Британский
аналитический центр Chatham House выявил 14 географических точек и
объектов инфраструктуры, на которых держится мировая продовольственная
безопасность, пишет журналист El Pais Карлос Лаорден. Исследователи предостерегают, что ни правительства, ни
международные организации не уделяют должного внимания проблемам,
которыми чреваты кризисы в этих точках.
Например,
если перекрыть проливы Босфор и Дарданеллы, это может спровоцировать
дефицит продовольствия в Северной Африке. Автор поясняет: через эти
проливы "идет пятая часть мирового экспорта пшеницы" - партии, которые
отгружаются из России, Украины и других стран Причерноморья и следуют в
Северную Африку и на Ближний Восток. Альтернативных маршрутов или
способов доставить пшеницу в регионы-получатели практически нет.
По
данным издания, 60% калорий, потребляемых человечеством, приходятся на
кукурузу, пшеницу и рис. Этими продуктами питаются 2,8 млрд человек.
"Поэтому проблемы, которые могут ударить по основным узлам импорта и
экспорта этих продуктов, создают серьезный риск для продовольственной
безопасности многих стран", - пишет издание. "Это не столь заметные
риски, о них думают недостаточно, чтобы подготовиться", - признает
Абдольреза Аббасиан, главный экономист FAO (Организация ООН по вопросам
безопасности и сельского хозяйства).
В докладе
Chatham House говорится о климатических изменениях, которые могут
вызвать неурожай на почве засухи или наводнений, а также спровоцировать
сбои в поставках. Допустим, ураган помешает экспорту пшеницы из США, а
наводнения в Бразилии воспрепятствуют доставке сои в порты.
"Есть
также риск, что эти "бутылочные горлышки" будут перекрыты ввиду
конфликтов, войн или столкновений", - пишет автор. Могут быть приняты
политические решения об ограничении транзита или создании барьеров для
экспорта.
"И, наконец, есть проблема слабости
инфраструктуры и недофинансирования", - пишет автор, упоминая о
проблемах с речным транспортом в США и уязвимости бразильских
автомобильных дорог перед ливнями. Порты и дорожная инфраструктура
нуждаются в модернизации и расширении.
"Суть в
том, что поддержание бразильских шоссе или Суэцкого канала в хорошем
состоянии не должны быть исключительной заботой Бразилии и Египта: это
вопросы глобального значения", - заключает журналист. В докладе
предложены конкретные меры: сделать запасы продовольствия на случай
чрезвычайных ситуаций, заключить политические соглашения, инвестировать
в модернизацию инфраструктуры.
Издание отмечает, что Китай уже инвестирует в бразильские порты, идет также поиск альтернативных маршрутов.
Автор
подчеркивает: только 4% импорта зерна и удобрений в Китай следуют
через коридоры, у которых нет альтернативы. "Не стоит впадать в
паникерство", - полагает Аббасиан, подчеркивая, что в докладе идет речь
о потенциальных рисках и проблемах.
И все же
издание отмечает: "Рост населения и изменения рациона означают, что все
больше стран впадает в зависимость от импорта продовольствия".
Газета
приводит список ключевых точек и объектов из доклада Chatham House.
Среди них - Панамский и Суэцкий каналы, Босфор и Дарданеллы,
Гибралтарский пролив, порты на берегах Черного моря и железные дороги
Причерноморского региона.