «мешок» сразу вокруг восьми индийских штатов и позволит Пекину диктовать свои условии при переделе границ в регионе.
Кроме того, необходимо учитывать, что Бутан, по спорной территории которого будет проходить строящаяся Китаем дорога, является одним из наиболее дружественных Индии государств в Южной Азии.
Являясь формально независимым государством, Бутан находится в сильнейшей зависимости от Индии. Согласно заключенному в 1949 году договору, власти монархии передали Нью-Дели руководство своей внешней политикой и обороной. Эти вассальные отношения сохраняются по сей день. Достаточно сказать, что Бутан не имеет дипломатических отношений ни с Китаем, ни с большинством других стран мира (включая Россию). Все контакты осуществляются через их посольства, расположенные в Индии.
Вообще до 2007 года Бутан не имел самостоятельной внешней политики и руководствовался индийскими рекомендациями. Там до сих пор находится индийская военная база, и влияние Индии на Бутан очень велико. Тем не менее в настоящее время в Бутане есть силы, выступающие за более самостоятельную внешнюю политику, в том числе в отношениях с Китаем. Поэтому Индии важно показать, что она необходима Бутану для обеспечения территориальной целостности, и продемонстрировать свою силу и решительность жестко отстаивать бутанские территориальные интересы. И если окажется, что бутанцы рассчитывают на это зря, то Индии придется попрощаться с мечтами о региональном лидерстве и перспективами стать великой державой. Кто поверит стране, не сумевшей помочь ближайшему союзнику?
В военно-политической сфере Индия обеспокоена тем, что Китай оказывает военную поддержку Пакистану. Противостояние между Индией и Пакистаном продолжается уже более полувека, что подстегивает взаимную гонку вооружений, заставляет сконцентрировать на границе крупную группировку вооруженных сил. А Пекин поставляет Пакистану вооружение, активно участвует в модернизации вооруженных сил Пакистана.
Беспокойство у Индии вызывает также экономическая и торговая экспансия Китая. В последние годы Пекин оформил свои амбиции в виде концепции «Один пояс, один путь», которую в Индии считают угрожающей индийским интересам. И хотя Китай не строит никаких антииндийских планов, но он настолько сильнее Индии, что, расширяя свое присутствие в мире, невольно пугает свою менее организованную и целеустремленную соседку. Но больше всего Индию раздражает китайско-пакистанский экономический коридор, который приводит Китай непосредственно к входу в Персидский залив, где уже функционирует порт Гвадар. Этот коридор может надолго привязать Исламабад к Пекину.
ХОТЯТ ЛИ ИНДИЯ И КИТАЙ ВОЙНЫИ в Пекине, и в Нью-Дели достаточно политиков, понимающих, что Китаю и Индии лучше быть партнерами, чем врагами, желающими если не решить, то смягчить спорные вопросы. Понятно, что ни о каких территориальных уступках или об обмене территориями сейчас и речи быть не может – но в силах обеих стран уйти от эскалации территориальных споров, зафиксировав статус-кво. И не поддаваться на провокации третьих сил – ведь понятно, что в раздувании в Индии антикитайских настроений очень заинтересованы прежде всего США, для которых Китай является главным соперником на международной арене. Поэтому США, так же как раньше англичане, поддерживают в индийцах неприязнь к Китаю.
Но какая бы причина ни была базовой для обострения конфликта двух ядерных держав, его переход в военную стадию был бы огромным ударом для безопасности не только региона, но и всего мира.
Поэтому, невзирая на все грозные заявления и передвижения войск, большой войны сейчас не хотят ни в Нью-Дели, ни в Пекине. Слишком велик риск того, что кто-нибудь нажмет на красную кнопку.
Не нужен сторонам и малый пограничный конфликт. При любом исходе проиграют обе стороны. Поражение будет означать автоматический отказ от претензий на региональное лидерство, за которое борются Индия и Китай. Победа же вызовет всплеск подозрений и обвинений в экспансионистских планах и желании подчинить себе все страны региона. С учетом того, сколько денег и сил Пекин и Нью-Дели за последние десятилетия вложили в то, чтобы предстать перед мировым сообществом миролюбивыми странами, цена победы окажется слишком высока.
Справедливости ради следует заметить, что и в Нью-Дели, и в Пекине хотят, чтобы в Азии все решали сами азиаты, однако этого не достичь без отказа от того, чтобы видеть в соседе врага. Две цивилизации объединяет общая многотысячелетняя история, а разделяют Гималаи – и нет никаких серьезных предпосылок и причин для их конфликта.
