Единодушное голосование в Совбезе ООН за ужесточение санкций
против КНДР вызвало ропот у части общественности – как же так, Россия
вместе с США голосует за санкции против своего соседа? И это в то время,
когда Вашингтон со своей стороны бьет санкциями и по России, и по КНДР.
Что же происходит в реальности – в какую игру играет Москва?
Еще после очередного ракетного испытания, проведенного месяц назад КНДР, США грозились жестко наказать «нарушителя конвенции».
Опять
пошли разговоры про военное решение, про необходимость полной блокады
Пхеньяна. Дональд Трамп говорил о своем разочаровании Китаем (который,
как фантазировали в Вашингтоне, должен был «решить проблему», то есть
заставить КНДР отказаться от испытаний), а из Белого дома пошли утечки о
возможном введении санкций уже и против Китая. Параллельно американцы
стали готовить проект резолюции Совбеза ООН об ужесточении санкций –
учитывая, что корейские испытания нарушали предыдущие резолюции СБ, было
понятно, что нового ужесточения не избежать.
Россия и Китай не возражали против новых мер – впрочем, с двумя важными оговорками.
Санкции не должны использоваться для экономического удушения КНДР и необходимо возобновить многосторонние переговоры,
то есть перейти к прямым контактам между Пхеньяном и Вашингтоном при участии Москвы, Пекина, Токио и Сеула.
И
вот в субботу американская резолюция была принята голосами всех 15
членов Совета безопасности ООН. Посол США Ники Хейли назвала ее «ударом
под дых» Пхеньяну, Трамп выразил благодарность Китаю и России «за
сотрудничество в обеспечении принятия этого документа». А новый постпред
России при ООН Василий Небензя (для которого это было первое
голосование), заявил, что в ООН Россия и США должны работать вместе над
вопросами, «которые намного более важны, чем наши двусторонние
отношения», приведя в пример «крепкую» резолюцию по КНДР. В воскресенье
корейскую тему обсуждали на своей встрече в Маниле Сергей Лавров и Рекс
Тиллерсон – там же, кстати, находятся и китайский министр иностранных
дел, и глава МИД КНДР.
Что же произошло –
Москва и Пекин «пошли на поводу» у Вашингтона? Конечно, нет
–
принятая СБ резолюция не содержит тех мер, на которых настаивали США,
но возражали Россия и Китай. Главное – нет топливной блокады, то есть
запрета на поставки в КНДР нефти и нефтепродуктов. Нет запрета на
использование корейской рабочей силы за рубежом (то есть в России). Нет
санкций против высшего руководства Северной Кореи.
Конечно, там
есть целый ряд новых ограничений - запрета на экспорт угля, железа,
свинца и морепродуктов. Но, учитывая что 90 процентов экспорта КНДР
приходится на Китай, который и так уже временно приостановил закупку
корейского угля, эти меры не носят критический для КНДР характер.
Во-первых,
потому что экономика КНДР замкнута и практически самодостаточна, а,
во-вторых, потому что проверить, как Китай исполняет санкции, США все
равно не смогут – то есть Пекин вполне может, как это и делается сейчас,
ограничиться формальным, а не буквальным запретом на отдельные виды
торговли. Что же касается торговли и экономического сотрудничества
России и КНДР, то они практически не пострадают.
Так
Россия и Китай основательно почистили американский законопроект – но и в
таком виде США пытаются выдать его за свой успех. Но зачем вообще нужна
была эта резолюция России и Китаю? Дело в том, что сама история
«корейской проблемы» такова, что нарушение со стороны Пхеньяна никто не
оспаривает, все санкции принимались раннее Совбезом единогласно. При
этом Россия и Китай понимают, что КНДР пошла на создание ядерного оружия
из-за желания обезопасить себя от нападения США, и постоянно напоминают
о том, что Штаты провоцируют Пхеньян - но и северокорейцев призывают к
переговорам.
