Министр образования и науки Эстонии Майлис Репс заявила, что «пилотная программа, предусматривающая более гибкое преподавание школьных предметов и эстонского языка, будет запущена в учебных заведениях нацменьшинств с седьмого класса». В столь завуалированной форме министр признала право нескольких русских учебных заведений Таллина преподавать на родном языке – за что те долго и, как видим, небезуспешно боролись.
Пилотная программа
Речь идёт о трёх таллинских школах, подавших в июне правительству Эстонии ходатайства о возвращении русского в качестве основного языка преподавания в гимназической ступени. Изменения затронут учеников Таллинского русского лицея, Таллинской русской гимназии и Ласнямяэской гимназии. Ранее их руководство гарантировало, что в обмен на право преподавать на родном, русском языке, данные школы обеспечат своим ученикам углублённое знание эстонского. Правительство согласилось пойти на этот «эксперимент». «В Кабмине достигнута принципиальная договоренность, что будет запущена пилотная программа. Речь, в первую очередь, пойдёт об учениках, которые отправятся в седьмой класс. С одной стороны, может увеличиться количество уроков эстонского языка, но не только. Мы также постараемся найти учителей, которые помогут ученикам с практикой эстонского языка после школы», – подчеркнула М. Репс.
Напомним, что русскоязычных жителей в Эстонии насчитывается свыше 365 тысяч человек – при общей величине населения около 1 316 тысяч. Основных проблем у этой части жителей государства ровно три: наличие все ещё большого числа неграждан (т.н. «серопаспортников»), гонения на русскоязычные школы, запрет на использование русского языка в официальной сфере. И вот недавно по части школ обнаружились небольшие послабления. Недавно М. Репс признала: система 60/40, при которой более половины предметов в русских гимназиях в обязательном порядке преподают на эстонском языке, не работает. «Соотношение шестьдесят на сорок – это были политические цифры. Данные проценты не учитывали, чего именно желают школы. Наша идея в том, чтобы найти другой путь, с помощью которого можно повысить знание эстонского языка. Школа будет сама решать, в каком объёме преподавать предметы: будет ли стопроцентно преподавать на русском, будет ли двадцать процентов на эстонском или вообще создаст другую систему», – сказала министр.
В свою очередь, старейшина таллинского района Ласнамяэ Марина Юферева (состоящая, как и Репс, в рядах Центристской партии) рассказала: «Смена правительства (в конце прошлого года, когда «центристы» после многих лет пребывания в оппозиции сумели продвинуть своего главу Юри Ратаса на пост премьер-министра. – Р.Х.) принесла в сферу образования свежий ветер надежды. Во-первых, новый министр науки и образования Майлис Репс отказалась от политики закручивания гаек. Во-вторых, школам было решено дать больше свободы в формировании политики образования. Однако, когда русским школам была дана возможность спокойно вздохнуть, оказалось, что им самим придётся сделать львиную часть работы: а именно, разработать методику, которая позволит, с одной стороны, подтянуть знания учеников по предметам, а с другой, улучшит владение эстонским языком. Конечная цель каждой гимназии заключается в том, чтобы её выпускники смогли в равной степени конкурировать с выпускниками эстонских школ при поступлении в эстонские вузы».
Именно поэтому, по словам М. Юферевой, на уровне города была поставлена амбициозная задача: в течение шести лет усилить позиции русской школы, повысив уровень знаний учеников по всем направлениям. «Действительно, никто не обещает легких путей, и нужно понимать, что русским детям придется потратить больше времени и сил для получения достойного образования. Но город при поддержке министерства науки и образования готов выделить дополнительные средства тем школам, которые выберут русский язык обучения и разработают новые методики обучения эстонскому языку», – пообещала чиновница.
Эксперимент может быть свёрнут
Впрочем, М. Репс пока что, по её словам, готова предоставить послабления лишь «трём-четырём школам, не более». К тому же министр подчёркивает, что будет внимательно отслеживать успехи школ, получивших право на собственную языковую стратегию, и в случае отсутствия результатов тут же приостановит проект. «В этом и заключается смысл инициативы: если та или иная школа захочет доказать, что в сотрудничестве с министерством образования она способна быстрее и успешнее добиться лучших результатов, если мы прислушаемся к ним, то мы готовы на это. За тем, насколько успешным окажется проект, мы будем следить каждый год, практически всё время», – заверила Репс. Это значит, что опасный с точки зрения националистов «эксперимент» в любой момент может быть свёрнут. Но может получить и новое развитие.
«Продвигаться в данной пилотной программе будем шаг за шагом. Речь пойдёт и о методических материалах, и о том, скольких учителей не хватает, какие предметы будут вестись на эстонском, какие – на русском, и так далее», – отметила министр образования. Она надеется, что данные о положении дел в трёх гимназиях можно будет собрать за несколько месяцев и до 2018 г. на руках уже будет определенная картина: «Дальше я пойду с этой информацией в правительство, и кабинет решит: нужно ли делать исключения для той или иной гимназии или нет».
