Сага о реформах-3. Путь в «третий мир»

Сага о реформах-3. Путь в «третий мир»

В начале первой части «Саги о реформах» я обещал рассказать, какое будущее мы нареформировали себе за годы независимости. А в конце второй части намекнул на путь развития стран третьего мира. Кое-кто обиделся. Но «страна третьего мира» – не ругательство и не штамп. Это цивилизационный выбор: строить у себя пиратскую копию Европы и Америки и при этом искренне удивляться, почему внешне мы на них похожи, а ментально и в сущности своей нет.

Как говаривал рецидивист дядя Леня в нашем дворе, есть воры, есть лохи, а есть "стремящиеся”. Сейчас мы как раз те самые "стремящиеся” – пытаемся имитировать на своей территории западные ценности – моральные и материальные, насколько это принимает наш специфический национальный характер.

Характер у нас непростой и подходит к восприятию ценностей очень выборочно. Собачек и кошечек мы любить научились, а людей нет. Освоили иномарки, новостройки, евроремонты и гаджеты, но плюемся, материмся и гадим в подъездах точно как братья по разуму – из отсталых (чуть было не написал – умственно отсталых) государств.

Лучше всего получается приусадебное хозяйство. Или работа в латифундии из-под палки. А также сфера обслуживания: помыть, убрать, приготовить. Из нас получаются отличные официанты, домработницы и строители. Пока еще остались инженеры и врачи, но это пока.

Глубокий патриотизм, помноженный на отсутствие технологических прорывов, выливается в то, что мы четвертый год ждем развала России, а у самих ВВП тем временем достигло уровня Судана. И это не фигура речи, это факт.

Тем не менее, геополитический выбор сделан. Если еще недавно мы пытались сидеть на шпагате: с одной стороны, "косить” под Запад, откуда шли кредиты и ехали консультанты, с другой – примыкать к "славянскому братству”, поскольку рынок сбыта и нефть с газом были там, то сейчас дружба с агрессором закончена навсегда. Мы окончательно купили билеты в прицепной вагон на запад, который "бежит качается, скорый поезд набирает ход...”. Не путать с поездом, который везет толпы наших заробитчан в Москву. Война войной, а гастарбайтерство по расписанию.

И все-таки почему "третий мир”? Конечно, в Киеве есть небоскребы. Не хуже, чем в Вильнюсе. А в Одессе – пляжные клубы. Не Коста-Рика, конечно, но все же крутые. Частные медицинские клиники у нас – на уровне Венгрии или Таиланда. Особенно по эстетической медицине и зубы "подточить”. Рестораны в областных центрах хороши. И клумбы с фонтанами тоже. Правда, один немецкий дипломат говорил, что в Приштине (Косово), где он раньше работал, мяса больше на порцию кладут, чем в Киеве. И оно вкуснее. Зато фонтанов у них там меньше. Тут мы побеждаем.

Парадокс в том, что в странах с этикеткой "третий мир” есть все то же самое: и дорогие рестораны, и небоскребы круче и выше наших, и хорошо выдрессированная, до зубов вооруженная и молниеносно мобильная полиция. Но это не делает их лидерами свободного мира. Да и несвободного тоже.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз сказать. Смотрите сами. На одном снимке – небоскребы Киева. Ну, самые высокие здания с деловыми офисами, которые есть. "Гулливер” и "Парус” возле Бессарабского рынка.



На втором... Панама-Сити – деловой центр одного из самых бедных государств третьего мира. Скажете, мол, у них оффшоры! Да, у них оффшоры и море с пляжами. И больше ничего. А у нас колоссальный технический потенциал, включая космическую индустрию. Был.



А на третьем центр Найроби. Не знаю, как вам, но мне архитектура наших небоскребов кажется все-таки более близкой к африканской, чем к панамской. Впрочем, это не важно.



Вопрос в другом: мы действительно верим официальной пропаганде, что стремительная деиндустриализация и превращение в великую аграрную державу, приближают нас к Западу? Или просто делаем вид, что верим?

