Интервью с директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрием Шугаевым
Газета «Коммерсантъ» под заголовком «Мне не было предписано совершать какие-то революции» опубликовала небезынтересное интервью с директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Российской Федерации Дмитрием Шугаевым.
Экспорт российских вооружений и военной техники является одним из
основных источников дохода государства: в 2016 году его объем составил
свыше $15 млрд. В интервью корреспонденту "Ъ” Александре Джорджевич
директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству
(ФСВТС) Дмитрий Шугаев рассказал о том, кто хочет покупать российское
оружие и что этому мешает. Он объяснил, почему Индия и Китай останутся в
обойме ведущих партнеров РФ, заверил, что сотрудничество с Ираном не
нарушает эмбарго Совбеза ООН, а также высказался о перспективах поставок
оружия в Саудовскую Аравию.
Директор
Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС)
Российской Федерации Дмитрий Шугаев (с) Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
— Насколько неожиданным для вас стало назначение на пост главы ФСВТС России?
— Честно, я этого совсем не ожидал, назначение стало большим сюрпризом.
Однако эти изменения прошли достаточно комфортно для меня и, надеюсь,
для службы. Не секрет, я имею опыт работы в сфере военно-технического
сотрудничества. Мне не пришлось вливаться в коллектив, потому что многих
людей из этой сферы я знал лично и раньше. С тем же Александром
Васильевичем (Фоминым, бывший директор ФСВТС.— "Ъ”) мы в добрых
отношениях, общаемся плотно и сейчас, так как он курирует в Минобороны
международное направление, в том числе и военно-техническое
сотрудничество.
— При назначении задачи перед вами какие-то ставились?
— Мне не было предписано совершать какие-то революции, собственно, в
этом и нет никакой нужды. У нас сегодня главная цель — это создание
максимально благоприятных условий для российских экспортеров продукции
военного назначения в условиях еще более ожесточившейся конкуренции на
рынках. Параллельно необходимо обеспечивать соблюдение всех законов, а в
законодательной сфере нет предела совершенству. Система ВТС работает
достаточно давно и слаженно, что подтверждается цифрами: можно,
например, сравнить с 2000 годом, когда у нас был объем $3 млрд, а теперь
— $15 млрд. Есть разница? Это действительно достижение, без шуток. Но
если говорить об ожиданиях на следующие годы, то я бы не стал
рассчитывать на какие-то сильные рывки. Прежде всего это объясняется
цикличностью рынка. Кроме того, есть экономические возможности
партнеров, кредитоспособность, политический фактор... ВТС мы развиваем
как часть внешней политики России.
— То есть у вас нет задачи, условно, переплюнуть США?
— Нет такой задачи. Сейчас отношения с партнерами нынешними и
потенциальными проходят через определенный фильтр, прежде всего через
призму национальных интересов, национальной безопасности. Плюс ко всему у
нас немало международных обязательств, и мы должны их соблюдать.
— Какие у вас ожидания по показателям на 2017 год? Ждете роста?
— Мы сохраним текущие показатели объема экспорта военной продукции и
вооружений. Однако еще важнее сохранять динамику портфеля заказов. Когда
мы говорим об этом термине — а это обязательства российской стороны и
наших партнеров — и называем его цифру приблизительно в $46–50 млрд,
сохранение портфеля в таком диапазоне, а еще лучше его увеличение,
является наиважнейшей задачей. Потому что это дает возможность нашей
промышленности иметь задел на многие годы вперед. Это и есть залог
успеха в будущем.
— География поставок меняется?
— За последние годы не то чтобы очень сильно. Мы по-прежнему
ориентированы на Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион, которые
занимают приблизительно по 40% в общем объеме поставок продукции
военного назначения. Остальное приходится на другие страны. Например,
ВТС со странами Европы составляло и раньше всего 2–3%, а сейчас и того
меньше.
— Конкуренция обостряется, не дают партнеры расслабиться?
— Конкуренция всегда была и будет: добросовестная и недобросовестная,
когда, извините, тайком засыпают пресловутого песка в бензобак танка
конкурента — и такое, поверьте, тоже бывает. Но наша промышленность в
тонусе и здесь невольно напрашивается тема санкций. Они сыграли в том
числе и положительную роль, так как начала работать программа
импортозамещения. Люди стали больше суетиться, больше думать, как выйти
из положения. Поймите, я вовсе не ратую за санкции. Напротив, я считаю,
что они противоречат духу свободного рынка и конкуренции,
провозглашенным самими же западными странами. Однако нам пришлось резко
искать пути выхода из сложившегося положения, чтобы свои обязательства
исполнить и не подвести наших партнеров,— и в этом однозначно их
положительный эффект.
