С самого начала испано-каталонского конфликта многие наблюдатели ждали, как именно будут развиваться события, — по варварскому украино-грузинскому или все же по европейско-цивилизованному сценарию. Порой мне казалось, что резьба может сорваться, и вялый спор во время сиесты может перерасти в кровавое противостояние. Но местных парубиев и пашинских там так и не нашлось.
В чем разница между конфликтами в Испании и на Украине? Дело не только в том, что «сепаратизм» Донбасса — мера вынужденная, защитная реакция на безумных националистов, захвативших власть в Киеве в 2014 году. Инициатором разрушения Испании как государства выступили, наоборот, региональные вожди, причем, без видимых причин — Каталония имеет автономию, никто ее жителей не принуждал говорить по-кастильски, не сжигал в домах профсоюзов и не обещал вешать на фонарях.
Усмирять восставших сепаратистов (на этот раз без кавычек) была отправлена полиция из столицы и других регионов, лояльных центральной власти. Ибо местные правоохранительные органы из доверия у Мадрида по понятным причинам вышли. Командированные полицейские действовали жестко, гораздо жестче, чем поступает в таких случаях, например, российский ОМОН.
Но мне показалось, что каталонские инициаторы сецессии были настроены недостаточно решительно. Во всяком случае, до необандеровцев им далеко. А вчера Карлес Пучдемон и вовсе сдал назад. «Предлагаем парламенту отложить введение в силу декларации о независимости, чтобы прийти к диалогу, который позволит прийти к согласованным переговорам», — заявил председатель правительства Каталонии. По мнению радикально настроенных партий «Левые республиканцы» и «Кандидатура народного единства», Пучдемон, как бы сказали у нас, «слил протест».
В феврале 2014-го, напомню, градус гражданского противостояния в Киеве тоже в какой-то момент пошел на убыль — Янукович уже готов был подписать все, что ему предложили бы, и в итоге согласился бы на внеочередные президентские выборы. То есть, цель майдана была достигнута. Но вождям переворота было мало просто победы — им нужна была полная капитуляция, которой они добились, принеся несколько десятков сакральных жертв.
Именно сакральных жертв не хватило каталонцам, чтобы конфликт перерос в жесткую фазу. Никто и никогда не узнал бы, кто пустил первую кровь, кто выстрелил в полицейских, а кто в толпу. Но в этом случае была бы велика вероятность, что в какой момент каталонские полицейские достали бы табельное оружие, которое никто у них не отнимал, и принялись бы защищать соотечественников, стреляя по чужим.
Испанцам не хватило оголтелой бандеровской мизантропии, чтобы превратить гражданский конфликт в полноценную гражданскую войну, как это случилось на Украине. Полицейские дубинки не в счет, водометы и резиновые пули — это не танки, боевая авиация и грады, которые приехали усмирять Донбасс и утюжить мирные города ковровыми обстрелами.
Реакция Мадрида на каталонский сепаратизм показала нам принципиальное отличие Украины от Испании. Мадрид постоянно демонстрирует готовность к переговорам, но при этом действует предельно жестко — впрочем, не выходя за рамки правового поля. Киев никогда не вел переговоров с восставшим Донбассом, как того требовали Минские соглашения, а недавно и вовсе отказался их выполнять.
Причем, каталонцы не имели легитимности в одностороннем порядке объявлять о независимости, в отличие от ЛНР и ДНР, имевших моральное право не подчиняться требованиям победителей «революции гидности», грубо нарушивших конституцию и законный ход смены президентов. Но Мадрид ведет переговоры с лидерами сепаратистов, а Киев с восставшим Донбассом предпочитает не общаться. Хотя начало гражданской войне было положено именно в Киеве.
Другими словами, нынешняя украинская власть по своему уровню цивилизационного развития находится примерно в XVIII веке, когда единственным способом ведения дискуссии с бунтовщиками была война. Да что там XVIII век, ей и до Януковича-то далеко — тот ведь так и не решился отдать приказ силовикам применить оружие против беснующихся.
А вот лидеры Майдана, захватив власть в столице, тут же отправили в регионы Новороссии «поезда дружбы» — автобусы, набитые вооруженными боевиками. «Корсунький погром», Одесса, Мариуполь показали нам истинное лицо необандеровского мятежа, хотя и прикрытое европейской маской. Оказывается, майдановцы готовы убивать ради достижения своей цели, о которой сегодня уже все забыли.
В Каталонии, судя по всему, страсти уже улеглись. Разумеется, волны сепаратизма еще долго будут гулять по автономии, то затихая, то вновь усиливаясь почти до шторма. Надеюсь, каталонцы никогда не догадаются применить у себя подлый майдановский способ смены власти — пустить первую кровь, настреляв «небесную сотню» ни в чем не повинных людей.
Павел Шипилин,
специально для alternatio.org Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|