Потому что стыдно признавать: вынужденно выбранный в итоге всех реформ путь развития ставит нас в один ряд с бедными странами Африки. Им, как и нам, активно помогают мировые доноры и международные консультанты. Но сколько бы они ни давали – консультанты советов, а Всемирный банк денег, – воз с бананами и ныне там.

Впрочем, аграрный профиль страны, как скажет вам любой ученик средней школы – это не приговор, это на роду нам написано, учитывая колоссальные объемы пахотных земель. На самом деле так оно и есть. Увы.

Когда читаю блоги разных продвинутых романтиков о том, что Украине суждено стать новым "тигром” по типу азиатского, хочется сказать: не надо, панове, увлекаться научной фантастикой в стиле "козака в тигровой шкуре”.

Полностью согласен с аналитиком Андреем Головачевым, которого уже не раз цитировал в других статьях, что страна, не имеющая современной промышленности и полностью открытая для западных высокотехнологичных товаров, создать конкурентоспособную для Запада промышленность не может по умолчанию.

Скажу больше, чтобы стать индустриальной державой, надо минимум 20 лет всей нацией работать, как советские люди в первую пятилетку: без выходных, при низкой зарплате, с полной самоотдачей. Фактически придется "угробить” одно поколение, чтобы следующее жило лучшее, а через одно – совсем хорошо.

Других рецептов нет. И Советский Союз в индустриализацию, за несколько лет построивший 4 тыс. предприятий, в том числе промышленные гиганты, которые до сих пор "доят” наши доблестные олигархи, и Китай с Южной Кореей, и Япония после атомной бомбы, и даже немцы после поражения во Второй мировой войне – все подтверждают эту простую истину.

Но мы сейчас не готовы к самопожертвованию длиной в 20 лет. Мы хотим квартирку с ремонтом, а не полку в бараке, "хатку и садок вишневий” вместо трудодней, машину (хотя бы на "польских бляхах”). Хотим учить детей, отдыхать у моря, покупать импортные шмотки, путь даже китайские. Компьютер и мобильный телефон – это вообще по умолчанию.

И, несмотря на кризис, мы, наверное, не так уж критически плохо живем. Да, доходы сейчас упали. Почти у всех. Если вы не работаете в исполнительной службе Минюста или секретаршей в "Укргаздобыче”, жирные времена остались для вас позади.

Но в лихие 90-е, согласимся, жили еще хуже. Сейчас денег мало, цены выросли, но имущество, накопленное за прежние сытые годы, еще сохранилось. На улицах полно машин, в ресторанах заняты столики, в магазинах очереди на кассах. Значит, какие-то деньги на еду и бензин у пипла имеются, несмотря на безумно подорожавшие коммунальные услуги. Хотя опять-таки – это доедание "остатков сладких”.

И снова парадокс. Мелкий и средний бизнес становится невыгодным. Растет арендная плата, падает спрос, покупательная способность населения все-таки снижается. Безработных много. Тех, кто ищет работу больше нескольких месяцев, очень много. Но лишь небольшой процент украинцев готов идти на стройку, где надо рабски пахать, или в армию. И то, это относится к глухой провинции, где негде заработать и нет другого способа из нее выбраться.

Именно потому, что мы бедные, но не дурные и, честно скажем, не трудоголики, сюда не выносят производства из Китая, где зарплата рабочего уже раза в три выше, чем у нас. А передвигают подальше в Азию, Индокитай, Монголию.

А собственный высокотехнологический экспорт под отечественными марками – это иллюзия. Хотя бы потому, что сложные вещи требуют доверия к производителю. Вы сядете в самолет производства Конго? Правда, побоитесь? И я тоже. Никакого расизма, но я не доверяю рабочим, которые могут нажеваться какой-то дурной травы и чего-то не там прикрутить. Даже, если их сто раз проверят европейские контролеры.

