Ко Дню независимости Украины европейские эксперты преподнесли ей
специфический подарок, оценив качество жизни в украинской столице –
Киеве – на одном уровне с городами Африки и Южной Азии, переживающими
острые кризисы. Но действительно ли жизнь в Киеве настолько плоха?
Возможно ли такое, что аналитики из ЕС перегибают палку?
По мнению аналитиков компании EIU – Economist
Intelligence Unit (наряду со знаменитым британским изданием The
Economist она входит в холдинг The Economist Group), хуже, чем в Киеве,
живется только в крупнейших городах Камеруна, Зимбабве, Пакистана,
Бангладеш, Алжира, Ливии и Нигерии. Последнюю строчку в этом рейтинге
занимает столица воюющей Сирии – Дамаск.
Качество жизни в
украинской столице оценили лишь в 47,8 балла из 100 возможных, более
того, город стал лидером по темпам падения, за последние пять лет
ухудшив свои результаты на 21,4%. Сейчас он находится на 131-м месте из
140.
На Украине публикация исследования вызвала бурные споры:
если противники мэра столицы Виталия Кличко и правящего режима в целом в
основном злорадствуют, то сторонники властей называют выводы экспертов
слишком категоричными и полагают, что те видят украинскую реальность в
слишком мрачном свете.
Попробуем разобраться, какая из точек зрения ближе к истине.
Стабильность и безопасность
Специалисты
EIU анализировали ситуацию по пяти группам параметров, рассматривающих
отдельные аспекты жизни. Первая группа носит название «Стабильность» и
включает оценку криминогенной ситуации, вероятность терактов, а также
гражданских и военных конфликтов. Эксперты оценили положение дел в этой
сфере в 35 баллов из 100. Иными словами, с безопасностью в Киеве хуже,
чем, к примеру, в камерунской Дуале или столице Бангладеш Дакке.
В этом смысле эксперты EIU соответствуют тренду международной
аналитики. В апреле 2017 года Всемирный экономический форум поместил
Украину на 127-е место из 136 в рейтинге стран по уровню безопасности.
Хотя
такие оценки выглядят резкими, назвать их безосновательными нельзя.
Только по официальной статистике полиции Киева, уровень преступности в
городе за последние три года вырос со 158 до 253 преступлений на 10
тысяч населения или на 60%. Для сравнения: в Москве соответствующий
показатель в прошлом году составил 153.
Наиболее тревожным в этом
смысле фактором является рост количества преступлений, связанных с
незаконным обращением с оружием и взрывчатыми веществами. Так, в 2016
году в одном только Киеве и его ближайших окрестностях зафиксировано
более десятка взрывов. В большинстве случаев речь идет о неосторожном
обращении с взрывными устройствами, привезенными из «зоны АТО». 14
апреля пьяный мужчина взорвал гранату вблизи станции метро «Лесная». 20
июля неизвестные взорвали гранату на автостоянке на улице Чаадаева, 29
сентября – у ресторана на Парковой дороге. 12 ноября еще один «пьяный»
взрыв гранаты произошел во дворе жилого дома на Большой Житомирской.
В
других случаях срабатывают различные самодельные взрывные устройства,
как это было 24 марта в Соломенском районе столицы. 5 сентября
самодельную бомбу заложили в мусорный бак в Оболонском районе, а 24 июня
несработавшее взрывное устройство обнаружили на остановке общественного
транспорта на площади Тараса Шевченко.
В основном речь тут идет о
преступной небрежности или хулиганстве. Но иногда все гораздо
серьезнее. Так, во время беспорядков под Верховной радой 31 августа 2015
года в результате броска боевой гранаты погибли четыре человека. 20
июля 2016 года в Киеве был взорван автомобиль, в котором находился
журналист Павел Шеремет. 23 июня 2017 года с помощью взрывного
устройства, заложенного в автомобиле, пытались прикончить приехавшего в
Киев крымского бизнесмена, а 27 июня того же года в результате подрыва
авто погиб командующий спецназом Главного разведывательного управления
Минобороны Максим Шаповал.
Вряд ли стоит удивляться тому, что по
результатам опроса, проведенного в феврале 2017 года украинской
социологической группой «Рейтинг», лишь 14% киевлян сообщили, что
ощущают себя в безопасности на улицах города.
Образование и здравоохранение
Среди
проанализированных экспертами групп показателей можно выделить две, с
которыми у Киева дела обстоят более-менее благополучно как в абсолютном,
так и в относительном выражении.
Состояние его сферы
здравоохранения эксперты оценили в 54,2 балла из 100, то есть несколько
выше среднего. По этому показателю Киев опередил почти все города из
последней десятки рейтинга: ближе всего к украинской столице оказались
Алжир и Карачи с показателем в 45,8 балла.
Еще лучше положение дел в сфере образования: здесь Киев оценили в 75 баллов из 100 возможных.
Однако относительное благополучие в этих областях нивелируется плачевным состоянием дел в других.
Культура, экология и коррупция
Группа
показателей, озаглавленная «Культура и окружающая среда», включает в
себя весьма разнородные параметры, такие как состояние учреждений
культуры, массовые мероприятия, доступность товаров и услуг (в т. ч. еды
и алкоголя), наличие спортивных учреждений, степень загрязненности
окружающей среды, а также почему-то уровень коррупции и цензуры.
По
этой группе показателей Киеву досталось 48,4 балла из 100. Столица
Украины отстала даже от столицы Зимбабве, уже много лет находящейся в
состоянии перманентного экономического кризиса, но набравшей 58,6 балла.
Опередил Киев и нигерийский Лагос с 53,5 балла, а наиболее близкой
оказалась оценка, поставленная экспертами камерунской Дуале (48,4
балла).
