В один из самых напряженных моментов отношений
между двумя державами Вашингтон назначил Джона Хантсмана новым послом в
Москве. Фигура посла-миллиардера, интересная сама по себе, позволяет
провести исторические параллели с периодом отношений между США и СССР.
Материал подготовлен в рамках партнерства с Российским советом по
международным делам (РСМД).
18 июля Белый дом официально объявил о назначении 57-летнего
американского политика, дипломата и бизнесмена Джона Мида Хантсмана –
младшего новым американским послом в России. Дж. Хантсман принадлежит к
числу американских политических «тяжеловесов», и поэтому его утверждение
в новой дипломатической должности в Сенате США не создаст никаких
проблем, разве что антироссийски настроенные сенаторы, которые
составляют большинство, напутствуют его быть пожестче и поагрессивнее в
отношениях с Москвой. В представлении Белого Дома перечисляются все
основные достоинства и заслуги Хантсмана, который занимает должность
председателя Атлантического совета, ведущего аналитического центра в
области внешней политики, и Фонда Хантстмана по борьбе с раковыми
заболеваниями. В сообщении Белого дома отмечается, что «ранее он
достойно проявил себя на государственной службе, будучи послом в Китае и
Сингапуре, заместителем Торгового представителя США, заместителем
помощника министра торговли по делам Восточной Азии и Тихого океана и
заместителем помощника министра торговли по вопросам развития. Он также
дважды избирался губернатором штата Юта. В частном секторе он является
членом Совета директоров таких известных компаний как "Хилтон”,
"Шеврон”, "Форд Мотор Компани” и "Катерпиллер”. Он и его жена Мэри Кэй
воспитывают семерых детей».
Однако в этом перечне заслуг и достоинств Дж. Хантсмана, возможно,
отсутствует самый главный реквизит – данные о его личном состоянии,
которое оценивается примерно в 1 млрд долл. Именно на этом основании
миллиардер Хантсман, наряду с мультимиллионером Р. Тиллерсоном,
рассматривался Трампом в конце 2016 г. в качестве кандидата на должность
государственного секретаря США. В этом плане Дж. Хантсман имеет
отношение не столько к дипломатической службе США, сколько к «теневому
кабинету» администрации Трампа, состоящему из примерно 15 наиболее
успешных (и, следовательно, состоятельных) американских бизнесменов и
финансистов и созданного Трампом в форме «Президентского форума
стратегии и развития» [1].
Интересные исторические параллели
В перечне 7 американских послов, которые были аккредитованы в Москве с
начала 1990-х годов, начиная с Т. Пикеринга и заканчивая Дж. Теффтом,
Хантсман, возможно, займет особое место. Все они, за исключением проф.
М. Макфолла, который занимал эту должность в 2012-2014 гг., были
профессиональными дипломатами, воплощавшими традиционные модели
дипломатических отношений. Хантсман абсолютно по всем своим
характеристикам и значимости напоминает А. Гарримана, доверенного
посланника Т. Рузвельта, который был послом США в Москве в исторически
переломные 1943-1946 гг. Миллионер Гарриман также имел три ипостаси –
бизнесмен, дипломат и политик. Председатель и член совета директоров
многих американских компаний, главным образом в сфере железнодорожных
перевозок. Председатель Консультативного совета деловых кругов США в
1937-1939 гг. при министерстве торговли США, но фактически – при
президенте Ф. Рузвельте. Губернатор штата Нью-Йорк в 1954-1958 гг.,
дважды неудачно участвовавший в президентских гонках, добиваясь
выдвижения кандидатом на пост президента США от Демократической партии в
1952 и 1956 гг. В период после Второй мировой войны он занимал
различные дипломатические должности, в том числе —заместителя
госсекретаря США в 1961-1965 гг.
Принимая во внимание нынешнюю истерию в США вокруг связей и контактов
Д. Трампа и членов его семьи с Россией и российскими представителями,
можно предположить, что Хантсман, будучи членом правящей американской
политической элиты, станет доверенным представителем Трампа, имеющим прямой доступ к президенту США. Возможно, именно этим соображением и руководствовался Трамп, выдвигая
кандидатуру Хантсмана на пост американского посла в Москве.
Помимо этого, фигура посла всегда прямо или косвенно говорит о
значимости страны его пребывания в приоритетах американской внешней
политики. Совершенно очевидно, что назначение Хантсмана однозначно
свидетельствует о том, что Россия и российское направление будут
занимать очень важное место в системе внешнеполитических связей Америки.
