Введение со стороны США новых санкций против России в начале августа, скорее всего, на данном этапе похоронило возможность заключения широкой сделки между Вашингтоном и Москвой. Напомним, что в августе президент США Дональд Трамп подписал закон о расширении санкций против России.
В ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ ПРЕЗИДЕНТСТВА ТРАМПА В ЗАПАДНЫХ СМИ появлялись публикации о планах заключения между США и Россией широкого соглашения, предусматривающего раздел сфер влияния между Москвой и Вашингтоном. Предполагаемое соглашение также предусматривало урегулирование украинского конфликта. По некоторым данным, предполагалось, что посредником между США и Россией при заключении сделки станет бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.
Теперь же данные планы, скорее всего, останутся нереализованными и взаимодействие между двумя странами, по сути, возвращается к модели последних лет президентства Обамы, предусматривающей локальное взаимодействие по отдельным направлениям при сохранении общей конфликтности. Уже сейчас со стороны Москвы и Вашингтона озвучены заявления о готовности сторон сохранять сотрудничество в Сирии и в связи с ядерной программой КНДР, также продолжается взаимодействие по урегулированию украинского конфликта.
Касаясь мотивов новых американских санкций, ряд комментаторов выделяют именно внутриполитический аспект – Конгресс США санкционной инициативой постарался максимально связать Трампу руки в чувствительном российском вопросе. При этом данная инициатива Конгресса является частью более широкой стратегии американской элиты по "приручению" Трампа.
В то же время сугубо внутриполитическими факторами дело, скорее всего, не ограничивается – введение новых санкций вполне укладывается в проводимый в настоящее время США курс по жесткой конкуренции с ЕС. Противодействие Европе во главе с Германией на данном этапе вышло на одну из приоритетных позиций в политике США на фоне некоторого (и, скорее всего, временного) смягчения противоречий Вашингтона с Китаем.
ТАК, НОВЫЕ САНКЦИИ, ВВЕДЕННЫЕ ПРОТИВ РФ, ВВОДЯТ ОГРАНИЧЕНИЯ на сотрудничество Москвы с ЕС в ключевой энергетической сфере, по сути, являясь частью стратегии США по обеспечению энергетического контроля над Европой. Кроме того, они вполне соответствуют современному курсу США на восточноевропейском направлении, который принципиально не отличается от политики, проводимой предыдущими администрациями.
Администрация Трампа, несмотря на ранние декларации о нацеленности на улучшение отношений с Москвой, еще более активно, чем предыдущие власти США, начала проводить курс на обеспечение своего присутствия в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, то есть на стыке интересов Германии и России, что позволяет США эффективно воздействовать на обоих своих конкурентов.
При этом уже сейчас во многом оказались развеяны опасения восточноевропейских союзников США, а также Украины относительно возможности российско-американской сделки. Администрация Трампа за последние месяцы продемонстрировала приоритетность партнерства с восточноевропейскими и некоторыми постсоветскими странами, в частности, в ходе визита в Польшу самого Трампа и последующего вояжа вице-президента Пенса в Эстонию, Грузию и Черногорию. Также свою роль сыграли и двусторонние контакты между Вашингтоном и Киевом.
Более того, как уже отмечалось, в политике Вашингтона наметилась тенденция более жесткой реализации курса на присутствие на постсоветском пространстве, в частности, за счет повышения уровня сотрудничества с Грузией и Украиной. Так, США активно реализуют программу реанимации военного сотрудничества с Грузией, во многом свернутую после российско-грузинской войны 2008 года.
Параллельно с визитом американского вице-президента в Грузии в конце июля прошли учения Noble Partner-2017 с участием американских военных. Также в августе между Вашингтоном и Тбилиси был подписан Меморандум о взаимопонимании по выполнению Программы готовности обороны Грузии, в рамках которого США в ближайшие три года помогут Грузии в подготовке военных девяти батальонов ВС страны. В свою очередь вице-президент США Майк Пенс в ходе своего визита заверил Грузию в поддержке ее территориальной целостности и стремления Тбилиси стать членом НАТО.
В ПОЛИТИКЕ США ЗАМЕТНА ТЕНДЕНЦИЯ К УСИЛЕНИЮ ВОЕННОГО СОДЕЙСТВИЯ УКРАИНЕ, которое было ограничено при администрации Обамы. Пойдя на поставки определенных систем вооружений, предыдущая администрация США воздержалась от прямых поставок так называемых летальных систем вооружений, опасаясь неконтролируемого расширения украинского конфликта. Однако данная ситуация может измениться после прихода к власти администрации Трампа.
В июле The Wall Street Journal сообщила, что Пентагон и Госдепартамент подготовили план поставок Киеву противотанковых ракет и иных вооружений "и добиваются одобрения со стороны Белого дома". Также в августе в Киеве побывал министр обороны США Джеймс Мэттис, сообщивший о том, что Вашингтон утвердил поставку украинской стороне техники на $175 млн, включающей, по его словам, специальное оборудование, которое усилит обороноспособность Украины. Глава Пентагона также пообещал, что в Вашингтоне будет рассмотрен вопрос о поставках летального оружия Украине.
Таким образом, уже сейчас заметно, что курс на сохранение конфликтности с Россией не является частью лишь внутриполитической повестки США и отражает некоторые системные особенности политики Вашингтона, нуждающегося в подобной конфронтации в рамках конкуренции с Евросоюзом. В результате предвыборные заверения Трампа о намерении улучшить отношения с Москвой вступили в противоречие с его же, Трампа, курсом на усиление конкуренции с Германией и Европой в целом. И пока из этого противоречия победителем выходит именно долгосрочная геополитическая стратегия США, а не предвыборная риторика нового американского президента.
Давид Арутюнов, "Голос Армении"