Совершенно очевидно, что санкции — это надолго. Не было бы известных
событий на Украине — придумали бы еще что-нибудь. В конце концов, список
Магнитского появился задолго до 2014 года. Надо быть прагматиками. Как
говорил император Александр III, «у нас есть два союзника — армия и
флот». И никаких иллюзий по этому поводу у нас быть не должно.
— Авиация опять лидирует по объемам поставок?
— Да, порядка 50% поставок — это наши самолеты и вертолеты. Более того,
мы выходим на 27% мировых поставок боевой авиации. Те же США, кстати, по
этому показателю пусть и ненамного, но отстают. Кстати, в этом году мы
надеемся увидеть рост объемов поставок сухопутной техники, доля которой в
общем объеме экспорта может превысить 30%. Мы наблюдаем большой спрос и
на системы ПВО: только на С-400 «Триумф» обрабатывается порядка десяти
заявок.
— У России несколько лет подряд провисает экспорт морской техники. Исправлять ситуацию как будете?
— Хлопать в ладоши от того, как у нас замечательно идут дела с поставкой
военно-морской техники, мы сегодня не можем. Но здесь есть объяснение:
это очень дорогостоящая техника с длительным производственным и
испытательным циклом, с многоуровневой кооперацией. Сейчас ряд стран
проявляют серьезный интерес к нашим подводным лодкам, корветам,
эсминцам. Мы ставим всем в пример авиацию как успешную нишу, и хотелось,
чтобы по линии военно-морского флота показатели были лучше. Будем
подтягивать это направление.
— Эксперты считают, что мы значительно уступаем конкурентам в
сегменте постпродажного обслуживания. Что делается в этом направлении?
— Я не могу сказать, что это наш сильный конек, но мы отдаем себе отчет,
что это очень важная составляющая. Мы пытаемся исправить ситуацию:
например, у нас на подходе открытие в Бразилии и Перу центров по
обслуживанию наших вертолетов. За день я подписываю десятки документов,
которые касаются постпродажного обслуживания. Тем более, как вы знаете,
недавно изменилась сама система. Сегодня право на обслуживание и
модернизацию ранее поставленной техники, а также поставку запчастей
получили крупные интегрированные структуры российского ОПК. Они начинают
серьезную работу в сфере постпродажного обслуживания, в то время как
«Рособоронэкспорт» в силу своей загруженности поставками финальной
продукции практически перестает этим заниматься. И все это произошло за
последний год.
— Некоторые страны считают, что российские предприятия завышают
цены комплектующих и ЗИПов, поэтому выгоднее брать аналогичную продукцию
у третьих стран.
— Для нас такая позиция — это огромная головная боль. Контрафактная
продукция поставляется из бывших союзных республик, особенно много ее
утекает с Украины: они снимают, условно, двигатель со старой техники,
подчищают и продают за полцены. Потом, когда вертолет, который мы
поставляли, из-за этих комплектующих попадает в нештатную ситуацию или,
хуже того, терпит аварию, то сразу раздаются крики: «Вот, упал
российский вертолет!». Начинают разбираться — а он давно с гарантии
снят, где его чинили, непонятно, где запчасти брали, неизвестно.
— Совет министров Украины принял решение разорвать соглашение с
РФ по экспорту продукции военного назначения в третьи страны. Для вас
это что значит?
— Ничего не значит ровным счетом, потому что соглашение изначально было
полумертвое. Не заработали механизмы, которые были прописаны: ни по
интеллектуальной собственности, ни по проведению совместных
маркетинговых исследований и проработке возможности экспорта в третьи
страны. Документ фактически превратился просто в лист бумаги.
— Индия и Китай — традиционно крупнейшие партнеры нашей страны
по ВТС, однако есть мнение, что отношения РФ с обеими странами
осложняются и эти страны в буквальном смысле от нас «уплывают».
— Я убежден, что никто никуда не уплывает: они такие же прагматики, как и
мы. Индия серьезно развивается, ищет новых партнеров на выгодных для
себя условиях. Но есть и правда жизни. Взять, например, наш с ними
проект создания самолета пятого поколения FGFA: им же никто никогда не
предложит такие параметры сотрудничества, как мы. Американцы никогда в
жизни не дали бы даже десятую часть того, что мы потенциально готовы с
ними обсуждать. Речь идет о совместной разработке и о равных правах на
интеллектуальную собственность обеих сторон. Понимая это, мы с
оптимизмом смотрим на перспективы российско-индийского ВТС. Не хотел бы
предвосхищать события, но если до конца года те шаги, которые мы
наметили с нашими индийскими партнерами в рамках уже достигнутых
договоренностей, в том числе по вертолетной тематике, будут реализованы,
думаю, мы сможем выйти на весьма неплохие объемы сотрудничества по
итогам этого года.