То же самое касается "создания в Украине финансового центра” и наращивания экспорта продуктов питания. Если у вас будет выбор, с какими финансовыми центрами иметь дело – с проверенным франкфуртским или сингапурским или сомнительным украинским, что вы выберете?

С продуктами питания так же. Представьте, что на прилавке лежат немецкие и алжирские молочные сосиски по одинаковой цене. Что нормальный вменяемый родитель купит своему ребенку? Разумеется, немецкое качество. Гарантированную чистоту на производстве и широко разрекламированные европейские стандарты.

Не стоит также забывать, что цены у нас (министр Андрей Рева здесь не соврал, – автор) действительно догнали и кое-где перегнали европейские. Литр молока в киевском супермаркете стоит дороже, чем в Испании или Германии. Какой тут продовольственный экспорт? Только сырьевой. Ибо, как я уже сказал, с землей нам крупной повезло. Ее много, и она плодородная.

Поэтому реально нас ждет впереди следующее.

1) Дальнейшее построение пиратской копии Запада в формате, обычном для страны (снова без обид) третьего мира. Мы не стали жить лучше и вряд ли станем, но уже живем и будем дальше жить современно.

Патрульная полиция стала современной. Хотя почему-то больше напоминает мне советских дружинников, чем полицейских. Архитектура в городах стала современной. Как минимум внешне.

Думаю, нам пора признать, что Google меняет наше общество, а Facebook формирует его вкусы. Google и Facebook –– главные реформаторы Украины. Базы данных, открытые реестры, электронный банкинг и т.д. – это дань современности. За коммунальные услуги платим по Интернету. Это не реформа, это просто технический прогресс, который пришел к нам с Запада. Точно так же, как нельзя назвать реформой то, что мы забыли про пейджеры и привыкли к WiFi.

2) Миграция населения будет характерной для нашего варианта развития. Киев и некоторые областные центры продолжат расти и превращаться в мегаполисы. Вспомним Мехико (почти 9 млн. жителей) или Бангкок (15 млн. жителей).

В крупных городах нас ждут уже упомянутые выше современные форматы жизни, отдыха, современные гаджеты. Для провинции только Интернет будет окном в мир, который далеко не все смогут увидеть воочию. Поэтому фронтменами миграции будет молодежь.

3) Подозреваю, что сезон политизации молодого поколения завершится уже через пару-тройку лет, и следующие 18-летние абсолютно забьют на власть, политику и национальную идентичность. Безвиз нам в этом в помощь.

Что же касается сложных взаимоотношений власти с обществом, то после массовых арестов "коррупционеров”, после трагических смертей на допросах, после старательного затыкания рта журналистам и активистам власть устанет, а заграница, испугавшись результата, ослабит давление. И разрешит уцелевшей в "саморепрессиях” части власти признать коррупцию национальной чертой Украины.

В конце концов, Европа смирилась с тем, что мафия в Италии была, есть и будет всегда. Максимум, чего удастся добиться "НАБУинам”, "НАПКашкам”, прокурорским и всем остальным, что коррупция изменит свой характер. Если при «антинародном режиме» работала четкая кормовая цепочка, то сейчас – это лотерея без гарантий.

Правда, реформа свободы слова, боюсь, продолжится до полного онемения тех, кто глаголит лишнее. Причем каждая новая власть в привычном режиме будет гоняться за прессой своих оппонентов с тем, чтобы пригласить "болтунов” на гильотину. Тут без вариантов.

P.S. Ну, и напоследок. Если мы все-таки выпросим в ООН миротворческий контингент, там обязательно будут панамцы с панамками, тайцы с трансвеститами, косовары с бангладешцами. Не американцам же за нас воевать в самом деле. Вот с кем надо пообщаться на тему модернизации и развития стран третьего мира. Я так полагаю, эти консультации будут для нас куда полезнее, чем советы гарвардских мальчиков, которые мы слушаем уже 27-й год.