Почему Ройзман не зарегистрирован на выборах
Продолжается подведение итогов регистрации
кандидатов на пост губернаторов на грядущих этой осенью региональных
выборах. Поскольку и в этот раз не обошлось без громких и скандальных
заявлений со стороны некоторых оппозиционных партий, рад общественников,
политиков и экспертов более подробно высказались по данной теме. В ТАСС
сегодня прошла конференция, где выступил, в частности, член
общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии
Максим Григорьев, и высказался по поводу ситуации с Евгением Ройзманом.
Стоит напомнить, что мэр Екатеринбурга,
Ройзман, планировал выдвигаться на выборы губернатора Свердловской
области от партии «Яблоко», но выдвинулся настолько «лихо», что тотально
не прошел муниципальный фильтр. За него не отдали подписи даже местные,
«яблочные» муниципальные депутаты, после чего, естественно,
оппозиционный кандидат заявил, что выборы будет бойкотировать, а
муниципальный фильтр - процедура «незаконная» и «антиконституционная».
По словам Максима Григорьева, однако,
дело тут вовсе не в «антиконституционности» муниципального фильтра, а в
том, что «Выдвижение кандидата от партии "Яблоко" в Свердловской области
с самого начало было сопряжено с нарушениями избирательного
законодательства. Мы все читали в СМИ призывы ЦИК к партии "Яблоко"
исправить эти нарушения, но это было оставлено без ответа». Также,
эксперт заявил о том, что ОП привела опрос среди сотни муниципальных
депутатов, и оказалось, что «более сотни человек, более 10% было
опрошено, и эти результаты, опубликованные на сайте региональной ОП,
выявили список депутатов, к которым никто не обращался за поддержкой. то
данные, которые говорят сами за себя. - Фактически можно говорить о
том, что самой процедуры сбора подписей, видимо, и не было вовсе».
Эксперт поделился и своей версией причин
такого странного «выдвижения» кандидата от партии «Яблоко»: «зачем это
было сделано партией "Яблоко"? Можем, конечно, предположить, что это
из-за того, что сотрудники партии не в состоянии провести процедуру
выдвижения, не обладают необходимой компетентностью". Но как нам
кажется, речь идет о провокационной политической технологии, которую
использовала уже партия "Яблоко", то есть намеренной подаче документов с
нарушениями с привлечением к себе внимания СМИ».
Что же касается самого «муниципального
фильтра», то эта процедура также сейчас обсуждается. Недавно, замглавы
Администрации Президента Сергей Кириенко, выступая на молодежном форуме
«Территория смыслов» высказал предположение, что процедура может
«подвергнуться ревизии» и быть доработана. Впрочем, если такие доработки
и будут, то уже после губернаторской кампании.
Кстати, Максим Григорьев в своем
выступлении также обратив внимание на то, что «муниципальный фильтр»
может быть доработан, если кандидаты и партии будут проявлять на выборах
«большую активность». По его мнению, «целый ряд партий и кандидатов
успешно выполняют эти требования и регистрируются. Но при этом мы
понимаем, что если о своем желании участвовать в выборах заявят не 7-8, а
15 или 20 кандидатов, то возникнет серьезная правовая коллизия,
поскольку во многих регионах уже при 15 кандидатах на них просто не
хватит муниципальных депутатов. И при выдвижении такого количества
кандидатов избирательные права граждан уже не будут выполнены».
С другой стороны, член Совета при
президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ),
сопредседатель мониторинговой группы Совета по наблюдению за выборами
Игорь Борисов сегодня, говоря с журналистами, отметил, что «установление
любых квалифицирующих требований к кандидатам, выдвигаемым на те или
иные выборные должности, - это общепризнанная мировая практика».
Более того, по словам эксперта, «Если
есть поддержка кандидатов, они проходят эти нормы без каких-либо
проблем. Цифры и факты говорят о том, что данная позиция российских
законодателей вполне приемлема, она работает, работает нормально».
Борисов, впрочем, признал, что в работе данного политического
квалификационного механизма «есть что обсуждать», соглашаясь с позицией
Сергея Кириенко. По словам члена СПЧ, «Мы видим, что в рамках работы
этого инструментария освоились за пять лет технологи. Здесь нужно, на
мой взгляд, выставлять преграды технологам, чтобы они позволяли работать
данной норме в интересах избирателей, партий, а не применяли серые
технологии в обход духа закона и нашей Конституции».
Такую же позицию высказывала ранее и
глава ЦИК Элла Памфилова, которая также считает, что процедуру
муниципального фильтра в будущем можно доработать.
Однако, доработать - это не значит
«отменить». К тому же, даже сейчас, как единогласно утверждают эксперты,
муниципальный фильтр является корректно работающим механизмом, который
позволяет отсеять неквалифицированных кандидатов, которые не могут
пройти даже его.
Вообще же, такая практика «отсеивания»
политических кандидатов на ранних стадиях позволяет сделать выборы
понятнее для электората, элементарно освобождая бюллетени от
кандидатов-спойлеров, или от тех, кто решил баллотироваться только для
саморекламы и не собирается побеждать. Важным моментом является и то,
что работа главы губернатора сопряжена с тесным взаимодействием с
муниципалитетами и с муниципальными депутатами. И если человек не в
состоянии заручиться их поддержкой даже на предвыборной стадии, то о
какой конструктивной работе в этом направлении в дальнейшем может идти
речь?
Что же касается Ройзмана и «Яблока», то,
Максим Григорьев, кажется прав, предполагая, что всё та история с
несостоявшимся кандидатом в губернаторы - всего лишь рекламная кампания и
оппозиционного мэра, и оппозиционной партии. Источник: .politonline.ru.
Рейтинг публикации:
|