Как и зачем Навальный начал "шатать" православие
Алексей Анатольевич Навальный внезапно выступил в
качестве радетеля русского православия. Правда, как всегда в своей
«оригинальной манере». В частности, либеральный оппозиционер, процитировал Сергея Чапнина (не путать с Чаплиным!), в прошлом заместителя главного
редактора и ответственного редактора официальных церковных изданий
«Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник».
Цитирует Алексей Анатольевич из Чапнина следующее: «Результатом
тесного сотрудничества Церкви государства в последнее десятилетие стал
особый комплекс идей, который богато украшен православными символами и
церковной терминологией, но при этом носит глубоко секулярный,
идеологический характер - своего рода постсоветская гражданская религия.
Многокилометровые очереди к принесенным в Россию из других стран
святым мощам и другим святыням, - это прямая эксплуатация Церковью жажды
чуда, которая живет у значительной части россиян. Не случайно, что тех,
кто из года в год в социологических опросах уверенно называет себя
православным (60-70% населения России), в 10 раз больше, чем тех, кто
регулярно ходит в храм (5-7%)».
Хлёстко так, и с радением о "матери нашей, православной Церкви", не правда ли?
И... нет, не правда.
Дело в том, что Сергей Чапнин до недавнего времени был
высокопоставленным церковным чиновником. Который заведовал главными
рупорами официальной церковной позиции. Правда, это не мешало ему
активно общаться с «Центром Карнеги», например, а то и «подпускать
скандальности» в курируемые издания в плане поддержки ювенальной юстиции, а то и вообще, абортов.
Одним словом, Чапнин оставался кадром из девяностых, многие из
которых работали при, светлой памяти, Патриархе Алексии II. Почему
работали? Потому, что у владыки Алексия хватало проблем и помасштабнее,
нежели отдельно взятые «церковные либералы».
Патриарх Кирилл, нужно сказать, тоже несколько лет не обращал
внимание на эту одиозную фигуру. И тоже, по тем же самым причинам. Но
затем, внимание все же обратил с соответствующими кадровыми решениями.
И, уж извините, при всем многообразии точек зрения внутри Православной
Церкви на современную реальность, апология «ювеналки», абортов», да и
«карнегианства» по которому у многих православных религиоведов есть
вопросы, так сказать, оккультного характера - это как-то слишком.
В общем, когда Егор Холмогоров (к которому можно и нужно как угодно
относиться - но в плане его вероисповедания сомнений нет) пишет: «я
думал днище глубже Навальному пробить трудно. Но тут он начал цитировать
неообновленца Чапнина (почти Морозов) про РПЦ как "христианство без
Христа".
Лучше бы Ололоша вступил в Пусси Райот - и это было бы менее
похабно», - думается, Егор слишком мягок в определениях. Потому, что
Чапнин - это не нео-, а скорее, ультраобновленец с изрядным оккультным
флером.
И все это было бы «досадным эпизодом», некоей случайностью, если бы
не еще один момент. Сегодня, другой «опальный церковнослужитель», в
последние годы выступающий с «критикой церковного режима», а именно,
протодиакон Андрей Кураев выступил с обвинением в «антихристианстве»
первого заместителя председателя синодального отдела по взаимоотношениям
Церкви с обществом и СМИ, Александра Щипоква, который заявил, что
«Главная наша ценность - это традиция».
И здесь не в Щипкове дело, а в том, что противопоставляет церковному
чиновнику Кураев. А противопоставляет Соловьёва с притчей про антихриста
и «мёртвую традицию»:
«Христиане! Скажите мне, что для вас всего дороже в христианстве,
чтоб я мог в эту сторону направить свои усилия? Любезные братья! Знаю я,
что между вами есть и такие, для которых всего дороже в христианстве
его священное предание, старые символы, старые песни и молитвы, иконы и
чин богослужения. И в самом деле, что может быть дороже этого для
религиозной души? Знайте же, возлюбленные, что сегодня подписан мною
устав и назначены богатые средства Bceмиpнoмy музею христианской
археологии в славном нашем имперском городе Константинополе c целью
собирания, изучения и хранения всяких памятников церковной древности,
преимущественно восточной».
Это слова антихриста, если кто не понял.
И снова виной всему «мёртвая традиция». Как и у цитируемого Навальным
Чапнина. Но вот в чем нюанс, цифры Чапнина взяты в общем-то из воздуха.
А Кураева обличает цитируемый Соловьев.
Эта самая традиция, эти самые мощи, иконы и проповеди наполняют не
музеи, а храмы. В которых идут живые литургии. Насчет музеев, и кто и
как их наполняет - достаточно вспомнить историю с передачей Исаакия, где
музейные работники практически в буквальном смысле «встали на рога»,
только бы Церкви Исаакиевский собор не отдавать. И естественно, на
стороне этих работников были как раз апологеты «живой либеральной
традиции», которым мощи, иконы и очереди в храмы кушать спокойно не
дают.
И вишенкой на тортик, стоит вспомнить, что как-то раз на Пасху Алексей Анатольевич взял, да и сопоставил себя с Христом. И в этом контексте «прогрессивное богословие», что Чапнина,
что Кураева выглядит уже совсем нехорошо. С православной, метафизической
точки зрения.
По этому поводу высказался в фейсбуке историк, сектовед и теолог Александр Чаусов: «, что у Господа Бога отменное чувстсво юмора я понял уже давно. Но каждый раз удивляюсь виртуозной красоте этих комбинаций.
Итак, смотрите раз: Кураев критикует мертвую традицию, вспоминает
антихриста и Соловьева и ровно в том месте, где соловьевский антихрист
говорит про то, что будет "христианский музей", в который и будет
утрамбовано все христианство.
Смотрим два: Сергей Чапнин (ну, кто понимает о ком я, тому и так все
понятно) сегодня разражается спитчем про "мертвую церковную традицию".
Про идеологическую, даже, про секулярную, музейную в общем.
Смотрим три: Чапнина цитирует Навальный.
А теперь мы вспоминаем, кто там "шизел" категорически против того, чтобы Исаакий перестал быть музеем, а стал храмом?...
И к Навальному в этом отношении, тащемта вопросов нет потому, что с
ним все понятно, да и до антихриста не дотягивает. Но вот, что касается
Чапнина и Кураева, кажется... у Господа Бога отменное чувство юмора».
То же, что того же Чапнина теперь цитирует Алексей Анатольевич,
наверное, можно расценить и как попытку агитации «несогласного
присланного электората».
Вот только в плане той же традиции, которую так хают апологеты
«церковного либерализма», проблема очень сильно глубже и откровенно
попахивает серой.
Читайте больше на http://www.politonline.ru/interpretation/22891280.html Источник: politonline.ru.
Рейтинг публикации:
|