Может ли Интернет конкурировать с телевизором, и к чему приведет окончательная «цифровизация» ТВ?
Сегодня практически каждый новосибирский провайдер предлагает услугу
цифрового телевидения. Крупнейшие игроки этого рынка отмечают: цифровое
ТВ в городе продолжает набирать популярность.
Так, по данным компании МТС, с 2014 года спрос на аналоговое
телевидение у клиентов уже практически полностью отсутствовал: все новые
абоненты подключали только цифровое ТВ. А в 2015 году новосибирские
телезрители впервые смогли оценить качество телевещания сверхвысокой
четкости 4К (Ultra HD): такую услугу предоставил провайдер «Электронный
город».
На цифру — до конца 2018 года
К концу 2018 года 98,4% населения должны быть охвачены цифровым
эфирным телерадиовещанием: такую цель еще несколько лет назад ставило
правительство РФ программой «Развитие телерадиовещания в РФ
на 2009–2015 гг.», которая изначально была рассчитана на семь лет —
с 2009 по 2015, однако по объективным причинам сроки ее были продлены.
Даже несмотря на то, что данная программа не имеет прямого отношения
к операторам платного телевидения, в компании МТС отмечают: цифровизация
сетей на данный момент идет полным ходом и близится к завершению:
«В данный момент нам удалось перевести на цифру более 85% нашей
аналоговой базы», — рассказывает начальник отдела маркетинга
подразделения фиксированных услуг в Блоке маркетинга Группы МТС Василий
Ткаченко. — Подключение абонентов на цифровое ТВ происходило быстрыми
темпами, уже с 2014 спрос на аналоговое телевидение практически
полностью отсутствовал: все подключения новых абонентов осуществлялись
только на услугу цифрового ТВ».
По словам генерального директора интернет-провайдера «Сибирские сети»
Александра Шиляева, в среднем каждый четвертый абонент компании
дополнительно к услуге проведения Интернета подключает платные пакеты
цифрового интерактивного телевидения.
По итогам текущего года директор Макрорегиона Западная Сибирь
компании ТрансТелеКом Алексей Ноздрин ожидает большой рост продаж услуги
цифрового ТВ. По его словам, спрос на цифру характеризовался наибольшим
ростом в 2013–2014 годах, когда цифровое телевидение получило свое
развитие в России.
«Стоит отметить, что все больше абонентов выбирают пакеты
с HD-каналами, каналами с высоким качеством изображения и звука, о чем
свидетельствует рост популярности, например, канала «Россия HD»
(+3 строчки в рейтинге предпочтений зрителей за полугодие), «Матч! HD»
(+2 строчки), «Discovery HD» (+2 строчки)», — рассказывает г-н Ноздрин.
В компании «ЭР-Телеком Холдинг» в Новосибирске (ТМ «Дом.ru») отмечают
сезонное повышение спроса на цифровое ТВ — с сентября по апрель,
а также во время масштабных спортивных и массовых мероприятий, когда
зритель становится особенно требовательным к четкому качеству
и отсутствию технических помех.
Руководитель службы маркетинговых коммуникаций «Электронный город»
Дмитрий Мишин связывает увеличение роста интереса к услуге цифрового
ТВ с пропорциональным улучшением качества телевизионных приемников
и увеличением покупательской способности населения.
«Если у тебя современный телевизор Full HD или даже 4K, то хочется
на нем и контент смотреть соответствующий, в том числе
и телевизионный», — дополняет он.
Компания одна — торговые марки две
Спустя практически полгода после продажи 100% доли уставного капитала
«Новотелекома» «ЭР-телеком Холдингу», торговые марки «Дом.ру»
и «Электронный город» продолжают работать в одиночку. Их телевизионный
контент практически не пересекается, а цены значительно разнятся. Если
«Электронный город» предоставляет подключение к 143 каналам (в т.ч.
30 HD каналов) и, кроме того, имеет такие дополнительные пакеты, как
«Стартовый» (35 каналов, в т.ч. 2 HD), «Базовый» (45 каналов, в т.ч.