И Китай, и Индия понимают, что существующая проблема им не нужна. Они и рады бы договориться, но боятся потерять лицо, нанести ущерб авторитету своих стран в мировом сообществе. Лидеры КНР и Индии могут пойти только на такое решение проблемы с соседом, которое не навредит их имиджу.
Китаю совершенно не нужно, чтобы Индия в результате этого кризиса качнулась в сторону тесных отношений с США. В общих интересах компромиссно решить эту ситуацию в максимально дружеском ключе, чтобы ни одна из сторон не выглядела победителем или побежденным.
В китайско-индийских отношениях есть разногласия и трудности. Но нет предрасположенности, что они должны быть противниками. Сегодня от взаимоотношений КНР и Республики Индия во многом зависит развитие глобального экономического и политического пространства. Во время своего визита в Нью-Дели премьер КНР Ли Кэцян отметил, что азиатский век не наступит, если Китай и Индия не смогут гармонично развиваться вместе.
CUI PRODEST?Есть две стороны, которые стремятся, чтобы этот конфликт усугубился, – Пакистан и в еще большей степени США. Пакистан видит в этом конфликте возможность получить безусловную и растущую китайскую поддержку, а США – шанс затянуть Индию в свои схемы, направленные против Китая.
США считают Индию естественным противовесом растущему влиянию Китая в Южной Азии.
При этом логика разворачивающегося глобального противостояния неумолимо разводит Дели и Пекин по разным блокам. Если отношения КНР и США стабильно ухудшаются на протяжении почти десятилетия, то в отношениях Индии и Вашингтона происходит обратный процесс. К примеру, США уже стали ключевым поставщиком оружия Индии.
Успехи Пекина в реализации проекта «Один пояс – один путь» подтолкнули США к созданию очагов напряженности в Южной Азии. Очень хорошо на эту роль подходила Индия, имеющая с КНР нерешенные пограничные споры и многолетнюю историю соперничества. Чем не преминули воспользоваться США, активно вовлекающие Дели в «антикитайский клуб». Провокациям на плато Доклам предшествовали беспрецедентные индийско-американские военные контракты и присвоение Индии статуса «ключевого партнера в области обороны».
Американские СМИ заняли в конфликте однозначно проиндийскую позицию. Китай обвиняется не только в попытках аннексировать чужие территории, но и в намерении вторгнуться на территорию соседних государств. «Действия Китая соответствуют его геополитическим амбициям – заполучить выход к Индийскому океану», – заявляет американское издание «Бизнес инсайдер». Нагнетая обстановку, американские СМИ как по указке пишут про «коридор Силигури» – узкую полоску территории, соединяющую основную территорию Индии с ее северо-восточными штатами. Если верить публикациям, активность Пекина якобы связана с намерением перерезать этот коридор. А американский журнал «Форин полиси» и вовсе озаглавил свою статью «Кто победит в великой китайско-индийской морской войне 2020 года?»
Эти провокации призваны вбить клин в отношения между соседними странами и похоронить интеграционные процессы на Евразийском континенте.
На фоне обострения отношений Нью-Дели с Пекином резко активизировались военно-морские силы США, которые совместно с военно-морскими силами Индии и Японии провели маневры в Бенгальском заливе в рамках учений «Малабар». При этом в New York Times произошла «утечка информации» (явно умышленная) относительно того, что маневры «должны оказать влияние на Китай».
В общем, США практически даже не скрывают, что подливают масла в разгорающийся огонь противостояния между Индией и КНР. Причем Нью-Дели явно обещают поддержку, а Китай – «дергают за усы». И такая политика может привести к непредсказуемым последствиям. Китай и Индия являются обладателями армий, входящих в десятку мощнейших на планете и располагающих новейшими видами вооружений. У обеих сторон есть внушительный ядерный арсенал...
Соединенные Штаты, находящиеся от места потенциального конфликта за много тысяч километров, конечно, чувствуют себя в полной безопасности, а потому их позиция совершенно безответственна.
РОССИЯ И ИНДИЙСКО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТДля кого конфликт может стать настоящей проблемой, так это для России: обе его стороны являются важнейшими ее экономическими, военными и политическими партнерами.
