Владимир Путин встречается с бизнесменами Германии. Смогут ли страны выработать план действий, который одновременно окажется выгодным для обеих сторон и поможет преодолеть американское давление?
В четверг, 12 октября, в Сочи — встреча президента России Владимира Путина с представителями немецкого бизнеса. Инициатор встречи — Восточный комитет немецкой экономики.
Бизнес ФРГ представят руководители примерно 20 предприятий, работающих в России. Среди них Siemens, Metro, Wintershall, Linde, Knauf и другие. Наверняка будут говорить о работе в условиях санкций. Получится ли выработать такой механизм, который поможет преодолеть, прежде всего, давление со стороны США?
Немецкие компании, работающие в России, из числа представителей зарубежного бизнеса, наверное, одни из самых главных пострадавших от санкционного давления Запада. За время действия антироссийских санкций товарооборот между Россией и Германией сократился с 52,8 млрд евро в 2014 году до 36,6 млрд в 2016-м.
По некоторым оценкам, экономика Германии потеряла из-за санкционной войны около 20 млрд евро. Многие немецкие компании вынуждены были уйти с российского рынка. В 2015 году таких было 417, в прошлом году из России ушли еще 346 немецких фирм. На конец 2016 года общая численность действующих на территории России представительств, филиалов и юридических лиц с участием граждан и фирм из Германии составляла 5237 компаний.
В первой половине этого года наблюдалось некоторое восстановление российско-германского товарооборота. Однако принятый в июле американским конгрессом закон о новом ужесточении антироссийских санкций несет в себе новые угрозы. Целый ряд крупных проектов с участием немецкого капитала оказались в подвешенном состоянии — не столько из-за того, что уже попали под формальные ограничения, сколько из-за опасений по поводу того, что они могут попасть под такие ограничения в начале следующего года, после того как, согласно вышеупомянутому американскому закону, Минфин США совместно с финансовой разведкой опубликуют доклад о финансовом состоянии и экономических интересах российской правящей элиты и возможных мерах воздействия против нее, включая жесткие финансовые ограничения. В том числе по этой причине под угрозой может оказаться финансирование газопровода «Северный поток — 2», поскольку участвующие в нем немецкие компании не уверены в том, что не попадут под американские ограничения.
Восточный комитет германской экономики — это наиболее лояльная по отношению к России часть немецкого бизнеса. Согласно проведенному летом опросу среди членов этого комитета более 90% его участников выступают за частичную или полную отмену санкций. И даже относительно возможной реализации такого сценария преобладают скорее оптимистические настроения. Более половины участников упомянутого опроса ожидали отмены санкций уже в 2018-м или 2019 годах, на что, учитывая «ястребиные» настроения в американском истеблишменте и отвратительный характер российско-американских отношений в целом, как уже понятно, рассчитывать не приходится.
В то же время германский бизнес не будет жертвовать американским рынком в угоду российскому, они несопоставимы. По итогам прошлого года США стали третьим по важности торгово-экономическим партнером Германии с товарооборотом 165 миллиардов евро. На втором месте Франция со 167 млрд. На первое место вышел Китай со 170 млрд. Стоит также учитывать то обстоятельство, что именно США диктуют финансовому миру свои правила. Поэтому введение Америкой каких-либо финансовых ограничений против той или иной страны может означать запрет долларовых трансакций с ней.
Однако несмотря даже на новый американский закон, значительная часть немецкого бизнеса собирается оставаться в России. По крайней мере, в ходе опроса среди немецких предпринимателей, работающих в России, так ответили три четверти респондентов. 15% даже планируют расширять свой бизнес в нашей стране. И, конечно, всем этим людям хотелось бы услышать от Владимира Путина не столько слова о том, как мы собираемся противостоять Америке, сколько о конкретных мерах по улучшению инвестиционного климата в стране. В том числе для привлечения иностранных инвестиций. Потому что именно создание благоприятного инвестиционного климата и будет главным ударом по антироссийским санкциям.