6 HD), «Кино и сериалы» (9 каналов, в т.ч. 5 HD), Amedia Premium
HD (просмотр сериалов круглосуточно) и др., то «Дом.ру» предлагает
к подключению более 220 каналов и практически в два раза больше
пакетов — среди них «Мне нравится S» (152, в т.ч. 42 HD), «Мне нравится
XXL» (192, в т.ч. 67 HD), «Мой конструктор» (35, в т.ч. 6 HD) и др.
Причем, если «Стартовый пакет» в «Электронном городе» стоит 49 рублей
в месяц, то «Стартовый+» в «Дом.ру» — 200 рублей в месяц. Кроме того,
если Amedia Premium HD в «Электронном городе» включает один телеканал
и стоит 99 рублей в месяц, то этот же бренд в «Дом.ру» подразумевает
подключение к двум телеканалам стоимостью 199 рублей.
Дмитрий Мишин подтвердил информацию о том, что в Новосибирске сегодня
остаются два бренда «со своими тарифными планами и условиями для
абонентов». В компании «Дом.ру» в настоящий момент отказались
комментировать данный вопрос.
На чем выигрывает провайдер?
Различие предоставляемой услуги цифрового телевидения базируется
на нескольких принципах: качестве картинки и звука, количестве
телеканалов в высоком качестве, стоимости подключения пакета и, главное,
количестве дополнительных интерактивных сервисов.
Если цифровое телевидение проигрывает спутниковому в количестве
транслируемых каналов, то последнее уступает цифре в гораздо меньшей
устойчивости к погодным явлениям. Перед аналоговым ТВ у цифрового явно
одни преимущества: это и большее количество каналов, и гораздо лучшее
качество, которое обеспечивает полноту, красочность и четкость картинки,
это и возможность подключения дополнительных тематических пакетов,
и многое другое.
Заместитель директора филиала АО «ЭР-Телеком Холдинг» в Новосибирске
Александр Клемашев назвал три основных преимущества цифрового ТВ перед
аналоговым: «Пожалуй, главное преимущество — это качество изображения,
которое достигается за счет более высокого разрешения и четкости.
Во-вторых, частотная емкость сети позволяет операторам транслировать
сотни цифровых каналов, а в аналоге их количество ограничено. В-третьих,
в «цифре» есть много дополнительных возможностей: мобильное
ТВ (просмотр с планшетов и смартфонов), телеархив (доступ
к ТВ-программам после их выхода в эфир), запись эфира, перемотка
и постановка на паузу».
В компании ТрансТелеКом отмечают выгодные стороны цифрового ТВ и для
самих провайдеров: «Цифровое телевидение очень гибкое, оно позволяет
оператору отслеживать предпочтения аудитории, осуществлять таргетинговое
воздействие, формируя наиболее интересные потребителю пакеты каналов,
исходя из выявленных интересов», — рассказывает Алексей Ноздрин.
Сегодня в городе представлены как локальные, так и федеральные
операторы, а потому рынок отличается предельной сжатостью и жесткой
конкуренцией. Александр Клемашев отмечает: игроки рынка цифрового
ТВ постоянно совершенствуют предоставляемые услуги, чтобы оставаться
конкурентоспособными. «Во-первых, они увеличивают количество каналов,
тематических пакетов, объем VoD-библиотеки. Во-вторых, работают над
качеством, — говорит он. — Здесь ставка на высокое качество ТВ-сигнала
и отсутствие помех, цифровизацию (перевод клиентов с аналога
на «цифру»), увеличение объемов контента в HD-формате, а в перспективе —
и в Ultra HD. В третьих, запускают новые ТВ-приставки и другое
абонентское оборудование. Чем шире линейка и функциональнее устройство,
тем лучше. В-четвертых, операторы развивают модель мобильного ТВ: любой
контент на любом устройстве в любом месте и в любое время. Наконец,
пятое — это персонификация услуги. ТВ становится более индивидуальным
за счет функции «телеархив» и системы рекомендаций, которая составляется
с учетом истории просмотров».
