Предстоящие через месяц выборы в бундестаг в Германии нельзя назвать
суперинтересными, потому что главная интрига отсутствует - имя
победителя, по мнению большинства политологов, уже известно. На выборах
победит консервативный блок CDU/CSU, а федеральным канцлером четвертый
раз станет Ангела Меркель. И все же абсолютно «пресными» выборы назвать
нельзя. Специалисты, например, много спорили, что станет главной темой
выборов: беженцы, Россия, США, реформы в ЕС, экономика? Все эти темы в
ходе предвыборных баталий, конечно, присутствуют, но серьезную
конкуренцию им составляет судьба автомобилей с дизельными двигателями
или, проще говоря, «дизелей». В том, что этот вопрос волнует миллионы
немцев, никто, конечно, не сомневался. Но мало кто предполагал, что о
дизелях будут так много говорить на митингах и собраниях буквально все
участники предвыборной кампании.
На этой неделе Ангела Меркель впервые публично признала, что Германия
в ближайшем будущем может запретить дизельные автомобили. Слова
канцлера и фаворита предстоящих выборов произвели в ФРГ фурор. В этом
нет ничего удивительного, если учесть, что в автопроме занято 800 тыс.
человек, половина которых собирает машины с двигателями внутреннего
сгорания, и что дизели являются сейчас краеугольным камнем автомобильной
промышленности, одного из главных локомотивов всей немецкой экономики.
Сейчас трудно поверить, что всего каких-то пару десятков лет назад
дизельное топливо считалось едва ли не экологически чистым и что во всей
Европе, включая Германию продажи дизелей опережали продажи машин,
работающих на традиционном бензине. Тогда, правда, старались не обращать
внимание на состав выхлопных газов, образующихся при сгорании
дизельного топлива, и на то, что после выхода дизелей на первое место по
продажам многие крупные европейские города стали чаще скрываться в
смоге.
Проблема дизелей резко обострилась в позапрошлом году, когда в
Германии вспыхнул скандал, который так и назвали: «дизельгейт».
Выяснилось, что главные немецкие автопроизводители не один год
обманывали регуляторов и потребителей, занижая при помощи хитроумного
программного обеспечения и прочих приспособлений результаты проверок по
выбросам вредных веществ в атмосферу.
Дизельгейт тянется без малого уже два года, но при этом не
ослабевает. Его «популярность» доказывает и то, что редкий предвыборный
митинг все участников выборов проходит без упоминания о дизельных
двигателях.
Лидер социал-демократов и главный соперник Меркель на выборах
канцлера - Мартин Шульц, конечно, тоже пытается разыграть «дизельную»
карту. Он, к примеру, «прошелся» по зигзагам в политике Ангелы Меркель,
которая раньше, как, впрочем, и остальные политики, всецело поддерживала
дизельные автомобили. Шульц критикует канцлера за поддержку запрета
дизеля, потому что этот запрет станет очень сильным ударом как по
немецким автопроизводителям и, в первую очередь, рабочим и профсоюзам,
так и по потребителям, т.е. автовладельцам. В Минфине ФРГ дизельный
кризис считают одной из серьезных угроз для немецкой экономики.
Конечно же, критикует главный социал-демократ и якобы существующие
«особые» отношения между Берлином и немецким автопромом. Это лето лидеры
немецкой автомобильной промышленности запомнят надолго. Их критикуют со
всех сторон. Причем, не только за дизельгейт, но и за нерешительность в
решении проблемы чистоты воздуха в крупных городах ФРГ. Состоявшийся в
начале августа «дизельный саммит», на котором присутствовали боссы
автопрома и политики, привел к отзыву более чем 5 млн автомобилей для
существенных переделок систем токсичности выхлопа.
Лидеры крупнейших партий делают сейчас серьезные заявления о судьбе
автопрома. Мартин Шульц, например, предлагает ввести обязательную квоту
на электромобили, а зеленые призывают запретить дизелям заезжать в
центры городов. Политикам приходится работать под сильным давлением
немецкой Фемиды. Судьи сейчас разбирают иски, поданные защитниками
природы в 16 крупных городах Германии. Активисты настаивают на запрете
на въезд в центр городов старых дизельных автомобилей. Радикальнее всего
настроены жители Штутгарта, которые требуют от властей не пускать в
центр автомашины, не соответствующие стандарту Евро-6. Судья поддержал
истцов и обязал власти Штутгарта запретить с 1 января 2018 года
автомобили с дизельным двигателем.
Немецкая общественность, конечно же, не осталась в стороне от
обсуждения столь важного для страны вопроса. Обыватели, между тем,
задаются вопросом, не стала ли очень важная и влиятельная автомобильная
промышленность настолько «большой» и «важной», чтобы правительство
пойдет на любые меры, лишь бы не допустить ее крушения? Конечно же,
критикуют автопроизводителей, сложивших все яйца в одну корзину, и за
недальновидность. Они слишком долго полагались на дизели и теперь
отстали от конкурентов из США, Японии и Китая в альтернативных
технологиях.
Ангела Меркель пытается лавировать между полярными мнениями –
запретом двигателей внутреннего сгорания и защитой дизеля, который
оказался хребтом немецкого автопрома. Известно, что 74% от общего объема
проданных машин BMW – дизельные. У Audi этот показатель составляет 67%.
Канцлер надеется спасти, что еще можно спасти, и поэтому защищает
дизели: «Мы хотим сохранить сильный автопром. Я сделаю все, чтобы по
счетам платили не простые немцы и чтобы они могли ездить на дизельных
машинах в наших городах».
Однако сейчас, похоже, канцлер решила поддержать противников дизеля. Она заговорила о возможности запрета дизельных двигателей.
«Я пока еще не могу назвать точный год, но направление выбрано
правильное,- заявила на днях Ангела Меркель в интервью еженедельнику
Super Illu.- Если мы быстро вложим деньги в инфраструктуру и технологии
для более актуальных сейчас электромобилей, то общий переход структурно
будет возможен».