Фактически администрация Трампа «по умолчанию» вынуждена признать и
исходить из того обстоятельства, что на протяжении последних лет
сформировался многополярный мир, и Россия превратилась в важного игрока
на международной арене с законными интересами которого просто-напросто
нельзя не считаться.
Однако на этом параллели с А. Гарриманом и периодом середины 1940-х
годов не кончаются. Советско-американские отношения в тот период
строились на трёхсторонней основе – в треугольнике Москва – Вашингтон –
Лондон. В 1943 г. стало очевидным, что Вторая мировая война идёт к концу
и встаёт исключительно важная проблема послевоенного устройства мира.
Назначение Хантсмана, который был американским послом в Сингапуре в
1992-1993 гг. и послом в Китае в 2009-2011 гг., можно интерпретировать
таким образом, что российско-американские отношения с приездом Хантсмана
в российскую столицу будут строиться в треугольнике Москва – Вашингтон –
Пекин.
Главная стратегическая установка Вашингтона – не допустить
формирования российского-китайского стратегического партнёрства –
напрямую зависит от того, каким образом беспрецедентное давление
Вашингтона и его союзников на Москву может отразиться на
российско-китайском сближении. Аналитики влиятельного Совета по
международным отношениям (Council on Foreign Relations) отмечают, что в
последнее время «экономический спад и обусловленные им структурные
сдвиги в экономике Китая стали свершимся фактом, что начинает
сказываться и на китайской внешней политике. В новых экономических
условиях высшим стратегическим приоритетом для Китая становится
национальная безопасность, а не экономика».
При этом эксперты Атлантического совета отмечают, что в области
обеспечения своей национальной безопасности Россия и Китай ищут и
находят всё больше точек соприкосновения и общих интересов. Так, эксперт
Атлантического Совета М. Гебарт прямо пишет о том, что, например,
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) «является преимущественно
организацией, уделяющей основное внимание вопросам безопасности, в
которой Россия и Китай имеют примерно равные права. Поэтому Китай и
Россия рассматривают присутствие американских вооруженных сил в
центральной Азии как явную угрозу их интересам национальной
безопасности» [2]. Показательно, что эксперты Атлантического совета
недавно единодушно высказались за изменение формата антироссийских
санкций с целью «избежать нежелательных последствий» как для
американских фирм, так и американской внешней политики.
Прагматичный политик
«Шведский стол» дарований и опыта Хантсмана неизбежно заставляет
задаваться вопросом о том, какими особенностями будет отличаться его
деятельность на посту американского посла в Москве. Знакомство с фактами
его политической биографии показывает, что он принадлежит к числу
политиков-прагматиков, которые меняют свои позиции и взгляды в
зависимости от складывающейся политической конъюнктуры. В свое время
американские политологи характеризовали Хантсмана как «консервативного
технократа-оптимиста, готового плотно работать даже с президентом
Бараком Обамой». Конъюнктурность позиций, занимаемых Хантсманом,
наглядно проявила себя в ходе президентской кампании 2016 г. Весной 2016
он поддержал кандидатуру Д. Трампа на пост президента США от
Республиканской партии, однако осенью после очередного скандала с
высказываниями Трампа в отношении женщин отозвал своё «благословление».
Эта политическая изменчивость Хантсмана распространяется даже на его
религиозные взгляды. В мае 2011 г. он так охарактеризовал свое членство в
мормонской церкви: «Сегодня в мире имеется 13 миллионов мормонов. Это
очень разнообразное и неоднородное собрание людей. И среди этих 13 млн
людей вы найдете множество разных взглядов и колоссальный разброс
мнений. Я был воспитан мормоном, моя жена принадлежит к Епископальной
церкви, наши дети – католики».
Поэтому есть все основания полагать, что Хантсман будет
последовательно проводить ту политику в отношении России, которая будет
сформулирована в доктринальных внешнеполитических документах Белого
дома, Совета национальной безопасности и Государственного департамента
США.
- Более подробно о «Президентском форуме стратегии и развития» см.:
Злобин Н. Кто есть кто в команде Трампа. М.: Издательство «Э», 2017 , с.
270-301.
- Atlantic Council. Future Europe Initiative. Gebhardt M. Journey to
the West. Chinese Opportunities in European Infrastructure Expansion.
Issue Brief. July 2017. P. 4.