Конгресс США преодолел имевшиеся
процессуальные препоны и содержательные противоречия и достиг согласия
по законопроекту о новых санкциях против России и Ирана, а также –
возможно – Северной Кореи.
«Данный законопроект американских парламентариев фактически выглядит «войной всех против всех»
Главная
проблема с анализом ситуации вокруг этой темы заключается в том, что
данный акт американских парламентариев фактически выглядит «войной всех
против всех»: против России, Европы и даже против собственного
президента.
С одной стороны, сам по себе законопроект открыто и
очевидно направлен против России. В то же время нельзя не отдать
должного американским депутатам, которые, руководствуясь национальными
интересами, вывели из-под его действия сотрудничество в сфере космоса и
деятельность НАСА.
С другой стороны, проект носит выраженный
антиевропейский, а точнее, антигерманский характер и нацелен на подрыв
российско-европейского сотрудничества в сфере энергетики, поскольку
ставит своей целью воспрепятствовать строительству газопровода «Северный
поток – 2». А это, в свою очередь, очевидным образом бьет по экономике
Европы, поскольку, если американцы добьются в этом успеха, европейцы
окажутся перед необходимостью закупать энергоносители в других местах по
существенно более высоким ценам, что в свою очередь скажется и на
себестоимости европейских товаров, и на энергетической безопасности
Европы в целом.
В этой ситуации впечатляет ирония и цинизм
американских законодателей, которые обосновывают законопроект «защитой
энергобезопасности союзников» и утверждают, что вторая ветка «Северного
потока» якобы окажет негативное воздействие «на энергетическую
безопасность Европейского союза, газовое развитие рынка в Центральной и
Восточной Европе и энергетические реформы на Украине».
Вполне
закономерно, что такая защита у самих защищаемых союзников вызвала
весьма негативное отношение и протесты. К уже высказанному мнению европейских энергокомпаний, Европейская комиссия также заявила о
своей озабоченности тем, что меры, обсуждаемые в Конгрессе США, могут
иметь непредвиденные последствия, в том числе для европейских
экономических и энергетических интересов. Кроме того, их потенциальный
эффект может оказаться «широким и неизбирательным», в результате ЕК
призвала американскую сторону согласовывать с Брюсселем шаги в сфере
санкций против России.
Отдельного упоминания заслуживает также открытый выпад Еврокомиссии,
которая прямо заявила, что данный законопроект «продиктован прежде всего
внутренними соображениями».
Этот комментарий прямо указывает на еще
одну деталь – возможно, главную – во всей этой истории: законопроект
подготовлен и будет принят в пику президенту Дональду Трампу. Более
того, об этом прямо заявил лидер демократического меньшинства в сенате
США Чак Шумер, сказавший, что демократы и республиканцы достигли
соглашения по законопроекту в связи с «видимой неспособностью»
президента справиться с «многочисленными нарушениями России».
Главный камень преткновения между Капитолийским холмом и Белым домом – не санкции сами по себе, а контроль над ними и
возможность их вводить и отменять. Дональд Трамп настаивал на
сохранении им независимости в данном вопросе. Однако новый законопроект
резко ограничивает возможности президента отменять санкции или
приостанавливать их действие.
В результате американский президент
может оказаться перед трудным выбором. Если он наложит на законопроект
вето, это повлечет за собой новую волну обвинений в его сотрудничестве с
«русскими». Если же он подпишет его, то его возможности вести
самостоятельную внешнюю политику резко сузятся.
Пока же Трамп пытается сохранить свободу маневра. Представитель Белого дома сообщил,
что президент «поддерживает жесткость в отношении России и введение
этих санкций в частности», однако пока не принял решение по данному
законопроекту.
Что касается Москвы, то ее позиция вполне
привычна. Пресс-секретарь президента заявил, что отношение к
законопроекту в Кремле «крайне негативное», а CNN подозревает, что Россия ответит на него неожиданно и асимметрично.
Однако главная проблема заключается во все большем размытии не только
привычных, но и вообще каких-либо границ, рамок и правил в международной
политике. Россия и Европа (а заодно весь остальной мир) вынуждены иметь
дело с ситуацией, когда ключевые внешнеполитические решения в
Вашингтоне принимаются под влиянием внутриполитической борьбы в США.
Впрочем,
в Европе ситуация немногим лучше. Взаимная жесткая санкционная
политика, свежий скандал с турбинами, в который вмешался теперь и
германский МИД, пригрозив осложнением
двухсторонних отношений, и на этом фоне проект «Северного потока – 2», в
котором Россия и Германия совместно противостоят Штатам. Это можно было
бы считать забавной иллюстрацией классической сценки «здесь играем,
здесь не играем, а здесь рыбу заворачивали», если бы речь не шла о
судьбоносных для множества стран и в целом планеты решениях.
Можно
предположить некоторые направления, по которым Москва может ответить на
новые санкции со стороны США, например те или иные меры в бережно
охраняемой американцами от санкций области космического сотрудничества.
Однако
это никак не влияет на главную проблему, все более остро стоящую на
повестке дня – мир превращается в расползающееся на глазах лоскутное
одеяло, причем обнаруживается, что даже, казалось, цельные «куски» тоже
начинают распадаться из-за внутренних проблем.
В результате перед
Москвой все более остро встает вопрос не как реагировать на те или иные
решения или эксцессы (будь то новые санкции или арестованная
дипломатическая собственность), а как в принципе действовать в мире,
ускоренно теряющем любые ориентиры, нормы и правила.