То же самое с Китаем: у нас действительно особый характер
взаимодействия, есть области, в которых мы сотрудничаем на высоком
уровне. Мы даем привилегии стратегически важному партнеру, с которым нас
связывают давние отношения. У нас непрекращающийся процесс работ
межправительственных комиссий, различного вида рабочих групп. Эта работа
невидима на первый взгляд, но, поверьте, она идет полным ходом.
— Недавно Россия и Саудовская Аравия парафировали пакет
контрактов на $3,5 млрд. Как оцениваете шансы на подписание твердых
контрактов?
— До конца этого года пройдет первое заседание межправительственной
комиссии по ВТС: это основа основ для взаимодействия в этой области. Я
это считаю важным подтверждением серьезных намерений саудитов:
межправительственное соглашение по ВТС было подписано с ними в 2015
году, до этого комиссия еще ни разу не собиралась, а тут вдруг
собирается. Процесс достаточно сложный, мы к нему очень готовимся, так
как рассматриваем Саудовскую Аравию как одну из самых интересных для нас
в этом регионе стран. В настоящее время межправительственные комиссии
работают также с Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Иорданией, Марокко,
Алжиром, Египтом, Ливаном — у нас практически весь этот регион охвачен,
взаимоотношения выстроены прочно и надолго.
— А вот во время майского визита Дональда Трампа в Саудовскую Аравию была согласована поставка оружия почти на $110 млрд.
— Честно скажу, я не верю, что за короткое время можно было подготовить
такое количество контрактов по военной линии, все их подписать с
финансовыми обязательствами и так далее. Это просто нереально. Возможно,
что их кто-то пять лет готовил до самого визита. Но что-то мне
подсказывает, что это больше пиар-акция, чем реальность: там указаны
какие-то нереальные цифры по количеству вооружений, по его номенклатуре.
Я не могу на сто процентов утверждать, что там что-то не так, но с
точки зрения элементарной логики возникают вопросы.
— В последнее время участились сообщения о том, что Россия ведет
военно-техническое сотрудничество с Ливией и Ираном в обход резолюций
Совбеза ООН.
— Мы строго соблюдаем все международные обязательства, которые на себя
взяли. У нас есть документы, которые приняла Организация Объединенных
Наций, и последовавшие за этим соответствующие указы руководства страны.
Это касается и Ливии, и Ирана. С Ираном мы обсуждаем вопросы
обслуживания ранее поставленных систем ПВО. Но мы имеем полное право
«легально» с точки зрения международных норм обслуживать эту ранее
поставленную технику. Так что в этом никакого нарушения нет.
— Каковы перспективы поставки вооружений в Египет и Пакистан?
— С Египтом все довольно активно: мы выиграли тендер по боевым
вертолетам Ка-52К «Катран» для вертолетоносцев типа Mistral, обошли
французов c их Tiger. Это было ожидаемо, если честно: Ка-52К был
изначально предназначен именно для этих кораблей. Мы сейчас обсуждаем
технические детали в рамках контрактных переговоров. Кроме того,
российские субъекты ВТС на постоянной основе проводят мероприятия по
продвижению своей техники в Египет. Учитывая сложную политическую
обстановку в этой стране, а также продолжающуюся борьбу с
террористическими группировками, действующими на Синайском полуострове, в
перспективе мы не исключаем возможности новых поставок российской
военной техники в Египет.
А с Пакистаном у нас есть соглашение о ВТС: я подписал его по поручению
правительства РФ в этом году. Если говорить о конкретике, мы сделали
поставку Ми-35, будем смотреть, как дальше будут развиваться события.
Наши взаимоотношения базируются на общей антитеррористической цели, так
что в перспективе я также не исключаю каких-то новых поставок.
— Джакарта проявляет интерес к приобретению дизель-электрических
подлодок проекта 636 «Варшавянка». Можно ли ожидать заключения
контракта?
— Да, у них есть интерес к нашим подводным лодкам. При этом надо
понимать, что политика руководства Индонезии направлена на развитие
производства морской техники внутри страны. Поэтому отвечу так: мы с
индонезийскими партнерами эту тему обсуждаем, мы готовы к поиску
взаимовыгодных моделей. Но говорить о конкретных контрактах еще рано.
