Мировой рынок утопий
Вначале — новости. Компания Tesla объявила об очередных рекордных квартальных убытках — на сей раз в 336 миллионов долларов.
Новость
это рядовая для "Теслы” – которая за четырнадцать лет своего
существования имела всего два прибыльных квартала. И новость это рядовая
для мирового поп-хайтека вообще, поскольку в его рядах существуют
гиганты, прибыльными не бывшие вообще никогда (на ум приходит, например,
Twitter — занятный взбрык свободного рынка, когда без данного глубоко
убыточного сервиса передовой мир себя уже не представляет, а потому
регулярно жертвует на него денег в добровольно-принудительном порядке).
Но
штука вся в том, что Tesla и всё такое — это гораздо больше, чем просто
продвинутые технологии. О том, продвинуты ли вообще эти технологии или
просто пиарный фейк — давно ведутся схоластические споры, но дело не в
этом. Куда важнее то, что для миллионов граждан на планете весь этот
«новый хайтек» выполняет функцию куда более значимую.
Он представляет собой утопию.
Что
тут важно учесть. Утопия, о которой речь — это не «образ будущего» и не
футурологическая фантазия. В прикладном своём смысле утопия — это
идельное представление о способе организации современной
действительности
Этим она резко отличается от фантастики.
Кампанелла в свой Город Солнца не вводил никаких несуществующих в его
время продвинутых технических приблуд. Не делал этого Томас Мор на своем
острове — он решал вопрос о том, как сделать, чтобы овцы не съели людей
(мы даже не понимаем без контекста, о чем это, а для англичан начала
шестнадцатого столетия это огого сколько значило).
Утопия — это всегда пусть поэтизированный и идеализированный, но образ осязаемого Сегодня.
Поэтому
средневековые китайские трактаты об идеальных государствах, в которых
установлено Вечное Процветание, всегда соотносились с реальным
средневековым Китаем, который, между прочим, весьма приблизился к
идеальной организации быта и впал в упадок исключительно под давлением
изменившихся обстоятельств — собственного роста населения и внешней
агрессии.
А вот человечество Эры Встретившихся Рук Ефремова или
Полдень Стругацких — это не утопии, а просто социально-философская
фантастика
Ну так вот. О том, что «Тесла» и Ко суть сегодняшняя
утопия, имеется множество свидетельств. Например, в минувшую субботу в
издании «Новые Известия» появилась бойкая авторская критика на
публикацию «Ум+» "Почему конец истории закончился так быстро”.
Колумнист, разоблачая наши инсинуации, пишет бесхитростно:
«Вся
история государства российского только и вопиет об одном и том же – о
политической, экономической и социальной нестабильности, которые это
государство преодолевает одним и тем же излюбленным способом –
репрессиями. Если нестабильность помножить на очень скорую ненужность
углеводородных ресурсов во всем цивилизованном мире, то получится
нестабильность даже не в квадрате, а в пятой-шестой степенях.
Ведь
ровным счетом ничего в нашей стране не производится, несмотря на все
реляции, посулы и розовые мечты. Без сомнения, не только рухнет, но и
развалится».
Ключевое здесь — очень скорая ненужность
углеводородов. Потому что передовой мир пересаживается (Уже Сегодня!) на
электромобили, а электричество для них берётся из розетки, а в розетку
оно приходит с солнечных панелей и со сверкающих белых ветряков, а
пластмасс, которые (сюрприз! производятся из углеводородов) на планете
не существует вовсе.
Поэтому я, например, только что провёл
эксперимент — набрал в гугл-картинках запрос «Tesla town», заранее
загадав, что я там увижу набор изображений малолюдных малоэтажных
буколических предместий, утопающих в зелени под голубым небом.
Ну и вот: Tesla Town.
При рассматривании данных картинок у граждан,
восприимчивых к идеальным моделям, должно возникать ощущение, что это
осязаемое уже к сегодняшнему вечеру грядущее — когда всё человечество
начнёт жить в умных домах, крытых двускатно дранкой из солнечных
панелей, пассивно трудиться слегка сгорбившись над майнингом биткойнов и
кататься на бесшумных автопилотах по экологичным автострадам с умным
асфальтом.
Вопрос о том, кто будет разделывать рыбу, обновлять
подземные коммуникации и заниматься прочими малоэстетичными видами
непосредственного труда, решается вполне по-томасморовски. Только у Мора
пятьсот лет назад этим занимались военнопленные, а в теслаутопии —
неудачники из нецивилизованных уголков планеты либо из «карманов
третьего мира» в мире первом, то есть из гетто.
Насколько соответствуют жутковатой нашей реальности реальности все эти буколики — очевидно и без издевательских комментариев.
Но
функция данных буколик — не в том, чтобы соответствовать реальности на
самом деле. Она в том, чтобы идеализировать некие части
действительности, вселяя в души граждан спокойную уверенность в
достижимости гармонии уже имеющимися средствами.
И в этом смысле необходимо признать одну несколько парадоксальную вещь.
Единственной
глобально раскрученной (и претендующей на глобальность же) современной
альтернативой «хайтек-утопии» является утопия, предлагаемая
террористическими организациями Ближнего Востока
Они тоже
выпускают свои агитационные материалы, в которых представляют
поэтическое идеализированное Сегодня. Мы можем видеть в их агитроликах,
как жители соответствующего Корану и Сунне государства трудятся,
отдыхают здоровым образом, едят смоквы и пьют чай, ловят рыбу, тетешкают
детишек, поют с глубоким артистизмом священные аяты или читают их с
выражением, и вокруг благорастворение.
Более того — если кто
забыл, запрещённая в России ТО ИГ выпускала даже свой, «полярный» по
отношению к западному, но по идейному функционалу очень близкий к
оригиналу биткойн под названием Золотой Динар. Из золота — которое, как
число биткойнов, конечно и поэтому не поддаётся спекуляции.
Что
любопытно — нежизнеспособность этой утопии в данный момент тоже наглядно
доказывается. Только не очередным финансовым отчётом, а совместными
боевыми действиями двух международных коалиций, во всём прочем различных
меж собой.
…Имеется ли на мировом рынке утопий сегодня отечественная продукция?
Нет,
не имеется. Если не считать утопией главную международную мульку
отечественной политики о «мире суверенитетов» как альтернативе
«однополярнсти». Но эта мулька — скорее техническая, чем идейная,
определяющая мировой жизненный уклад.
Почему не имеется на международном рынке русской утопии?
Потому
что передовая отечественная мысль сейчас мучительно пытается сшить
покамест идеалистический вариант собственной, внутренней актуальной
реальности. А задача это непростая, поскольку в нашем нынешнем укладе
сочетаются массированное огосударствление экономики с одной стороны — и
массированное же социальное расслоение
Государственнический
патриотизм — и углубляющееся отчуждение потомственных (уже) элит от
реалий Родины, доходящее до фейспалмовских призывов «поддержать через
Ютуб отечественное судопроизводство». Идеологический «железный занавес» –
и практическая открытость глобальным конкурентам, непрерывно
экспортирующая вовне капиталы и мозги. Строительство новых АЭС и атомных
ледоколов — и явная, на общемировом уровне, деградация стратегических
целеполагающих институтов.
Поэтому, как ни парадоксально — скорее
хорошо, что отечественной утопии на международном рынке нет. Это
подтверждает тот факт, что и нашей Родине придётся в некотором будущем
выбирать между двумя давлениями со стороны разных реальностей:
общегосударственной и элитной.
Автор: Виктор Мараховский Источник: cont.ws/.
Рейтинг публикации:
|