Позже было объявлено, что на запуск в трёх русскоязычных школах Таллина пилотной программы, предусматривающей отказ от ныне действующей системы «60 на 40», необходимо 300 тыс. евро. С соответствующим ходатайством в Министерство образования обратился городской департамент образования, отметив, что деньги следовало бы выделить не позднее декабря. Проект предусматривает, что каждая из трёх школ получит по 100 тыс. евро – как было заявлено, «на реализацию идей, призванных существенно повысить уровень владения государственным языком среди учеников 7-9-х классов».
«Основные цели пилотного проекта – это качественное преподавание предметов без привязки к обязательному языку обучения, а также повышение в течение ближайших лет уровня знания эстонского. Сейчас образование в русской гимназии дает базу знания госязыка на средний уровень В2, что явно недостаточно для получения высшего образования в Эстонии. На примере трёх школ мы хотим показать, что уровень знания эстонского языка можно повысить, но при этом не должно пострадать качество преподавания и других предметов. В наших планах запустить этот пилотный проект», – говорил ранее вице-мэр Таллина Михаил Кылварт (Центристская партия).
Националисты – против
Ещё раз подчеркнем, что языковые послабления для русских школ стали возможны в связи с тем, что на исходе прошлого года в стране была образована правящая коалиция во главе с ранее находившейся в оппозиции Центристской партией – а она в значительной степени держится на голосах именно русскоязычных жителей страны. Таллинское горсобрание, в котором заправляют «центристы», одобрило законопроект программы, предполагающей «более гибкое обучение предметам в гимназической ступени для трех столичных школ». По сути речь идет об отказе от системы «60 на 40» для гимназистов. При этом коалиционное соглашение в ответ на такую уступку предусматривает, что абитуриенты к концу своего обучения будут владеть госязыком на высшую категорию – С1.
Однако, коалиционные партнеры «центристов» уже выступили с критикой данной идеи. Так, председатель правого «Союза отечества и Res Publica» Хелир-Валдор Сеэдер заявил, что его партия не поддерживает предоставления русским школам возможности отказаться от системы 60/40. «Если для того, чтобы достичь более высокого уровня знания эстонского языка, мы разрешаем проводить обучение определенным предметам на русском, то я не считаю это разумным и логичным», – сказал Сеэдер. Руководство Социал-демократической партии подтвердило, что соцдемы тоже не согласны позволить таллинским гимназиям учить на русском языке. По их оценке, «желание Центристской партии разрешить трём таллинским гимназиям вместо перехода на эстонский язык продолжить преподавание на русском является частью личной предвыборной кампании вице-мэра Михаила Кылварта».
Против того, чтобы дать русским школьникам возможность учиться на родном языке, резко высказался и бывший министр образования Юрген Лиги, представляющий отстраненную в прошлом году от власти Партию реформ. Он горько сожалеет, что не успел додавить остатки русского образования в стране. «Русскоязычная школа всё-таки маргинализируется, теряет учеников, консервируется и показывает более слабые результаты в тестах», – написал экс-министр на своей странице в Facebook. «Я потихоньку говорил в течение года о полном переводе на эстонский язык детских (русских. – Р.Х.) садов и основной школы. Я было начал заниматься этим на посту министра прошлой осенью, но не успел», – сетует он. «Предвыборная платформа Партии реформ в Таллине (муниципальные выборы в стране намечены на 15 октября. – Р.Х.) предусматривает перевод всей системы образования на эстонский язык, начиная с детского сада», – предупредил председатель таллинского округа «реформистов» Кристен Михал.
Заместитель председателя фракции Партии реформ в Таллинском городском собрании Ынне Пиллак направила канцлеру права Юлле Мадизу ходатайство. «Реформисты» просят оценить законность инициированного столичными властями пилотного проекта, предусматривающего отказ от системы «60 на 40». В своем заявлении она обращает внимание на то, что, согласно «Закону об основной школе и гимназии», языком преподавания в гимназии является эстонский. Правда, в муниципальных гимназиях обучать могут и на другом языке – при условии, что разрешение на это на основании ходатайства местного самоуправления выдало правительство Эстонской Республики. На этот раз, тревожится Ы. Пиллак, «горсобрание ходатайствует перед правительством не о предоставлении права вести обучение в трёх гимназиях на русском языке, а о разрешении внедрить пилотную программу более гибкого изучения языков и предметов». Политика не устраивает, что если эксперимент признают успешным, он может распространиться и на другие русские школы.
Однако есть надежда, что, невзирая на сопротивление националистов, русским учебным заведениям постепенно удастся отвоевать право на родной язык. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|