Не настаивая на точности этой оценки, подчеркнем, что сами
киевляне крайне скептически оценивают положение дел в данных сферах.
Так, по данным опроса группы «Рейтинг», лишь 4% жителей украинской
столицы оценили состояние учреждений культуры в Киеве как отличное.
Обеспокоены горожане и экологической ситуацией: на пятерку ее не оценил
вообще никто, 5% поставили столичной экологии четыре балла, а 63%
считают ее плохой и ужасной.
Такое мнение небезосновательно: в
Киеве существуют серьезные проблемы с загрязнением воздуха и качеством
питьевой воды. По состоянию на 12 августа 2017 года в городе вдвое
превышен уровень предельно допустимой концентрации (ПДК) в воздухе
оксидов углерода, а 17–18 августа в украинской столице зафиксировано
превышение ПДК формальдегида и диоксида азота в атмосфере в 4–5 раз (по
сообщению пресс-службы ГСЧС Украины).
Основная причина такого
положения вещей – загруженность Киева автомобильным транспортом, который
к тому же далеко не всегда является эффективным с экологической точки
зрения. Хотя с 2016 года на Украину запрещен импорт авто, не
соответствующих экологическому стандарту «Евро-5», по стране «бегает»
масса авто стандарта «Евро-4» и хуже. Кроме того, к примеру, в России с 1
июля 2016 года запрещено производство топлива, не соответствующего
стандарту «Евро-5» (К5), тогда как украинские НПЗ в сентябре 2016 года
только начали производить такое топливо.
Инфраструктура
Положение
дел с инфраструктурой эксперты EIU оценили в 42,9 балла из 100, т. е.
ниже среднего. По этому показателю Киев опередил, например, откровенно
трущобную Дакку (Бангладеш) и зимбабвийский Хараре, однако отстал от
нигерийского Лагоса (46,4 балла) и пакистанского Карачи (51,8).
Инфраструктурные проблемы Украины вообще и Киева в частности – давно
уже притча во языцех. К примеру, в Стратегии развития Киева до 2025 года
общий уровень износа инфраструктуры оценен в 53%, износ
электроподстанций – в 68%, кабельных и подземных линий электропередачи –
в 60%, водопровода – в 81%, канализации – в 72%, теплосетей – в 66%.
Не
лучше ситуация и в сфере городского транспорта: подвижный состав метро
изношен на 84%, трамваев – на 89%, контактной сети городского
электротранспорта – на 60%.
А ведь одним лишь износом проблемы
инфраструктуры не ограничиваются: созданная в массе своей еще в
советское время, она зачастую попросту не приспособлена к современным
реалиям. К примеру, на 1000 зарегистрированных авто в Киеве приходится
всего 1,7 паркоместа, что порождает дополнительные проблемы и с
парковками, и с загруженностью автодорог, крайние полосы которых нередко
используются как раз для парковки за неимением лучшего.
С
последствиями небрежного отношения к инфраструктуре киевляне регулярно
сталкиваются на практике. К примеру, в мае 2017 года многие жители
столицы на несколько месяцев остались без горячей воды. Правда,
киевляне, впервые столкнувшиеся с этой проблемой лишь сегодня, могут
считаться счастливчиками. В других регионах Украины, например в Одессе,
горячая вода уже много лет исчезает с окончанием отопительного сезона и
появляется лишь осенью.
Вместо послесловия
Киевляне,
конечно, вправе озадачиться положением своего города в рейтингах вроде
того, что составлен EIU. Привыкшие считать себя жителями одной из
европейских столиц (пусть и не самой успешной, но вполне
цивилизованной), они вряд ли рады видеть свой город в ряду откровенно
депрессивных африканских и азиатских мегаполисов.
Но данный
результат является всего лишь закономерным следствием происходящего на
Украине. Государство, отмечающее в эти дни 26-ю годовщину своей независимости, слишком долго ограничивалось эксплуатацией доставшегося от СССР инфраструктурного и экономического наследия, почти не уделяя внимания его модернизации и развитию.
Увы,
«жизнь по-новому», начавшаяся на Украине после победы Евромайдана и
прихода к власти Петра Порошенко, не стала для страны началом перемен к
лучшему. Напротив, отрицательные тенденции только усилились в связи с
тем, что к прежним негативным факторам добавились новые: политическая
нестабильность, экономический кризис, приток из «зоны АТО» оружия и людей, умеющих с ним обращаться, и тому подобное.
Согласно
данным того же муниципального опроса от группы «Рейтинг», лишь 15%
киевлян полагают, что страна движется в правильном направлении, а для
самого Киева аналогичный показатель составляет 22%.
Осознать наличие проблемы – уже половина дела. Поняв, что страна
движется не туда, граждане Украины могут выбрать новое направление
движения.
Принципиально важно, чтобы оно не
оказалось еще хуже предыдущего – такие прецеденты в новейшей истории
Украины случались уже неоднократно.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2743
Рейтинг поста:
"Осознать наличие проблемы – уже половина дела. Поняв, что страна движется не туда, граждане Украины могут выбрать новое направление движения. "
Да кто ж им позволит? Была "Революция" в начале 14-го года, все! А теперь разные там батальены, армия США, Польши и т.д. будут прочно удерживать завоевания этой "революции" и все ппротивники будут признаваться сепаратистами и будут просто уничтожаться. Если бы Янукович отдал приказ на уничтожение тех "революционеров" или "сепаратистов", ну погибли бы 100 или 500 человек и все. Испугался, не дал команду открывать огонь и получил то, что получил и огромные людские потери. А сегодняшняя власть уже не допустит этих или подобных ошибок. И эта власть - надолго! И с этим надо смериться всем украинцам. Допрыгались, доскакались!!!
--------------------