Помимо того что Москва не сможет занять в конфликте ничью сторону (что может вызвать «обиду» и у Пекина, и у Нью-Дели), так он еще и может привести к развалу международных объединений, в которых Россия играет ведущую роль.
Дипломатическое противодействие провокациям со стороны США в индо-бутано-китайском конфликте может стать сегодня одним из основных тактических направлений российской внешней политики. А самым приемлемым вариантом прекращения противостояния могло бы стать закрепление существующего статус-кво в регионе (признание за государствами Южной Азии контролируемых ими фактически территорий), сопряженного с созданием демилитаризованных участков.
Россия заинтересована в нормальных и конструктивных отношениях между Китаем и Индией. «Мы разделяем с Пекином и Нью-Дели многие подходы к мировой политической ситуации и, конечно, не хотели бы становиться в позицию выбора между ними в случае любого конфликта», – сказал Александр Лукин, проректор дипломатической академии МИД России.
Россия хочет иметь стратегические отношения и с Китаем, и с Индией – а в перспективе создать треугольник Москва–Нью-Дели–Пекин, который определял бы погоду в Евразии и в мире.
Несмотря сложность этой задачи, она решаема. Три страны взаимодействуют в формате БРИКС и ШОС, и у России есть опыт очень хороших отношений с обеими странами. Нью-Дели и Пекин доверяют Москве – и именно поэтому Россия может и должна играть на расширение геополитического сотрудничества Китая и Индии, на уменьшение противоречий и разрешение споров, на снижение взаимных претензий. У трех стран есть возможность выстроить устойчивую общую систему обеспечения безопасности в Азии, способную решить многие проблемы континента. В сотрудничестве с Ираном и при подключении других исламских стран они смогут добиться того, чтобы ни США, ни Великобритания не могли дальше играть на противоречиях в регионе.
Но начать нужно с решения споров Китая и Индии между собой.
ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИСлучайный выстрел на границе способен привести к эскалации конфликта вопреки желанию сторон. Специально для того, чтобы этого не произошло, индийские и китайские военачальники проводят приграничные встречи, которые спешно организуются даже при намеке на вероятный инцидент.
Важным направлением считается возможность обмена молодыми офицерами и проведение совместных военных учений. По мнению индийского руководства, этот подход поможет избежать недоверия и ошибок в расчетах обеих сторон.
Индийцы проявляют интерес к российско-китайскому опыту по снижению напряженности в районе границы. В первой половине 1990-х годов Россия и Китай провели сокращение вооружений и войск, создали механизмы мониторинга. Потом это было формализовано в соглашении 1997 года о сокращении войск в районе границ. У России и других стран СНГ есть успешный опыт договоренности с Китаем, обеспечивший военное доверие, полностью сработавший, несмотря на наследие холодной войны и вооруженные столкновения в 1969 году. Это стало возможно благодаря ясному осознанию новых реалий мировой политики.
Вообще существует множество мирных путей разрешения конфликта: объявление территории плато Доклам демилитаризованной зоной и отвод всех вооруженных формирований за его пределы; совместное строительство Китаем, Индией и Бутаном гражданской дороги на территории плато Доклам, по которой не сможет пройти тяжелая бронетехника (ограничение нагрузки на строящиеся мосты, узкие места с крутыми поворотами и др.); подписание между странами договора о запрещении использования дороги на плато Доклам в военных целях и др.
Однако все должно решаться напрямую между главами Китая и Индии. Всякое другое вмешательство других стран с советами, посредничеством и т.п. только навредит процессу мирного урегулирования конфликта. Необходимо учитывать менталитет и амбициозность лидеров двух стран, их стремление показать свою силу и власть и нежелание проявить «слабость» в решении проблемы, способную пошатнуть их международный авторитет.
В этом плане Россия может предоставить «площадку» для решения конфликта, предложив лидерам Китая и Индии встретиться на «нейтральной» территории в России, например в Уфе, где уже проходили саммиты ШОС и БРИКС, и где 27–29 сентября 2017 года прошел III Форум малого бизнеса регионов стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.
А желание найти решение существующей проблемы есть и у Пекина, и у Нью-Дели. Главное, это решение должно гарантировать, что ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей. При этом нельзя забывать, что в эскалации конфликта заинтересованы прежде всего США, которым не нужны сильные Китай и Индия и которые всегда и во всем действуют по принципу «разделяй и властвуй». Нужно быть бдительными: провокаторы наготове.