Утечка мозгов отменяется: как идет борьба российских IT-компаний за студентов
Россия успешно переходит в постиндустриальную эру, занимая
видные позиции на рынке информационных технологий. Наши компании высоко
котируются среди конкурентов в сферах кибербезопасности, анализа данных,
машинного обучения и многих других. Это - новый вид международного
соревнования, своеобразной невидимой гонки вооружений конца второго
десятилетия XXI века. В таком деле особенно важно не допустить "утечки
мозгов". Ruposters рассказывает, как государство и компании борются за
лучших специалистов.
Не секрет, что развитие IT-индустрии в России - одно из самых
быстрорастущих направлений в Европе. Темпы роста IT-отрасли, не
связанной с продажей оборудования, в 2016 году превысили годовую отметку
в 12%. Минкомсвязи прогнозирует, что рост будет троекратно превышать
такой же показатель ВВП еще как минимум пять лет, а согласно "Дорожной
карте IT-отрасли", к 2018 году в России появятся 350 тысяч новых
специалистов, 125 тысяч из которых пройдут обучение на бюджетной основе.
Это показывает и тренд на образование. Контрольные цифры приема в
ВУЗы на специальности, связанные с информатикой и информационной
безопасностью, растут в среднем на 30%, а отдельные специальности вроде
"инфокоммуникационных технологий и систем связи" - более чем на 200%.
Команда российских школьников в полном составе выиграла золотые медали на международной олимпиаде по физике, август 2017 года
Это все отличные цифры, показывающие, что российское техническое
образование - отличный стартовый капитал, но есть вопрос - куда потом
идут эти золотые головы работать? Очевидно, что таких ребят с
удовольствием хотели бы видеть на Западе. Вспомнить хотя бы победителей
международной олимпиады по физике, где наши школьники взяли золото всей командой.
В российских, и государственных, и негосударственных вузах сейчас
есть 119 факультетов и департаментов, обучающих по специальности
"информационная безопасность". Еще примерно столько же факультетов
готовы предоставить знания для будущих специалистов по киберугрозам.
Ежегодно 30 топ-вузов страны выпускают более 400 IT-шников. Но будем
объективны, далеко не всем вузам важно, чем занимаются и куда пойдут
работать их студенты после обучения, а на многих курсах студенты
отмечают недостаток знаний для реальной, "полевой" работы.
Но у некоторых вузов есть разного уровня соглашения о сотрудничестве с
топовыми российскими и иностранными компаниями, которые помогают
студентам сразу устроиться на работу. Самым ярким примером такого
сотрудничества можно назвать целый комплекс совместных программ под
общим названием "Школа анализа данных" от отметившего свое 20-летие
"Яндекса", крупнейшего интернет-гиганта в России.
Аркадий Волож, сооснователь "Яндекса" (в середине), и преподаватели ШАД
Кафедра "Яндекса" появилась в Высшей школе экономики в 2011 году, и
вместе с руководством государственного университета был разработан план
обучения ШАД. Проект был запущен весной 2014 года на базе факультета
компьютерных наук Высшей школы экономики.
Сейчас "Яндекс" запустил аналогичные программы в МФТИ (специализация
"Информационный поиск и машинное обучение"), магистратуре МГУ, а также
программу Computer Science Center в Санкт-Петербурге и Новосибирске с
отдельными двух- и трехгодичными курсами для программистов.
Но "Яндекс" - не первая IT-компания, решившая сотрудничать с вузами.
Еще в 2004 году антивирусный гигант "Лаборатория Касперского" вместе с
МГУ подписали соглашение о сотрудничестве, благодаря которому у
студентов появилась возможность стажироваться в компании. Вдобавок были
профинансированы научно-исследовательские работы и лаборатории
тестирования факультета вычислительной математики и кибернетики.
Сейчас наблюдается взаимное движение вузов и
компаний навстречу друг другу. С одной стороны, компании делают курсы,
совместно разрабатывают профстандарты по IT-специальностям. Например,
есть курс "Интернет-предпринимательство" от ФРИИ или целые магистерские
программы у Mail.ru и "Яндекса". С другой стороны, вузы создают кафедры
компаний — как, например, кафедра "1С" в МФТИ и других учебных
заведениях. Для налаживания более широкомасштабного сотрудничества нужно
более активное участие Министерства образования: переложение
профстандартов в образовательные стандарты, поддержка инициатив компаний
и прочее, - заявила Маргарита Зобнина, руководитель департамента
исследований Фонда развития интернет-инициатив.
Тренд продолжит сохраняться. Самые передовые российские
технологические компании, например, ведущая мировая компания в области
компьютерного зрения и машинного обучения VisionLabs и другие проводят
среди школьников и студентов собственные массовые олимпиады, поощряя
наполнение индустрии кадрами и отбирая таким образом лучших для работы в
своих стартапах.
Илья Сачков, основатель Group-IB
А глава крупнейшего в России частного кибердетективного агентства
Group-IB, занимающегося расследованием преступлений для ФСБ и МВД,
совершенных с помощью технологий, Илья Сачков сам ходит по вузам, читает
лекции и проводит олимпиады по компьютерной криминалистике. Потом он
пригласит лучших из лучших своих учеников работать в российский
IT-стартап с годовой выручкой в 36 млн долларов.
Сейчас в высокотехнологичных отраслях - робототехнике, виртуальной
реальности, разработке решений для "умных домов", бесконтактных платежах
- в России занято 5,5% работающего населения. Лидер по числу работников
в сфере высоких технологий - Германия, там этот показатель достигает
10%. В ближайшее время этот показатель будет только увеличиваться в
связи с ощутимым ростом интереса студентов к высокотехнологичным
отраслям. Более того, на руку статистике сыграет демографическая яма - в
ближайшие несколько лет будут выпускаться студенты 96-99 годов
рождения, в процентном соотношении студентов-технарей станет больше.
Если компании воспользуются этой ситуацией, это может серьезно повернуть
общероссийские тренды на ближайшее десятилетие в сторону
компьютеризации.
Промобот, робот-продавец, и Владимир Путин во время рабочей поездки президента в Пермь
Технологические отрасли подкупают и тем, что регионы могут выступать
наравне с центром: для современных технологических компаний редко важно,
где ты находишься, чтобы в них работать. Головной офис iRidium,
стартапа, разрабатывающего системы для "умных домов", находится в Нижнем
Тагиле, а офис компании Промобот, спроектировавшей знаменитого
робота-продавца, расположен в Перми.
Благодаря качеству и общей базе технического образования, российские
специалисты пользуются успехом в России и за рубежом. Открываются новые
лаборатории и исследовательские центры на стыках наук. Предпринимаются
огромные усилия как со стороны вузов, так и со стороны компаний, чтобы
сделать переход будущих специалистов из университета в рабочее поле
максимально плавным. 20 лет Россия пробует себя в самых разных
технологических нишах, ищет своих лидеров и поддерживает интерес будущих
поколений к IT-отрасли. С новым витком всеобщего внимания к передовым
технологиям локальная технологическая революция не заставит себя ждать.
ruposters.ru
Рейтинг публикации:
|