Мало кто знает, но столица Республики входит в число немногих городов, где хранят и активно развивают традиции одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате – Киокушинкай. А оплотом донбасской традиции Киокушинкай служит Петровский район Донецка.
В этом году состоялся уже третий Открытый чемпионат ДНР по Киокушинкай каратэ. Кроме того, в Астрахани прошел Открытый всероссийский турнир по Киокушинкай «Кубок Каспия». В число 470 участников турнира вошли спортсмены из регионов России, Казахстана и Донецкой Народной Республики.
Под ударами артиллерии
Корреспонденты «Правды ДНР» посетили клуб «Гитин» в Петровском районе столицы ДНР и пообщались с коренным дончанином, сэнсеем, обладателем третьего дана Киокушинкай каратэ Михаилом Раджабовым. Сэнсей, который начал тренерскую деятельность ещё в далёком 1990 году, рассказал нам, как они с учениками тренировались под огнём украинской артиллерии, об истории каратэ в Донецке, о том, как из трёхлетних малышей получаются настоящие самураи.
– Петровка постоянно находится под огнём ВСУ. Как вам удаётся продолжать тренировки? Как пережили 2014 год?
– Очень было трудно, даже руки опускались. Как и все люди, думали: уехать из района, бросить всё или остаться. Были моменты, когда становилось очень тяжело. Однажды, когда нас обстреливала украинская артиллерия, мы были в тут в парке – бегали, тренировались. А вокруг – бах! бах! Тут мне звонят знакомые с Украины и спрашивают: а что это у вас там за звуки? Я поясняю. «А где вы сейчас?» – спрашивают. «В парке, – говорю, – тренируемся». А они мне: «Да вы что, совсем с ума сошли?». Кстати, как раз в четырнадцатом году два моих ученика готовились на соревнования в ЮАР. Подготовки как таковой не было, но билеты были куплены, надо было ехать – и вот, два моих ученика показали хорошие результаты на соревнованиях.
Малыши-самураи
– Сейчас жизнь немного наладилась, больше ли стало приходить желающих заниматься?
– Ежегодно мы начинаем тренировки в сентябре, но в этом году стартовали в августе. В этом году, кстати, пришло очень много малышей. Наверное, сказывается военное положение, люди отдают на занятия мальчиков, учитывая, что вырасти, должны, так сказать, мужики. Воины.
– А детей с какого возраста Вы начинаете тренировать?
– Три с половиной года.
– Три с половиной?!?
– Да, если он не плачет. Знаете, бывают такие дети, что и в семь лет кричат, плачут, капризничают. А здесь… Мне главное, чтобы он стоял и не плакал. Вот знаменитый российский спортсмен Сергей Бадюк, когда у него спросили, где бы он хотел, чтобы его сын занимался, ответил – только каратэ Киокушинкай. Ведь здесь есть дисциплина, истоки, самурайская выдержка.
Под прикрытием в 80-х
– Идёт война, продолжают вспыхивать конфликты… Можно ли сказать, что такой жёсткий стиль каратэ способствует объединению?
– Да, вполне. Я общаюсь и с каратистами, которые проживают на подконтрольной Украине территории. Они войну эту тоже не любят, как и я. Я на Украине из каратистов знаю только одного человека, который пошёл воевать. И он погиб.
– Кто Ваш тренер?
– Вячеслав Соколов, он проживает в Торезе. Он до сих пор продолжает преподавать, мы общаемся, встречаемся на соревнованиях, связи не теряем. Я ему очень за всё благодарен. До этого я занимался вольной борьбой, но всегда хотел уйти в каратэ. А это был конец 80-х, каратэ было под запретом. Но тут у меня появилась возможность.
– Это были подпольные занятия?
– Да, понимаете, ушу – было разрешено, а каратэ – под запретом. Потому под видом ушу занимались каратэ. А как только проверка – мы все «в стойке журавля» (улыбается – авт.).
– В чём вы видите свою основную задачу?
– Подтянуть всех детей с улиц. Оторвать их от пива и компьютерных игр.
– Вы говорите о мальчиках, но я вижу среди учеников и девочек.
– Мы их называем бойцами. Была у меня ученица Кристина, так она мальчиков била так, что её боялись. Но она уже вышла замуж, родила ребёнка.
С петровским характером
– Как в целом оцениваете прошедший спортивный год?
– Удовлетворительно. Мы ездили в Россию, участвовали в местных соревнованиях, на Чемпионате ДНР, Чемпионате ЛНР. Но эти Чемпионаты мы практически всегда выигрываем. Это Петровка! Вот, бывает, приезжаем мы на соревнования, все поглядывают на нас: «Ага, опять эта Петровка приехала» (смеётся – авт.).
– Как в Петровском районе Донецка зародилась эта школа?
– До меня здесь был Вадим Коваленко, а он привёз этот стиль из Польши. Петровка стала киокушиновская. А вот Лапшин был специалистом по Сётокану (ещё одному из основных стилей японского каратэ). Он представлял центр Донецка. Но Петровка была жёстче.
– Весной текущего года прошёл третий открытый чемпионат ДНР по Киокушинкай каратэ. Как оцениваете его результаты?
– Нормально. Там было человек 300 участников. А в этом году в середине октября мы едем в Крым, это будет наша знаменитая тройка – Никита Иванов, Аслан Раджабов, Руслан Раджабов. А всего от ДНР едет 9 человек. Там будут очень серьёзные соперники, приедут спортсмены со многих уголков России. И выиграть там будет очень непросто.
– Ну вы же постараетесь?
– Обязательно! (улыбается – прим. авт.)
В зале ДК Петровского тренируется 50 человек, они разделены на две группы. Михаил Раджабов говорит, что может тренировать не только малышей, но и людей любого возраста – даже пенсионеров, которые хотят начать с нуля. Сейчас Михаил Захарович для будущих поколений своими руками восстанавливает разрушенное здание на Петровке, которое хотел бы превратить в новый спортзал. От помощи, говорит, не откажется.
Источник: Правда ДНР