Хотя в этом отношении, на мой взгляд, тренд взят хороший.
— Достигнута ли договоренность с Турцией на поставку систем ПВО С-400 «Триумф»?
— Данный вопрос практически «на выданье», но речь идет не о поставке
стрелкового оружия, а о серьезной системе, поэтому присутствуют нюансы. Я
очень надеюсь, что выйдем вскоре на позитивный итог. Наши «заокеанские
друзья», конечно, негодуют, но Турция — независимое государство и сама
может принимать решение, покупать или не покупать, сопрягать или не
сопрягать. Эта система доказала свое превосходство над всеми остальными,
это действительно лучшая система ПВО, которая сегодня существует.
— На форуме «Армия» с кем-то встречались?
— Несмотря на молодость, форум уже получил признание среди наших
зарубежных партнеров: тысячи российских и зарубежных компаний, более 100
иностранных делегаций, порядка 20 из которых возглавили министры
обороны. В рамках форума прошло подписание межправительственного
соглашения по ВТС с Республикой Нигер: то есть как факт наша страна
приобрела нового партнера в области оружейного экспорта. К «Армии-2017»
было приурочено проведение трех заседаний межправительственных комиссий с
Боливией, Суданом, Киргизией — я считаю, это также отражает статусность
и значимость форума. Кроме того, в преддверии «Армии-2017» и в ходе ее
проведения подписано несколько довольно крупных контрактов по линии ВТС,
а также ряд соглашений и программ в области двустороннего
сотрудничества. Проведено заседание наблюдательного совета
российско-индийского совместного предприятия «БраМос».
У нас был крайне насыщенный график переговоров по линии Минобороны и
субъектов ВТС. Иностранным партнерам показан весь спектр современной
военной техники, разрешенной к поставкам на экспорт. Кстати, в личных
беседах иностранцы отмечали высочайший уровень площадки, имею в виду КВЦ
«Патриот», насыщенность деловой и зрелищность демонстрационной
программ. Так что «Армия-2017», на мой взгляд, уже прочно вошла в ряд
наиболее ожидаемых, посещаемых и интересных международных выставок.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Досье
Образована указом президента от 9 марта 2004 года на базе комитета по
военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами,
работавшего с 2000 года. Является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим контроль и надзор в области военно-технического
сотрудничества, выдачу лицензий на ввоз и вывоз продукции военного
назначения, подготовку и подписание международных договоров, внесение
предложений по формированию гособоронзаказа, участие в переговорах с
иностранными заказчиками, организацию выставок военной продукции за
рубежом. Подведомственна Министерству обороны. Штатная численность
службы — 342 человека.
В 2017 году на функционирование ФСВТС из бюджета было выделено 650,2 млн
руб., запланированные расходы на 2018 год — 649,4 млн руб. По оценкам
службы, продажи российской военной продукции составляют около $15 млрд в
год. Из них на страны Ближнего Востока и Северной Африки приходится
48%, Азиатско-Тихоокеанский регион — 45%, Европу — до 2%.
Шугаев Дмитрий Евгеньевич
Личное дело
Родился в Москве 11 августа 1965 года. В 1987 году окончил МГИМО МИД
СССР по специальности «международная журналистика». В 1994–1996 годах —
вице-президент АОЗТ «Коммон Айркрафт Индастриз». С 1996 по 1997 год —
исполнительный директор АОЗТ «Русдага», затем — исполнительный директор
ЗАО «Агентство Юридический Профиль». С 2001 по 2008 год — консультант
гендиректора «Промэкспорта», затем работал на разных должностях в
«Рособоронэкспорте». С 2008 по 2009 год руководил аппаратом гендиректора
госкорпорации «Ростехнологии» (сейчас — «Ростех»). В 2009–2017 годах —
заместитель гендиректора «Ростеха». Курировал внешнеэкономическую
деятельность корпорации, отвечал за организацию Международного
авиационно-космического салона (МАКС) и форума «Технологии в
машиностроении». 31 января 2017 года назначен президентом РФ директором
Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.
Награжден орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2203
Рейтинг поста:
Как-то не понятно - зачем такое количество разных "прокладок", как назвал их Рогозин, между иностранными покупателями и нашими производителями? Есть Рособоронэкспорт, еще и ФСВТС, сами предприятия ОПК торгуют и обслуживают свою технику. Наверняка и это не весь список. Зачем столько структур? Кормить ненасытное чиновничество?