26 июля 2017 года Дональд Трамп объявил, что назначил
губернатора штата Канзас Сэма Браунбака послом по особым поручениям по
делам религиозной свободы. Этот пост был создан в рамках Акта США 1998
г. «О международной религиозной свободе». Этим же Актом США создали
Комиссию США по делам международной религиозной свободы, с которой
указанный посол должен тесно работать.
Задачей Комиссии является сбор информации о нарушениях религиозных
свобод в мире и выработка рекомендаций президенту и Госдепартаменту США.
В 2018 г. Трамп и Конгресс США назначат комиссаров этой Комиссии
(USCIRF – US Commission on International Religious Freedom). Комиссары и
будут разрабатывать указанные рекомендации, включающие помимо прочего
наложение санкций на страны, которые, по мнению США, нарушают
религиозные свободы.
Отчет этой Комиссии за 2017 г. гласит, что в Казахстане притесняется
свобода совести. Причем как следует из этого отчета, делается это во
второй раз в современной истории Казахстана – в первый раз это было в
2013 году.
На Западе нашлись авторитетные персоны, которые изучили вышеуказанный
отчет и решили вступиться за Казахстан (речь, помимо прочего, о
потенциальных санкциях). Эти люди хотя и не занимают важных
правительственных постов, но в своей сфере – профессиональном анализе
современной геополитики — занимают лидирующее положение и регулярно
публикуются на страницах авторитетных СМИ и сайтах ведущих аналитических
и академических центров. Они написали статью «Как Америка продвигает
религиозный экстремизм во имя свободы совести — о роли USCIRF», авторы –
Фредерик Старр, Бренда Шаффер и Сванте Корнелл (S. Frederick Starr,
Brenda Shaffer, Svante Cornell).
Эксперты против отчета посла
Статья начинается так: «…Несмотря на лучшие намерения Конгресса США,
Комиссия забрела далеко за рамки своего мандата. В своем отчете за 2017
г.
Комиссия официально поддерживает право исламистских экстремистов
действовать в некоторых странах с преимущественно мусульманским
населением, иранских мулл – распространять идеи радикализма
за рубежом, и радикальных исламистских организаций – получать
финансирование из за рубежа.
Этот же отчет сурово бичует меры, которые продвигают светский образ жизни,
например, выступает против запретов девочкам-мусульманкам надевать
головные уборы, предусмотренные шариатом в школе…В своем непрерывном
поиске путей защиты свободы совести
Комиссия рьяно продвигает права групп, желающих применить религиозное принуждение в отношении других…
Авторы продолжают, излагая следующее — «…хотя Комиссия действует
глобально, за последние годы она особенно отметилась, порицая некоторые
страны Кавказа и Центральной Азии, где в структуре населения превалируют
мусульмане — Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан,
Туркменистан и Узбекистан. Их критикуют за излишние ограничения на
религиозные свободы и репрессии в отношение некоторых нетрадиционных
религиозных групп. Все эти страны строго соблюдают отделение религии от
государства, отказались от объявления ислама официальной религией и
имеют светские законы и суды.
В отличие от Ближнего Востока не-мусульмане живут в этих государствах, как равноправные граждане…
Эти страны со своим постсоветским наследием, временами применяли
крутые подходы к вопросу регулирования такой сферы, как свобода совести…
»
Конкретные претензии к Казахстану
Конкретно про Казахстан авторы пишут: «…Комиссия также критикует
некоторые страны за предотвращение получения финансирования местными
исламистскими организациями от иностранных фондов. В своем отчете за
2017 г. Комиссия критикует Казахстан за блокирование банковских счетов
людей, которых минфин включил в списки людей, связанных с
финансированием терроризма или экстремизма.
Эти меры правительства Казахстана не только являются ответом на
распространение радикализма из стран Персидского залива и Ирана, но и
соответствуют законодательству США о борьбе с финансированием
терроризма. Таким образом, Комиссия по делам международных религиозных
свобод активно вступает в оппозицию одному из ключевых элементов
контртеррористической политики собственного правительства…»
Авторы развивают критику работы Комиссии следующим образом, и тут
всплывают некоторые любопытные частности: «…Так как Комиссия и ее мандат
охватывают весь мир, она редко когда проводит собственные предметные
исследования, полагаясь на отчеты местных и международных НПО.
Она просто распространяет эти отчеты НПО без предварительной перепроверки их содержания третьими сторонами и
ставит на них официальный штамп «Согласовано» от имени правительства США
Хуже всего то, что особой информации об источниках Комиссия не дает, просто упоминает наименования НПО и оппозиционных СМИ. Но проблема с НПО заключается в том, что они являются «адептскими» движениями, которые
никогда и не скрывают своих повесток дня, будь то активная поддержка
собственного правительства или борьба за его свержение.
Отчет за 2017 г. составлен на основе обзора Кавказа и Центральной
Азии, размещенного на вебсайте норвежской организации под названием
Forum 18. Эта организация не имеет собственного исследовательского
дивизиона и декларирует себя, как «…христианскую инициативу,
исповедующую свободу совести на теле инкарнации Иисуса Христа», каковое
объяснение совсем не обязательно является рецептом беспристрастного и
всестороннего исследовательского подхода».
Риски для США
Резюмируя, авторы критикуют Комиссию за низкий уровень
профессионализма, выраженный в механическом подходе к исследованиям и
отсутствии надлежащим образом подготовленных кадров. Далее следуют
предсказуемые выводы – отсутствие такта и элементарного кругозора в
такой чувствительной сфере, равно как и работа с сомнительными НПО,
причем как в Центральной Азии, так и на Западе, ставят США в невыгодное
положение и несут в себе риски выработки и развития отрицательного
отношения к США со стороны населения стран, критикуемых американской
глобальной комиссией по делам свободы религии.
Самый главный вывод исследователей в том, что по сути
Комиссия подменяет понятия, потому что считает ущемленными тех
повергнувшихся запрету, кто сам готов применить религиозное принуждение в
отношение других.
Резюме
Хочется осмыслить все переведенное выше. Начать надо с авторов,
которые нашей редакции и аудитории знакомы давно. Двое из них – господа
Старр и Корнелл — специализируются в делах СНГ, Центральной Азии и
Казахстана, и мы регулярно доводим до нашей аудитории переводы их
исследований. П
ро Казахстан, его уникальное положение, экономический потенциал и
успешные внешнеполитические инициативы они всегда пишут позитивно и даже
пристрастно, призывая Запад активнее устанавливать новые связи с нашей
страной. Будучи широко информированными о специфике региона, Старр,
Корнелл и Шаффер посчитали необходимым дать в ответ на включение
Казахстана в список стран, где притесняется свобода совести, некоторые
пояснения.
Это просто порядочный жест со стороны людей, которые в наших делах смыслят больше комиссаров по делам свободы религий США
Казалось бы, все тут понятно – Штаты могут или давить на Казахстан
угрозами наложить санкции за якобы нарушения прав и свобод религиозных
групп или наоборот — обещать Казахстан из списка исключить. Кстати, в
2013 г., когда Казахстан был внесен в этот черный список впервые, еще не
было кровопролития на киевском Майдане и бегства президента Януковича,
аннексии Крыма и последовавших санкций против России вплоть до
сегодняшних высылок дипломатов и изъятий зданий консульств и торговых
представительств.
Сегодня в обиход СМИ вернулся термин «Холодная война». На этом фоне
повторное занесение нашей республики в некий черный список с
последствиями в виде санкций обретает другой окрас. Казахстан расположен
именно в центре условного треугольника, по углам которого находятся
главные участники современной Холодной войны – Россия, Китай и Иран. Источник: stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|