Убрать Порошенко: почему Киеву не нужен мир на Донбассе
Главная проблема внешней и внутренней политики Украины — гражданская
война с непризнанными республиками ДНР и ЛНР. Вот уже более трех лет
Киев пытается военным путем принудить самопровозглашенные
государственные образования вернуться в лоно украинского государства.
А еще более двух лет существуют Минские соглашения, предполагающие
мирный путь урегулирования конфликта, однако дело так и не сдвинулось
с мертвой точки. Ни войной, ни миром конфликт не решается.
Война как смысл украинской политики
За три года украинского конфликта в самой Украине произошли существенные изменения.
Во-первых, ДНР и ЛНР в украинских медиа воспринимаются как
"преступные образования", с которыми не может быть переговоров.
Украинская политическая элита не способна и не желает идти на переговоры
с руководителями ДНР и ЛНР.
Невозможно представить себе сидящих за одним столом и даже в одном
помещении как участников переговоров президента Украины Порошенко
и лидеров непризнанных республик Захарченко и Плотницкого.
Три года назад, когда Петр Порошенко только был избран президентом,
это была вероятная ситуация. А теперь — нет. И Порошенко все сделал,
чтобы положение было именно таким.
Во-вторых, за три года войны, пускай и вялотекущей, Украина
полностью утратила не только контроль, но и почти любые формы
сотрудничества с населением непризнанных республик. Окончательно добила
идею восстановления целостности государства транспортная блокада
Донбасса, объявленная руководством Украины и поддержанная ее элитами
в начале нынешнего года. А также и другие виды блокад — энергетическая,
продуктовая, водная.
В-третьих, в самих непризнанных республиках постепенно в течение этих
трех лет сформировались свои элиты, свои экономические и политические
связи с соседями — в России и на той же Украине. Причем на Украине —
полулегальные. Три года самостоятельного плавания не прошли бесследно —
сформировалось достаточно самостоятельное управление ДНР и ЛНР. И они
существуют в этой новой парадигме — со своим госаппаратом, коммунальными
службами, армией и структурами, обеспечивающими безопасность и сбор
налогов.
В-четвертых, зададимся вопросом: а нужен ли нынешней Украине Донбасс? Вернее, в каком качестве он нужен?
Как территория, которую надо восстанавливать (если Донбасс войдет
в состав Украины), вряд ли. Потому что Украина не имеет средств
на содержание собственных граждан. Семь миллионов 700 тысяч семей (а это
примерно половина страны) при нынешнем состоянии дел нуждаются
в государственных дотациях, то есть не могут оплачивать услуги ЖКХ. А
средств на такие объемные дотации у государства нет.
Откуда же возьмутся средства на восстановление разрушенного за три
года войной? В свое время бывший премьер Арсений Яценюк называл сумму,
необходимую для восстановления Донбасса, — 100 миллиардов долларов.
Пусть сумма завышена втрое, но и тридцать-то миллиардов взять негде.
Кроме того, восстановление Донбасса в составе Украины сразу усилит
оппозиционные нынешней власти настроения, потому что в страну вольется
протестный по отношению к режиму Порошенко электорат. Поэтому,
по большому счету, нынешнему президенту, его администрации и окружению
протестный Донбасс не нужен.
С другой стороны, если Донбасс сегодня и нужен Украине, то только,
как это ни странно звучит, именно в качестве мятежной территории. Потому
что президент Порошенко, его администрация, внешнеполитическое
и оборонное ведомства, что называется, "заточены" под борьбу
с Донбассом. Вся политика Порошенко во внешнем мире — это политика
государства, воющего за свой суверенитет и целостность с мятежниками.
В этой политической парадигме, созревшей на Украине за три года
конфликта, все стали себя чувствовать вполне комфортно, с этим сжились
политические структуры, это стало даже сутью внутренней политики —
списывать на Донбасс все политические и экономические огрехи
правительства, несовершенство реформ и коррупцию.
И бизнес стал развиваться соответствующий — оборонно-мобилизационный.
Иными словами, для режима Порошенко именно ситуация постоянно
существующего в стране военного конфликта без реальной перспективы
вернуть Донбасс на Украину наиболее выгодна, потому что приносит свои
дивиденды и вполне ощутимые выгоды — финансовую и политическую поддержку
США и ЕС.
Три пути к миру
По сути, есть три варианта решения гражданского конфликта на Украине.
— оставить гражданский конфликт в таком состоянии, как сейчас (что
вполне устраивает режим Порошенко и отчасти — нынешние элиты Донбасса);
— отпустить Донбасс в самостоятельное политическое и экономическое
плавание (на что никогда не будет согласна, во всяком случае официально,
ни одна политическая сила на Украине, потому что это может разрушить
вообще все государство);
— и, наконец, третье — возвратить Донбасс в состав Украины, но в
качестве автономного образования с целым набором политических
и экономических привилегий, с чем категорически не согласен Порошенко.
Очевидно, что "замороженность" украинского конфликта все-таки
не может быть вечной. Хотя бы потому, что непризнанные республики
оказываются ограниченными в экономических и внешнеполитических связях.
При этом Запад не собирается отступать от выработанных Минских
соглашений. Там будут все настойчивее говорить о необходимости
восстановления государственности по одной важной для него причине.
Наличие непризнанных территорий и тлеющий военный конфликт стали
питательной средой для различных радикалов. А "серая зона" между
Украиной и Донбассом — область, через которую поступают по обе стороны
границы контрабанда и оружие, где развивается торговля людьми
и сформировалась преступная среда.
Конечно, наиболее опасны в этом смысле радикальные силы —
националистические отряды боевиков. И все это в центре Европы, и без
того испытывающей давление со стороны радикальных исламских террористов.
Кроме того, значительная часть внутриукраинской оппозиции в борьбе
за власть делает своим флагом восстановление Донбасса в составе Украины.
А значит, рано или поздно ситуация с интеграцией Донбасса в Украину
все-таки может перейти из области лозунгов и фантазий в реальность.
Очевидно, что при нынешних президенте и администрации это почти
невозможно. Порошенко сам стал символом борьбы и гражданского конфликта.
Да и не захотел, а скорее всего не смог, реализовать ни одного пункта
политической части Минских соглашений.
Поэтому для дальнейшей интеграции Донбасса должны произойти определенные политические изменения и на Украине, и в мире.
Без Порошенко
Ситуация вряд ли будет как-то меняться до президентских выборов
в России. Без России решать проблемы Украины и Донбасса никто ни в
Европе, ни в США не будет. А поэтому до президентских выборов в России,
как полагают дипломатические источники РИА Новости, в ситуации
с Донбассом ничего не изменится.
А вот после президентских выборов вполне возможна выработка дальнейших шагов по реализации Минских соглашений.
Немаловажный момент — смена режима на Украине. Президентские выборы
на Украине, согласно конституции страны, должны состояться через год
после российских, то есть в мае 2019 года. Либо, если Запад захочет все
же ускорить процесс интеграции Донбасса, это произойдет раньше —
в середине или в конце 2018 года. В том, что США и ЕС могут решить этот
вопрос, поставив Порошенко перед необходимостью досрочных выборов, ни у
кого сомнений нет.
Но обязательное условие перехода к мирному и интеграционному решению
донбасского конфликта — смена президента. Будет ли это Тимошенко
или кто-то другой, пока непонятно. Но новый президент получит карт-бланш
на решение проблемы. И без груза ответственности за раскрутку
конфликта, который есть у Порошенко.
Захар Виноградов Источник: ria.ru.
Рейтинг публикации:
|