То есть Москве и Пекину нужно принудить к переговорам
две стороны – Кима и Трампа. С Кимом все проще – если Пхеньян увидит
реальную добрую волю Вашингтона, то Москва и Пекин сумеют убедить его
пойти на переговоры. А вот давить на Пхеньян санкциями или угрозой силы
бесполезно, КНДР будет продолжать свою программу во чтобы то ни стало –
но США все еще не готовы признать, что никакой альтернативы переговорам
нет. Нынешняя резолюция фактически является последним
российско-китайским движением по пути санкций –
Москва и Пекин говорят Вашингтону, что пора приступать к переговорам с
Пхеньяном. Иначе никакой поддержки антикорейских санкций на уровне ООН
не будет.
Именно это и имел в виду Василий Небензя,
когда заявил, что принятая резолюция исчерпала ресурсы санкционного
давления на Пхеньян и теперь необходима политическая стратегия в подходе
к Северной Корее:
«Следует отказаться от устаревших, показавших
свою неэффективность алгоритмов решения ядерной проблемы Корейского
полуострова и попытаться урегулировать ее при помощи нестандартных,
креативных подходов. Изоляция и давление должны уступить место диалогу и
переговорам».
Об этом же говорил и министр иностранных дел Китая
Ван И, подчеркнувший, что санкции необходимы, но они не являются
конечной целью – «цель заключается в том, чтобы вернуться к переговорам
по решению ядерной проблемы Корейского полуострова, и посредством
диалога найти условия для окончательного урегулирования, добиться
денуклеаризации и долгосрочной стабильности на полуострове».
Ван И
отметил, что новая резолюция включает в себя два элемента. Во-первых,
она заостряет внимание на том, что КНДР продолжает нарушать решения СБ
ООН и осуществлять пуски, и в ответ на такие действия необходима
соответствующая реакция мирового сообщества. А с «с другой стороны,
очень важным компонентом этой резолюции является призыв к возобновлению
шестисторонних переговоров, в ходе которых особое внимание нужно уделить
дипломатическим и политическим средствам, чтобы решить ядерную проблему
полуострова мирным путем и избежать напряженности и дальнейшей
эскалации ситуации».
Эти два аспекта крайне важны, и ими нельзя пренебрегать, сказал глава китайского МИДа.
В
этом и суть российско-китайской позиции – если США делают упор на
первой части резолюции, ужесточающей санкции, то наши страны отмечают
важность второй ее части, призывающий к возобновлению переговоров,
прерванных еще восемь лет назад.
Шестисторонние переговоры – единственный способ урегулирования «корейского кризиса» - это геополитическая аксиома.
Если,
конечно, не рассматривать силовой вариант решения вопроса - но, что бы
не говорили в США, к реальной войне на корейском полуострове, около
границ Китая и Россия, американцы готовятся только на словах. К тому же,
Трамп пришел в Белый дом восстанавливать Америку – а не втягивать ее в
войну, которая может иметь катастрофические последствия для всего мира.
Истерия
вокруг «военного решения» скоро начнет спадать – Трамп убедился, что
никаких фундаментальных уступок от Китая через корейскую тему не
добиться. Но для начала шестисторонних переговоров нужно не только
сбавить накал страстей, но и предпринять конкретные шаги.
О том,
какие они должны быть, давно уже говорят Москва и Пекин – в Маниле
Сергей Лавров напомнил об общей позиции о «двойном замораживании»:
ракетных и ядерных испытаний Северной Кореи и военных учений США и Южной
Кореи.
Чем быстрее США созреют для приостановки
военных учений – очередная порция которых запланирована на этот месяц –
тем быстрее начнется реальное урегулирование корейского кризиса.
Тем
более, что дальше разыгрывать корейскую карту против Китая и России
совершенно бессмысленно, а внутриполитические очки на защите от
«корейской угрозы» не заработаешь.