Рынок цифрового ТВ в Новосибирске отличается и достаточной специфичностью.
«Конечному потребителю намного удобнее пользоваться комплексом услуг
от одного поставщика, чем заключать договоры с несколькими. Поэтому
клиентская база ШПД, как правило, составляет основную часть
пользователей услуги цифрового ТВ и является потенциалом для роста
проникновения услуги на сети оператора. На этом этапе конкурентность
рынка ТВ переходит в конкурентность рынка ШПД и операторов связи
в целом. В городе пакет услуг ШПД+ЦТВ представлен пятеркой крупных
операторов связи, которые работают на одной территории», — поясняет
Ноздрин.
В целом количество каналов, предоставляемых крупными новосибирскими
провайдерами в цифровом формате, варьируется от 60 до 220, которые
включают в себя и каналы в качестве HD.
Медиа-центр вместо телевизора
Отдельно и долго можно говорить о набирающем популярность
интерактивном телевидении — IPTV — которое наиболее полно отвечает
требованиям мобильного клиента. Если цифровое ТВ, даже в HD и Ultra HD
качестве, отличается от аналогового преимущественно только более высоким
качеством и устойчивостью к техническим помехам, то интерактивное
телевидение максимально подстраивается под запросы клиента.
Наиболее простым языком суть данного явления объясняет директор
по работе с массовым сегментом Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком»
Валерий Лапицкий: «Интерактивное телевидение — это последнее слово
в области телекоммуникаций, которое сочетает в себе «два в одном» —
широкополосный доступ в Интернет и цифровое ТВ. По сравнению
с аналоговым, спутниковым и кабельным телевидением IPTV предлагает
пользователям максимальный контроль над контентом и процессом просмотра,
а также доступ в Интернет с экрана телевизора».
Логично, что для функционирования интерактивного ТВ необходима
высокая скорость доступа к Интернету — не менее 3 Мб/с, а для каналов
HD — не менее 6 Мб/с, отмечает Лапицкий. В свою очередь, интерактивное
ТВ обеспечивает клиента максимальным количеством услуг: это, прежде
всего, архив и программа телепередач, управление просмотром, «видео
по запросу», «медиасервис» (возможность смотреть и слушать файлы
пользователя), «родительский контроль», интеграция с социальными сетями
и др.
Как отметил Василий Ткаченко, интерактивное ТВ стремится сделать из любого телевизора полноценный медиа-центр.
В компании «Сибирские сети» и вовсе считают, что классический формат
телевизионного вещания даже в цифровом качестве не отвечает современным
тенденциям: переходить с аналогового ТВ нужно прямиком в интерактивное,
уверен Александр Шиляев. «Классический формат телевизионного вещания
вынуждает абонента подстраиваться под телепрограмму, что сегодня кажется
уже устаревшей моделью, — считает он. — Ведь с точки зрения зрителя нет
большой разницы между аналоговым и цифровым телевидением, так как
качество картинки примерно одинаковое. Действительно, переходить
с аналогового телевидения на цифровое абоненту нет большой
необходимости, а вот переходить с аналогового в интерактивное IPTV — это
тренд, это возможность пользоваться дополнительным набором услуг
и сервисов».
Шиляев подчеркивает: если бы телевидение не развивалось в сторону
интерактива, то на фоне прочих каналов коммуникации и получения
информации оно выглядело бы чем-то архаичным, не соответствуя
потребностям и запросам современного зрителя. «IPTV расширяет горизонт
с ограниченного до неограниченного ни временем, ни географией. Люди
привыкли весь день проводить в интерактиве: социальные сети,
мессенджеры, умные устройства и т.д., вендоры также производят
оборудование с интерактивными сервисами: Smart TV, приставки и другие
гаджеты», — рассказывает гендиректор «Сибирских сетей».
