Курды не хотят, чтобы в большой игре, которые
ведут мировые державы на Ближнем Востоке, интересы этого разделенного
народа в очередной раз оказались забыты. Именно поэтому в Иракском
Курдистане в минувший понедельник был проведен референдум о
независимости. Но вовсе не факт, что после него в обозримом будущем на
мировой карте появится новое государство.
Курдский автономный район, имеющий статус широкой автономии в
составе Ирака, проголосовал за независимость почти стопроцентно.
Официальные данные были оглашены во вторник, в столице региона, городе
Эрбиле.
Референдум, о котором было объявлено еще этим летом, с той или иной
степенью категоричности осудили все, кто мог – США, Евросоюз, все
арабские государства. Но громче всех выступили те страны, где проживает
курдское меньшинство.
Иран, Турция, Сирия и Ирак, частью которого, формально, и является
Иракский Курдистан, результаты референдума категорически не признали.
Это и понятно: формулировка вопроса, вынесенного на референдум, звучит
очень пугающе для стран, борющихся с курдским сепаратизмом: «Хотите ли
вы, чтобы регион Курдистан и курдские территории за пределами региона
Курдистан стали независимым государством?».
У референдума нашелся единственный международный заступник. Но такой,
что лучше бы (для репутации курдского государства в глазах его
ближневосточных соседей) и не находился: это Израиль. Премьер-министр
этой страны Биньямин Нетаньяху назвал действия властей Иракского
Курдистана «легитимными попытками создания собственного государства».
Что ж, принцип: враг моего врага - мой друг на Ближнем Востоке решает
многое. В качестве такового, в данном случае, похоже, выступает в первую
очередь Иран, противник референдума и курдского сепаратизма вообще.
Вряд ли президент Иракского Курдистана Масуд Барзани рассчитывал на
какую-то иную реакцию. И все же на референдум он пошел. Причину следует
искать в процессах, которые происходят в регионе. Последние месяцы, по
крайней мере, как организованная сила, доживает свои дни запрещенная в
России группировка ИГИЛ (организация запрещена в РФ). Ее позиции в Ираке
подорваны очень сильно. В Сирии, если не произойдет чего-то
экстраординарного, от «Исламского государства» скоро совсем ничего не
останется. И важный, а где-то и решающий вклад в дело разгрома
религиозных радикалов в обеих странах внесли различные курдские
формирования, ориентирующиеся на США, Турцию, Иран.
В отличие от забюрократизированных, неповоротливых, раздираемых
этническими и конфессиональными противоречиями армий арабских
государств, вооруженные группировки курдов, создаваемые и базирующиеся, в
значительной мере, на севере Ирака, проявили себя в боях с противником с
самой лучшей стороны. Сказались и высокая мотивация, и воинские
традиции, и военный опыт: скажем, история вооруженного противостояния
Рабочей партии Курдистана и Турции насчитывает уже более тридцати лет.
В этих условиях как никогда актуальным является вопрос о плате, на
которую рассчитывают курды в обмен на свое сотрудничество в борьбе с
ИГИЛ. Невольно напрашиваются аналогии с Первой мировой войной. Тогда
курдские формирования оказали немалую помощь союзникам в борьбе с
Османской империей. Севрским договором 1920 года создание независимого
Курдистана предусматривалось. Но уже три года спустя территория
гипотетического государства была поделена между Турцией, Францией
(читай, находившейся под ее контролем Сирией) и Англией (Ираком).
Победители Османской империи посчитали, что поднимать взрывоопасный
курдский вопрос слишком опасно и нецелесообразно. Велика вероятность,
что так же решат и после победы над ИГИЛ*.
Статус-кво, сложившееся на севере Ирака, в принципе, устраивает всех
международных игроков. С 1991 года, с того момента, как местные курды,
после операции «Буря в пустыне» были взяты под международный
протекторат, дабы оградить их от Саддама Хуссейна, здесь существует
де-факто независимое государство, не признанное, но вполне состоявшееся.
В нем проживает пять миллионов человек, оно имеет собственную армию,
экономику, базирующуюся на экспорте нефти, заключает, на легитимных
основаниях, международные контракты, проводит независимую внешнюю
политику. Имеются у него свои территориальные споры и геополитические
амбиции.
То, что юридически все это называлось автономией в составе Ирака,
конечно, никого не обманывало. Курдистан – регион страны, живущий вот
уже двадцать шесть лет своей жизнью, которая во многих отношениях куда
лучше, чем у арабских соседей. Эрбиль годами был оазисом спокойствия в
смутном регионе. Власти Курдистана делали вид, что они подчиняются
Багдаду, Багдад делал вид, что так оно и есть.
Показательна реакция США на известие о намерении Барзани провести
референдум. Еще в июле госдеп подчеркивал, что Соединенные Штаты
выступают за «единый, стабильный, федеративный и демократический Ирак».
Но при этом американцы выразили понимание «легитимным намерениям народа
Иракского Курдистана». Сам же референдум был назван «юридически не
обязывающим». Иными словами, заявил Иракский Курдистан о независимости –
хорошо. Однако практических действий за этим последовать не должно –
таков смысл послания Вашингтона курдам.
Пока очевидное последствие референдума одно: он станет козырем в
переговорах Курдистана и центрального правительства Ирака. Говорить есть
о чем – прежде всего, о статусе города Киркука и одноименной провинции.
Согласно конституции Курдистана, он входит в ее состав. Власти Ирака,
напротив, считают, что этот район частью автономии не является. Ситуацию
осложняет то, что ни курды, ни иракская армия не являются в Киркуке
полновластными хозяевами. Часть провинции – под контролем ИГИЛ*. А
значит, определять, кому она отойдет, придется на переговорах после
победы. На этих переговорах юридическое отделение от Ирака, вероятно,
окажется самой действенной угрозой Барзани.
*Организация запрещена в РФ