На протяжении пяти лет предоставления данной услуги клиентам
«Сибирских сетей» в компании отмечают только рост «без ярко выраженных
этапов спада или стагнации».
Положительно о данной услуге отзываются и в компании «Ростелеком»,
называя драйверами роста «Интерактивное ТВ 2.0», а также «Мультискрин».
Последний позволяет объединить различные экраны для просмотра ТВ и
видеоконтента: телевизор с приставкой интерактивного ТВ, портал
интерактивного ТВ ITV.RT.RU (компьютеры и ноутбуки), приложение для
планшетов «Интерактивное ТВ» и Smart TV LG и Samsung.
«Отличительная функция сервиса — сохранение позиции просмотра при
смене экрана: например, можно поставить программу на паузу
на телевизоре, а продолжить просмотр на планшете с того же самого
места», — поясняет Валерий Лапицкий.
Обе услуги были запущены в 2015 году. Особым спросом интерактивное ТВ «Ростелекома» пользуется в небольших населенных пунктах.
«Это показатель того, что «оптика» в них востребована: она несет
дополнительные возможности для образования, работы, получения различных
услуг и, конечно, досуга. Вдали от крупных городов наше телевидение
порой становится единственным познавательно-развлекательным центром», —
рассказывает вице-президент, директор макрорегионального филиала
«Сибирь» ПАО «Ростелеком» Николай Зенин.
ТВ будущего — без прайма и максимально персонифицированное
То телевидение, которое было так привычно раньше, в скором времени
покинет свои горизонты: помимо того, что картинка станет
ультракачественной, прямой эфир можно будет ставить на паузу, понятие
прайм-тайма исчезнет, а любимая программа станет жить в архиве
телепередач.
Как отмечает Александр Шиляев, формат телевидения будущего
подразумевает такую модель, когда именно телевидение подстраивается под
конечного пользователя, который самостоятельно формирует эфир.
Классическое же ТВ в сегодняшнем виде, по его мнению, будет умирать
и трансформироваться в новый формат.
«Понятие «прайм» должно будет исчезнуть. Люди будут смотреть
по запросу, выбирать то, что им хочется посмотреть в свободное время,
а не то, что в этот момент транслируется по ТВ. За исключением новостей
и прямых спортивных трансляций: желающих посмотреть данный контент
минута в минуту всегда будет великое множество. В скором времени
мы будем приходить домой и смотреть не телеканалы, а то, что захотим
сами — блогеров, определенные передачи, каналы», — убежден Шиляев.
Такие удобства создаются, прежде всего, набором дополнительных
сервисов, которые, по словам игроков рынка, продолжат набирать
популярность. Кроме роста количества HD-каналов, увеличится число и 4K
каналов, считает Дмитрий Мишин. Будут развиваться и сервисы рекомендаций
и подсказок, а также голосовое управление, добавил он (на данный момент
приложение «PeerSay» «Электронного города» позволяет управлять
телеприставкой с помощью голосовых команд).
Василий Ткаченко отметил две параллельные тенденции будущего
цифрового ТВ: сохранится стабильно высокий спрос на качественный
ТВ-контент в формате HD, а также на дополнительные сервисы, такие как
«Повтор ТВ» и «Видео по запросу». И, кроме того, останется популярной
опция ТВ-везде, позволяющая просматривать контент в том числе и на
мобильных устройствах. Сейчас в компании отмечают активный рост спроса
на эту услугу.
В компании «Дом.ru» прогнозируют персонификацию услуги цифрового
ТВ за счет систем рекомендаций, интерфейсов устройств и возможности
конструировать тарифы «под себя», когда пользователь самостоятельно
выбирает количество и набор каналов, оплачивая только те, которые
просматривает.
Таким образом, можно смело говорить о том, что Интернет со временем
полностью выместит формат традиционного ТВ. Контент современного
медиа-центра будет формировать не спутник, и не кабель, и даже не цифра,
а сам зритель: телевизор будет только предлагать выбор, но не
навязывать его, как то было раньше.